МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/История Урала
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
07.04.2005 (11:19)
Версия для печати
ОБРАЗ ЗЕМСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Чернышева Е.В. - "Проект Ахей"

Организация и деятельность губернских и уездных земств, как органов местного самоуправления, с самого начала привлекала к себе внимание не только профессиональных исследователей, но и литераторов. Свой вклад в освещении этой темы внесли уральские писатели, среди которых выделяются, прежде всего, Н.Н. Блинов и А.В. Круглов. Однако их литературное наследие по земской тематике до сих пор не попадало в поле зрения исследователей, что обусловило желание восполнить данный пробел и показать суждения авторов.

                Николай Николаевич Блинов (род. в 1839 г.) был незаурядной личностью: известным педагогом, писателем, подвижником народной школы. Выходец из Вятской губернии, он происходил из семьи  священника, и после окончания  Вятской духовной семинарии  в 1861 г. стал священником в бедном и глухом селе Карсавай Глазовского уезда. Жили здесь в основном  удмурты и пермяки, которые в то время значительно отставали в своем развитии. Среди тяжелой материальной обстановки, Н.Н. Блинов пробыл три года, внося посильный вклад в просвещение местного населения. Им была составлена  азбука  для удмуртов («Лыдзон»), написаны статьи по этнографии  края (1).

                В год издания Земского Положения он был переведен в село Бахту, недалеко от Вятки, где создал образцовую народную школу, составил несколько учебных пособий и написал ряд статей педагогического содержания, проникнутых желанием пробудить в учащихся стремление к знаниям. Незаурядная деятельность священника на педагогическом и отчасти на публицистическом поприще вызвала недоброжелательное отношение местной администрации. Н.Н. Блинову пришлось оставить Бахту и перебраться сначала в город Нолинск, на должность преподавателя Духовного училища, а потом в Вятку. Здесь он близко знакомится с деятелями вятского губернского земства,  принимает участие в организации земской Учительской семинарии.

                Среди других земств России Вятское губернское земство в то время выделялось своим демократическим составом. Наряду с Пермским губернским и Олонецким уездным земством Вологодской губернии оно входило в триаду «крестьянских» земств. Еще одной его яркой чертой была широкая постановка мероприятий социально-экономического характера, направленных на повышение культурного уровня местного населения и помощь в хозяйственных делах. С 1894 г. Вятская губернская земская управа еженедельно стала издавать «Вятскую Газету» предназначенную для народного чтения, которая бесплатно рассылалась сельским обществам, земским и церковно-приходским школам, а также всем служащим по вятскому земству. В 1898 г. Н.Н. Блинов был приглашен в качестве редактора этой газеты. Тогда же управа предложила ему заняться разработкой статистических данных в крае.    

                Совмещая службу по духовному ведомству с деятельностью подвижника народного просвещения и сотрудника вятского губернского земства, Н.Н. Блинов, в то же время, писал художественные произведения, изображая в них  жизнь пореформенного русского крестьянства. В своем сочинении «Земская служба. Беседы гласного - крестьянина Акима Простоты» он первым среди отечественных писателей в популярной форме попытался рассказать народу о земском самоуправлении простым и доступным языком (2). Его работа была рассчитана не на образованную публику, а на грамотных крестьян, которые, несмотря на предоставленные им Положением 1864 г. права, избегали  участвовать в выборах и мало знали о деятельности земств.

                В книге повествование ведется от имени бывалого, сознательного крестьянина Акима, которому до всего в деревне есть дело, обо всем забота. Своими сельчанами он избран в гласные и, осознав важность и честь, которую ему доверили, стал активно постигать премудрости земской службы. Ключевая идея произведения - один грамотный деловой крестьянин может в земстве добиться многого. Аким хлопотал об открытии школы, о ремонте дороги, объяснял крестьянам важность судо-сберегательных товариществ, страхования строений, прививок от оспы.

                По ходу рассказа писатель с грустью замечал, что крестьянским гласным пока очень трудно в земствах отстаивать свои интересы из-за отсутствия грамотности и  боязни господ. Не понимая важности земского дела, крестьяне на выборах часто продавали свои голоса за водку. Поэтому автор стремился показать, что для его героя звание гласного стало не пустым звуком, а возможностью помочь всему сельскому миру и своим примером пробудить в крестьянах заинтересованность в земской службе.

                В целом, оценка земства, данная Н.Н. Блиновым, носила положительный характер. Он полагал, что оно сможет улучшить крестьянскую жизнь, принести в деревню свет знаний и культуры, поднять экономическое благосостояние народа. Однако писатель указывал и на  ряд негативных моментов в их организации и деятельности. По его мнению, земства еще не вполне стали органами самоуправления, поскольку зависят от администрации и местной полиции. Имея только одно существенное право – право налогообложения, они не располагают теми преимуществами, которые есть у правительственных учреждений (3).

                Не идеализируя земскую работу, Н.Н. Блинов писал, что «выборные люди не всегда умели вести обширное хозяйство с выгодой для дела и без отягощения плательщиков. Повсюду земские налоги увеличивались, а нужд народных остается неудовлетворенных еще много» (4). Одну из причин такого положения он видел в новизне земского дела, в отсутствии четких представлений о том, что необходимо осуществить. В этой связи, им  высказывались пожелания о необходимости глубокого изучения местной жизни и проведении статистических исследований.

                Выдвигая на первый план практические интересы, автор замечал, что земство должно заботиться не только об устройстве школ и больниц, но и о развитии сельского хозяйства и улучшении крестьянского земледелия. Помочь в этом ему могли грамотные крестьяне, которые близко знали свой край и его нужды. Писатель призывал их «уяснить права и обязанности земского гласного» и идти на службу в земство (5). Высказанные в работе идеи говорили о том, что в понимании роли земства в жизни российского общества автор их стоял на народнических позициях.

                Другим плодовитым писателем, в творчестве которого нашла отражение земская тематика, был Александр Васильевич Круглов (род. в 1853 году). Местом его рождения был  Великий Устюг, где отец его служил смотрителем народных училищ. Окончив гимназию в  Вологде,  будущий беллетрист в 1873 г. переехал в Петербург, где  и развернулась его творческая деятельность, хотя связь с родным краем он не порывал никогда.

                А.В. Круглов сотрудничал в ряде крупных журналов, таких как «Русская Речь», «Наблюдатель», «Дело», «Вестник Европы», «Исторический Вестник», «Русские Ведомости», где помещал свои произведения в стихах и прозе. Отдельным изданием у писателя вышло около десятка очерков и рассказов (6). Кроме того, как и Н.Н. Блинов, он был автором краеведческих работ, посвященных  жизни и быту коми.

                Земская тематика нашла отражение в рассказах, опубликованных под общим названием: «Господа земцы. Провинциальные картинки». Действия в них происходят в 70-е гг. XIX в. – времени для земства сложном и противоречивом. Общественный подъем 60-х годов сменился разочарованием в совершенных Александром II преобразованиях, и, прежде всего в земском самоуправлении, что объяснялось как изменением правительственного курса в сторону реакции, так и отсутствием ожидаемых результатов от земской работы.  Печать различных направлений  реагировала на это едкой критикой, изображая вялость и рутинность, царящие в земстве и  многочисленные злоупотребления. В этом отношении сочинение Круглова было весьма показательным.

                В предисловии автор отмечал, что хотя в рассказах присутствует известный вымысел, но основаны они на реальных событиях и личных его наблюдениях. Перед читателем он открывал уголок земского мира, показывал галерею портретов: земский учитель, фельдшер, председатель земской управы, земский казначей, но делал это с юмором и иронией, в надежде, что смех поможет исправить общественные нравы (7).

                В рассказе «Золотушинские земцы» был представлен собирательный образ захолустного земства с его бедностью, отсутствием денег на зарплату служащим, бездумной тратой земских сумм управами, равнодушием гласных к своим обязанностям. Особое внимание писатель обратил на убожество жизни земского учителя и повествовал, как учитель Квадратиков вынужден по несколько раз в месяц за десяток километров являться в управу пешком, чтобы просить нищенское жалованье. От нужды он трудится и учителем и ямщиком, из-за чего занятия в школе часто прерываются, потому что ему нужно кого-то куда-то везти. В другом рассказе «Теплое житье» бедная квартира учителя Бузоратова служит одновременно и классом для занятий учащихся.

                Постоянная нужда, в которой жило большинство земских служащих, контрастировала в сочинении А.В. Круглова с обеспеченностью членов управ, для которых выборная должность стала хорошим способом пополнить свой бюджет и жить в свое удовольствие. В рассказе «Земские сластолюбцы» член управы Сила Пахомыч Брюшков пожелав познакомиться с новой молодой повитухой, пьяный ночью приезжает к фельдшеру и требует, что бы тот немедленно сообщил женщине о нем. Брюшков считает, что он начальство и потому вправе вести себя так, как хочет. На земские деньги он разъезжает по уезду, вывозит приятелей на охоту, в то время как земские лошади нужны, для того чтобы врач отправился на помощь больному. Бедность и неустроенность Золотушинского земства не помешала ему отправить 8 тысяч рублей на помощь сербам в русско-турецкую войну. Такую жертву автор считал непозволительной роскошью (8).

                Главную надежду на улучшение ситуации А.В. Круглов возлагал земскую интеллигенцию - врачей, учителей, агрономов, статистиков, кадры которых  пополнялись, как правило, людьми идейными, которые шли на бескорыстную культурную работу в земство.

                Небольшой, но весьма показательный фрагмент, раскрывающий грань земской  жизни, дал выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852 – 1912 гг.). Сын священника, он родился  на Урале, на Высимо-Шайтанском заводе. Окончив Пермскую семинарию, в 1871 г. поступил в Медико-хирургической академии, но вскоре перешел на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, откуда вышел, не окончив курса. Ведя писательскую жизнь, Д.Н. Мамин  занимался репортажами и писал небольшие рассказы.

                В 1883 г. появился первый его роман из заводской жизни на Урале «Приваловские миллионы». Здесь писатель обращает внимание на приисковую деятельность в крае, на привлеченных сюда легкой наживой старателей, их бешеную расточительность и недолгое богатство. Не подвергая сомнению положительную работу земств, особенно в области народного просвещения и хозяйства, он критикует одну из народнических иллюзий о возможности миновать капитализм в России через сохранение сельской общины и развитие кустарных промыслов (9).

_________________________________

1. Блинов Н.Н. Движение народонаселения Карсавайского прихода // Вятские Губернские Ведомости. 1869. №№ 14—35; Народное образование в Вятской губернии в 1864—74 гг. Вятка, 1875; Языческий культ вотяков. Вятка, 1898.

2. Блинов Н.Н. Земская служба. Беседы гласного-крестьянина Акима Простоты. СПб., 1881.

3. Там же. С. 162.

4. Там же. С. 173.

5. Там же. С.  175.

6. Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. Изд. 4-е. СПб., 1900. С. 173-178.

7. Круглов А.В. Господа земцы. Провинциальные картинки. СПб.. 1887. С. 5-6.

8. Там же. С. 54-55.

9. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений. Т.2. М., 1958, С.126-127.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=41&article=491    /    Просмотров: 8198

Последние статьи раздела
ЗЕМСКИЕ ИЗДАНИЯ В ФОНДАХ ОТДЕЛА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОУНБ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

МЭРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ВКЛАД УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

ОБРАЗ ЗЕМСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

ДИНАМИКА БРАЧНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"