МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/История Урала
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
04.04.2005 (07:27)
Версия для печати
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕМИЛЕТНЕГО ВСЕОБУЧА СРЕДИ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ УРАЛА

Мосунова Т.Г. - "Проект Ахей"

Содержание национальной политики в области образования в 1920 – 1930–е годы характеризовалось тремя главными моментами: последовательной организацией обучения на родном языке; выравниванием уровня образования всех народов (при этом  уделялось больше внимания народам, отстающим по объективным причинам); усиленной подготовкой  педагогических кадров.

Одновременно с введением начального всеобуча в стране проводился курс на всемерное развитие повышенного образования. Этого требовал новый этап модернизационного  процесса. Следуя директивам партии и правительства, Уральский областной  исполнительный комитет Советов с 1 октября 1930 г. ввел всеобщее обязательное 7-летнее обучение в 78 пунктах     (городах, фабрично-заводских и рабочих поселках), в том числе для детей нерусских рабочих, проживавших в этих пунктах, через организацию специальных фабрично-заводских семилеток (ФЗС) в Свердловске, Златоусте, Кизеле, Кыштыме, Надеждинске и через организацию специальных групп при русских ФЗС.  В декабре 1931 г. 7-летний всеобуч стал вводиться уже в 114 городах и рабочих поселках и в 7 районах сплошной коллективизации, среди которых был Ялано-Катайский национальный район (1).

                В сельской местности основной формой повышенного образования  являлись школы крестьянской молодежи (ШКМ). Им была придана профессиональная ориентация, они должны были  дать аграрную подготовку деревенской молодежи в связи с начавшейся коллективизационной ломкой сельского уклада. План развертывания сети национальных ШКМ и увеличения учащихся в них предусматривал перспективы экономического развития районов и бытовые условия национальных меньшинств. Помимо создания новых национальных ШКМ создавались национальные группы и отделения при общих школах. Такие группы и отделения создавались прежде всего для небольших по численности народов (зыряне, чуваши, украинцы, мордва и др.), а также для тех народов, у которых соотношение между начальными и повышенными школами составляло 1:60 (для сравнения: среднеобластное соотношение составляло 1: 7,3) (2).

                С 1 октября 1932 г. облисполком распорядился ввести во всех национальных районах Уральской области, кроме двух северных округов, обязательное обучение в 7-летней школе тех, кто окончил в этом году начальную школу. Зачисление осуществлялось без вступительных экзаменов. К этому моменту в национальных школах повышенного типа обучалось 16 тысяч человек.

                Однако поставленная задача  к концу первой пятилетки выполнена не была. Лишь в Ялано-Катайском и Манчажском районах были достигнуты высокие показатели: в 1933 г. охват ШКМ подростков марийской национальности равнялся 97%, татарской – 82,4% (для сравнения: русской национальности – 93%) (3). Положительным фактором за годы первой пятилетки соотношение между начальными и повышенными школами значительно сократилось, что создавало благоприятные условия для введения 7-летнего всеобуча в годы второй пятилетки.

                Основная работа по охвату детей 7-летней  школой проводилась в годы второй  и третей пятилеток. В Постановлении СНК РСФСР от 13 марта 1934 г. «О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного политехнического обучения» Госплану РСФСР поручалось совместно с Наркомпросом и Наркомфином  РСФСР разработать план введения 7-летнего всеобуча по отдельным АССР, краям и областям с тем, чтобы в 1935/36 учебном году в пятые классы были приняты все дети, оканчивавшие начальную школу в городах и рабочих поселках, а к 1937/38 учебному году – все дети, оканчивавшие начальные классы сельских школ (4).

                Благодаря росту бюджетных ассигнований, помощи школьному делу со стороны хозяйственных, общественных организаций и населения за годы второй пятилетки материальная база национальных школ значительно укрепилась, улучшились условия жизни и учебы школьников. Выросло количество ученических стипендий. По данным Свердловского облисполкома в 1934 г. не было ни одной национальной школы повышенного типа, которая не имела бы своего посева (5). На Урале имел место систематический рост сети татарских и башкирских неполных средних школ (НСШ - так стали именоваться 7-летние  школы). Например, в Челябинской области в 1934/35 учебном году их было 23, а в 1937/37 – 33 и одна средняя (6). Росла сеть НСШ и для других народов. В 1936/37 учебных годах татарские и башкирские неполные средние школы в селах имели интернаты. Правда, они не могли еще поместить всех нуждающихся в жилье (7).

                Всеобщее 7-летнее политехническое обучение к концу второй пятилетки стало обязательным в городах и более доступным на селе. Охват подростков равнялся 75% по области, а в 1936/37 учебном году передовые национальные районы имели охват: Ялано-Катайский - 94%, Куединский – 98%, Кунашакский - 90%. В перечисленных районах охват соответствовал среднеобластным показателям и заданиям пятилетнего плана: довести охват детей 12-14 лет 7-летней школой до 90-92%. Однако степень доступности обучения была неодинаковой в различных национальных районах. Наряду с отмеченными передовыми районами существовали такие, где охват 7- летней школой оставался на уровне 82% ( Аргаяшский район) (8).

                В целом к концу пятилетки плановые задания по охвату нерусской молодежи повышенным образованием были не выполнены. Следовательно, при значительном сокращении так называемых «культурных ножниц» между нерусским и русским населением, ликвидировать полностью отставание национального всеобуча от общеобластных показателей не удалось. Следует отметить, что национальные школы в большинстве своем - школы сельские, поэтому  правомерно при объяснении их отставания иметь в виду объективные трудности социально-экономического, культурного и бытового развития  советской деревни.

__________________________________

1. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 9. Д. 1065. Л. 170, 163.

2. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1074. Л. 64.

3. ЦДООСО. Ф. 60. Оп. 1. Д. 96. Л. 32.

4. Народное образование в СССР: Сб. документов.1917-1973 гг. М., 1974. С. 115.

5. Четыре года борьбы за социализм: материалы к отчету Свердловского облисполкома съезду Советов Свердловской области. Свердловск, 1934. С. 141.

6. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 2. Д. 207. Л. 9.

7. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 1. Д. 98. Л. 134; Оп. 2. Д. 207. Л. 9.

8. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 13. Д. 20. Л. 271; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 13. Д. 609. Л. 3.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=41&article=477    /    Просмотров: 5319

Последние статьи раздела
ЗЕМСКИЕ ИЗДАНИЯ В ФОНДАХ ОТДЕЛА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОУНБ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

МЭРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ВКЛАД УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

ОБРАЗ ЗЕМСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

ДИНАМИКА БРАЧНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"