МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/История Урала
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (13:25)
Версия для печати
ПОМОЩЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ УРАЛА ШКОЛЕ В ХОДЕ КАМПАНИИ “ВСЕНАРОДНЫЙ ПОХОД ЗА ВСЕОБУЧ”

Мосунова Т.Г - "Проект Ахей"

 

Пути и способы решения проблем “догоняющего развития”, которые Советская власть унаследовала от прежней власти, представляли собой всю ту же верхушечную, выборочную модернизацию, направленную прежде всего на обеспечение потребностей госаппарата, обороны и индустриализации страны, в ущерб многим другим ее нуждам. Итоги поворота к внеэкономическим, административно- командным методам в конце 1920 - начале 1930-х годов оказались достаточно противоречивыми. Так, в первые годы сложился, а затем приобрел характер нерушимого принципа директивной экономики так называемый остаточный подход к проблемам культуры, образования, уровня жизни. Однако индустриальная реконструкция народного хозяйства требовала общего повышения культурного уровня масс.

Одно из реальных достижений первых пятилеток - это введение начального всеобщего школьного обучения. Изучение мероприятий в рамках кампании “всенародный поход за всеобуч” на Урале подтверждает следующий вывод. Полного охвата подрастающего поколения начальной школой нельзя было добиться при всем значении энтузиазма народа “без использования директивного хозяйственно-политического механизма, способного “подхлестывать” общество, мобилизовать силы и средства, не считаясь с экономическими и социальными ограничениями”.1

1 Всесоюзный съезд по всеобучу выдвинул лозунг: “На каждый полтинник государственных средств - рубль общественности”. Самым распространенным внебюджетным источником вплоть до середины 30-х годов являлось так называемое самообложение населения на культурные нужды. В 1928/29 уч. г. на Урале самообложение населения составило 10% всех ассигнований на просвещение из местного бюджета. По мере введения всеобуча отчисления от самообложения населения на нужды народного образования увеличивались. Дополнительное финансирование народного образования за счет общественности (отчисления хозорганов, вклад населения, средства от субботников) в 1929/30 г. составило 34,1 % бюджетных средств в Уральской области. Этот показатель был выше для нерусского населения края - 44 %.2

В ходе “борьбы” за всеобуч главным критерием оценки партийно-советского руководства считалась степень мобилизации общественности на помощь школе. Широкое распространение получили такие действенные формы привлечения общественности к культурному строительству как культпоходы, культэстафета, культпосты, месячники и декады смотра всеобуча. Задача областных и районных кампаний заключалась в оказании помощи по укреплению материальной базы школ и созданию условий для учебы.

В программе месячников и декадников по всеобучу центральное место занимали субботники, проводимые как общественными, так и хозяйственными организациями. В августе - сентябре 1930 г. проводился всеуральский субботник по всеобучу, который в 94 районах дал в соответствующий фонд 75 тысяч рублей. (Красное знамя.1930.21 октября) В ходе перечисленных кампаний ремонтировались школы, заготавливалось топливо, создавалась продовольственная база, собирались средства в фонды всеобуча и бедноты.

Разнообразная помощь школе со стороны общественности, безусловно, отвечала новым задачам. Но массовое обучение требовало более широких мероприятий по охвату детей и подростков беднейших слоев населения обучением и - главное - закреплению их в школе. Как отмечалось на страницах газеты “Красное знамя”, с формальной стороны дело со всеобучем обстояло благополучно - был достигнут полный охват детей обучением. Однако первая брешь во всеобуче - это неполная посещаемость: 75% учащихся не посещают школу из-за отсутствия одежды и обуви.3

На основании решения Совнаркома РСФСР “ О создании условий действительной доступности школ 1 и 11 ступени для детей рабочих, колхозников, батраков и бедняков и о приеме детей нетрудового населения” от 28 января 1930 г. правительство приняло меры по улучшению централизованного снабжения школьников одеждой и обувью. В 1930/31 г. учащиеся Урала получили 509 тыс. пар кожаной и 191 тыс. пар валяной обуви, 87 тыс. пальто, 305 тыс. метров мануфактуры, что было недостаточно. В городах и районах облисполком совместно с профсоюзными и кооперативными организациями создал специальные фонды для бесплатного и льготного обеспечения школьников одеждой, питанием, учебными принадлежностями. Следует подчеркнуть, что бюджетные ассигнования составляли меньшую часть фондов помощи учащимся.

За счет фондов помощи в значительной степени решалась и проблема детского питания. Чтобы решить эту проблему, райкомы ВКП(б) предложили фракциям райколхозсоюзов обсудить на всех колхозных собраниях вопрос о выделении продуктов для горячих завтраков школьникам. Проделана была также большая работа по закреплению школ к колхозам и совхозам, заключению договоров между ними. Согласно договорным обязательствам колхозы делали специальные запашки для школ, оказывали помощь на пришкольных участках, выделяли скот в школьные хозяйства. На 1 марта 1931 г. все школы Манчажского района были прикреплены к колхозам, а в Ялано-Катайском районе 80% школ имели договора с колхозами и получили от них 68 лошадей, 26 коров, 12 овец, 30 кроликов, 4 свиньи, птицу.4

С 1932/33 г. становится массовым создание при школах земельных участков. Работа на них обеспечивала питанием учащихся и педагогов. Земельные участки под посевы злаков и огородных культур, количество скота в пришкольных хозяйствах увеличивались из года в год. Бюро Коми- Пермяцкого окружкома ВКП(б) утвердило план весеннего сева в 1933 г. на пришкольных участках общей площадью 656 га, в 1934 г. - 784 га, в 1935 г. - 948 га.5

Конечно, учащиеся начальных школ не могли самостоятельно справиться с таким хозяйством. Поэтому парткомы требовали от общественных организаций, фракций районо обеспечить прополку школьных посевов, своевременную уборку урожая, применяя методы соревнования, ударничества, мобилизуя родителей, комсомольцев, пионеров. К концу первой пятилетки горячими завтраками удалось обеспечить 80% учащихся школ области (учащихся из беднейших семей - бесплатно).

Следует особо отметить вклад учителей в дело привлечения в школу всех детей, создание условий для всеобуча. “Незаменимые герои всеобуча” - под таким заголовком был опубликован материал в газете, посвященный учителям, которые добились материальной помощи школе и ученикам со стороны промышленных предприятий.6 В 1931 г. лучшие учителя были премированы на областном конкурсе. Среди них - учителя национальных школ Ялано-Катайского района Хайров, который собрал средства на горячие завтраки и оборудование школьной сельхозстанции; Суханкулов за изобретение теплого фургона для перевозки детей; т. Веселов за организацию детской столовой, фонда помощи, за 100% охват детей школой и другие.7

Среди мер, направленных на обеспечение доступности обучения, важное место занимала организация для учащихся общежитий и интернатов. По предложению партийных комитетов средства на организацию общежитий были включены в смету отделов народного образования.

В целом следует признать, что благодаря всей системе мероприятий в рамках кампании “всенародный поход за всеобуч”, на Урале уже в 1930/31 г. удалось достичь значительных успехов. Плановые задания по всеобучу были выполнены. Также как и для русского населения, для большинства национальных меньшинств края 1930/31 г. стал годом введения всеобщего начального обучения.

В годы второй пятилетки активное участие общественности в деле обеспечения доступности обучения также было необходимо. В конце 1934 г. бригада культпропа Челябинского обкома ВКП(б) обследовала состояние народного образования в Аргаяшском районе и отметила вклад трудящихся в школьное строительство. Он выражался в создании продовольственной базы школ, в подвозе топлива к школам, в выделении колхозами “Красный маяк”, “Победа”, “Маяк” для премирования лучших учителей и учеников одежды и обуви.

Благодаря росту бюджетных ассигнований, помощи школьному делу со стороны хозяйственных, общественных организаций и населения материальная база школ укрепилась, улучшились условия жизни и учебы школьников. Таким образом, за годы второй пятилетки были в значительной степени закреплены достигнутые ранее результаты начального всеобуча.

____________________

1Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было?: Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М.,1989.С.53

2(Контрольные цифры хозяйственного и социально-культурного строительства Урала на 1931 г. Свердловск: 1931. С.88-89.)

3Красное знамя.1931.30 октября 4(ГАРФ.Ф.1235. Оп.125.Д.31.Л144,145) 5Десять лет Коми- Пермяцкого округа. Свердловск- Кудымкар,1935.С.93. 6Красное знамя.1930. 13 ноября 7ЦДООСО.Ф.4.Оп.9.Д.1074.Л.85.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=41&article=252    /    Просмотров: 6016

Последние статьи раздела
ЗЕМСКИЕ ИЗДАНИЯ В ФОНДАХ ОТДЕЛА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОУНБ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

МЭРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ВКЛАД УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

ОБРАЗ ЗЕМСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

ДИНАМИКА БРАЧНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"