МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/История Урала
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (13:55)
Версия для печати
ГОРНОЗАВОДСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ УРАЛА ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Черноухов Э.А - "Проект Ахей"

 

Проблема свертывания своеобразной системы горнозаводского образования на Урале после отмены крепостного права практически не освещена в научной литературе. Между тем этот процесс важен для исследования, как реформирования горного ведомства, так и народного образования в крае. В данной статье автор стремится восполнить этот пробел по казенным и частным горнозаводским учебным заведениям.

К 1861 г. система горнозаводского образования на Урале достигла пика в своем развитии. На казенных заводах действовала трехступенчатая, достаточно замкнутая система учебных заведений, которая включала в себя 37 заводских школ, (в них обучалось 3438 мальчиков),6 окружных(367 учеников) и Уральское горное училище(34 мальчика). Кроме того, при казенных горных заводах Урала существовало 8 женских (411 учениц), 4 единоверческих (59 учеников) и мусульманское (13 учащихся) училища. Накануне отмены крепостного права различные училища, в том числе и для девочек, действовали и при каждом втором частном горном заводе края.1

Отмена крепостного права привела к существенной перестройке горнозаводского хозяйства Урала. Многие заводы переживали тяжелый кризис, выход из которого виделся, в том числе, и за счет сокращения непроизводственных расходов, включая систему образования. Особую активность проявили заводовладельцы, долгое время объяснявшие высокие цены на продукцию своими большими “накладными расходами” на содержание достаточно разветвленной социальной инфраструктуры при заводах.

“Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства министерства финансов” от 8 марта 1861 г. содержало всего одну статью об учебных заведениях. Здесь устанавливалось, что после завершения переходного периода горное ведомство обязывалось содержать бесплатные первоначальные школы только для детей членов горнозаводских товариществ.2

Вопрос о будущем системы казенного горнозаводского образования поднимался во время посещения Урала начальником штаба Корпуса горных инженеров Перетцем в 1862 году. Для него были составлены специальные записки о состоянии и перспективах всех производств и структурных подразделений горнозаводского хозяйства края. Горные власти Урала предлагали сохранить все существующие при казенных заводах и заводских селениях первоначальные школы и окружные училища. Расходы на их содержание планировалось сократить примерно на треть за счет прекращения выплаты “жалования” учащимся. Вместо Уральского горного училища предлагалось учредить “реальные горные курсы” при Екатеринбургской гимназии.3

Проект слияния Уральского горного училища с Екатеринбургской гимназией вызвал аргументированную критику его управляющего Н.К.Чупина. Он отмечал совершенно разные цели этих учебных заведений: гимназия – общеобразовательное, училище – специально-техническое. На многочисленных примерах из отечественного и европейского опыта Н.К.Чупин доказывал необоснованность задуманного симбиоза.4 Проект слияния не был реализован, а практически все остальные предложения вышеназванной специальной записки по учебным заведениям были приняты.

Уже в 1861 г., несмотря на все уговоры родителей со стороны горного начальства и учителей, произошло первое значительное уменьшение числа учащихся во всех казенных округах Урала. После окончания переходного периода, и соответственно прекращения выплаты “жалования”, произошел второй массовый отток детей из всех казенных горнозаводских учебных заведений. В результате в 1863/1864 учебном году количество учащихся в сравнении с дореформенным периодом, уменьшилось в окружных училищах и заводских школах в 2,5 раза, в женских – в 1,5. Ввиду малого числа учеников закрылись шесть школ в заводских селениях.5

С 1864 г. количественный состав учащихся во всех типах казенных горнозаводских учебных заведениях стабилизировался, а вскоре начал постепенно расти. Однако кризис системы горнозаводского образования преодолен не был. Количество учащихся в окружных училищах и заводских школах нигде, кроме Златоустовского округа, так и не достигло дореформенного уровня. Сокращалось и число горнозаводских учебных заведений. В 1866 г. из-за недостатка средств на содержание и малого числа учащихся закрылись еще шесть казенных горнозаводских учебных заведений края.6 В большинстве окружных училищ и заводских школ постепенно прекратилось преподавание предмета “распознавание минералов, руд и горных пород”, а также обучение ремеслам.

Таким образом, значительная часть населения казенных горных округов Урала в тот период не осознавала необходимости даже начального обучения своих детей, отпуская их в школы лишь из-за определенных материальных выгод. В тоже время нельзя не учитывать значительного падения уровня жизни в первые годы после отмены крепостного права. Отметим и плачевную учебную базу многих казенных горнозаводских учебных заведений, острый недостаток квалифицированных учителей, использование устаревших методик преподавания. Ряд горных начальников, с целью закрепления в казенных школах квалифицированных педагогов, вынуждены были прибегать к использованию сверхштатных средств.

С серьезными проблемами сталкивалось и Уральское горное училище. В 1866 и 1874 гг. были подготовлены проекты нового “Положения” о его деятельности, предусматривавшие существенную реорганизацию учебного процесса. Но они, получив одобрение Ученого комитета Горного департамента и экспертов, так и не были утверждены.7

Самым слабым местом в процессе обучения в Уральском горном училище продолжали оставаться практические занятия. Оно не располагало собственными мастерскими, что создавало значительные проблемы с овладением воспитанниками ремеслами. Училище продолжало испытывать серьезные трудности с подбором квалифицированных учителей и отсутствием необходимых учебников по специальным предметам. Не хватало средств на организацию полноценной летней производственной практики воспитанников.

Уральское горное училище в пореформенный период оставалось, чуть ли не единственным специальным учебным заведением в России, практически не предоставляющим никаких прав по службе.8 Руководство училища продолжало вести затяжную переписку по этому вопросу с правительственными учреждениями. Однако, несмотря на все трудности количество учащихся в Уральском горном училище с 1866/1867 гг. стабильно превышало дореформенный уровень.

В 1869 г. Министерство народного просвещения вновь поставило вопрос о подчинении ему казенных горнозаводских учебных заведений. Министр финансов запросил по этому вопросу мнение местных горных администраций. Большинство начальников казенных округов и заводских управителей Урала высказались за переподчинение начальных школ. В 1870 г. вопрос обсуждался в Государственном Совете. Здесь было принято решение о переподчинении Министерству народного просвещения не только заводских школ, но и окружных училищ.

Процесс предоставления необходимых сведений и согласований растянулся на восемь лет. Наконец, в 1878 г. были составлены сводные ведомости о переподчиняемых учебных заведениях Горного департамента. Большинство из них было сосредоточено на Урале: 4 окружных училища (252 учащихся) и 35 заводских школ, в том числе 31 мужская (2530 учеников) и 4 женские (278 учениц).

В 1879 г. решение о переподчинении было утверждено высшими органами власти. Большинство казенных горнозаводских учебных заведений на Урале были преобразованы в сельские народные, остальные – в городские училища. По согласованию между министерствами передача должна была завершиться к 1 января 1880 года. Однако реорганизация не была завершена к намеченному сроку. Переписка с взаимными финансовыми претензиями продолжалась до конца 80-х годов 9.

Реорганизация системы казенного горнозаводского образования была встречена населением неоднозначно. Так, по воспоминаниям очевидца, при открытии на базе бывшего окружного нового городского училища в Златоусте присутствующие не выразили ему “сочувствие”. Между тем известно, что зажиточная часть населения Златоуста с 1871 г. добивалась открытия в городе среднеспециального учебного заведения Министерства народного просвещения, в том числе и за счет передачи ему средств, ассигнуемых на окружное училище. Последнее не устраивало их “тупиковым” характером получаемого образования. Его выпускники, из-за несоответствия программ, не могли продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях Министерства народного просвещения 10.

В целом переподчинение учебных заведений вполне вписывалось в общий процесс реформирования горного ведомства в тот период времени. С 1 января 1874 г. оно перешло в ведение Министерства государственных имуществ. После этого сразу же началось переподчинение ряда его структур (горные церкви, госпитали, аптеки и пр.) соответствующим ведомствам. К концу 70-х гг. в ведении горных властей остались только учреждения, имевшие непосредственное отношение к горному делу 11. Из образовательных учреждений в ведении Министерства государственных имуществ остались только специальные учебные заведения, в том числе Уральское горное училище.

Подобные реорганизации после отмены крепостного права произошли и в частных горных округах края. Частные горнозаводские учебные заведения стали довольно быстро утрачивать свое основное своеобразие: содержание за счет заводовладельцев. Существенная часть затрат на их содержание перекладывалась на местное население. Прекратилась выплата “жалования” учащимся, были ликвидированы существовавшие при ряде частных горнозаводских училищ пансионы.

Вместе с тем отметим, что многие заводовладельцы Урала продолжали выделять определенные, а некоторые и довольно значительные (Демидовы и Строгановы) средства на содержание сохранившихся учебных заведений. Части из них были безвозмездно переданы занимаемые помещения, а также учебные пособия и принадлежности.

В результате положение большинства частных горнозаводских учебных заведений существенно ухудшилось после отмены крепостного права. Часть из них вообще закрылась из-за недостатка средств на содержание. Многие из оставшихся влачили жалкое существование, не находя должной поддержки у местных обществ. Это объяснялось как тяжелым материальным положением значительной части горнозаводского населения, так и недостаточным осознанием им необходимости получения детьми, особенно девочками, хотя бы начального образования.

Так, в Нижнетагильском округе Демидовых с 1864 года количество учебных заведений, находящихся на содержании заводовладельцев сократилось с 23 до 5. Количество учащихся уменьшилось примерно вдвое в сравнении с предреформенными показателями. Правда, в 70-е гг. заводовладельцами были открыты восемь классов грамотности, непосредственно при заводских производствах. Волостные же общества округа, при уже имевшейся учебно-материальной базе, за вторую половину 60-х гг. воссоздали только три училища 12.

Новый этап в развитии начального образования на горнозаводском Урале связан с деятельностью земских учреждений, созданных здесь в конце 60 – начале 70-х годов. Уже в начале своей деятельности земства открыли в заводских поселках края значительное количество новых учебных заведений, прежде всего там, где их не было в дореформенное время, и взяли под свою опеку существовавшие. Они же вскоре стали осуществлять их основное финансирование. Причем земства стремились иметь здесь двуклассные училища, учитывая более высокие потребности заводоуправлений, являвшимися главными плательщиками местных налогов.

Таким образом, в 70-е гг. XIX века завершилась полуторастолетняя история деятельности своеобразной системы горнозаводского образования на Урале. Дело обучения местного населения окончательно перешло в ведение Министерства народного просвещения, земств и церкви. Свертывание ведомственной системы общего образования стало объективной тенденцией в развитии страны.

1 Подробнее см.: Черноухов Э.А. Горнозаводское образование на Урале в Х1Х веке. Дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 1998. Гл. 2.

2 ПСЗ – 2. Т. 36. № 36.719. Ст. 66.

3. ГАСО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 400. Л. 9–14.

4. Там же. Ф. 93. Оп. 1. Д. 1. Л. 220–230.

5. Подсчитано по: РГИА. Ф. 37. Оп. 53. Д. 5; Ф. 44. Оп. 3. Д. 252, 584.

6. Там же. Ф. 37. Оп. 53. Д. 209; ГАСО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 497.

7. РГИА. Ф. 37. Оп. 53. Д. 86; ГАСО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 458. Л. 33–74.

8. Сто лет горнотехнической школе на Урале. Свердловск, 1948. С. 53–54.

9. РГИА. Ф. 37. Оп. 53. Д. 655. Л. 115–130.

10. РГИА. Ф. 37. Оп. 53. Д. 1034.

11. Иванов П.А. Краткая история управления горной частью на Урале. Екатеринбург, 1900. С. 24.

12. См.: Черноухов Э.А. Указ соч. С. 181–188.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=41&article=263    /    Просмотров: 8684

Последние статьи раздела
ЗЕМСКИЕ ИЗДАНИЯ В ФОНДАХ ОТДЕЛА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОУНБ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

МЭРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ВКЛАД УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

ОБРАЗ ЗЕМСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

ДИНАМИКА БРАЧНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"