МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/История Урала
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (12:44)
Версия для печати
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ГОЛОДАЮЩИМ НА УРАЛЕ В 1921-1922 ГГ.

Каракулов Д.В. - "Проект Ахей"

 

Продразверстка, наряду с такими причинами, как отсталость сельского хозяйства, последствия войны и политика “военного коммунизма”, привели к голоду, а засуха 1921г. лишь подтолкнула трагическое развитие событий. За период гражданской войны (1917 – 1919 гг.) у уральских крестьян исчезли все запасы, которые традиционно делались на период стихийных бедствий. Более того, с первых дней этой войны страну преследовал голод, усугубившийся после засухи 1921г., в стране просто не оказалось продовольствия, которое позволило бы пережить лихолетье. За 1921-1922 годы производительные силы сельского хозяйства понесли огромный урон: сократились посевные площади, поголовье скота, тысячи крестьянских хозяйств исчезли с лица земли. Деревня страшно обнищала. В результате сельскохозяйственное производство было отброшено на десятилетия назад. Страна, в том числе и Урал, были поставлены на грань национальной катастрофы.

Для координации действий по борьбе с голодом была создана 18 июля 1921 г. Центральная комиссия помощи голодающим (ЦК Помгол) при ВЦИК, под председательством М.И. Калинина. ЦК Помгол имело своей основной целью организовать победу над голодом, спасти сельское хозяйство от окончательного разорения, а трудящиеся массы – от голодной смерти, создать максимум благоприятных условий для хозяйственного возрождения Юго-Восточного края 1.

ЦК Помгол представлял собой высшую межведомственную комиссию, которая объединяла и согласовывала деятельность “комиссариатов и всех советских учреждений в отношении борьбы с голодом как в центре, так и на местах” 2. После организационного оформления центральной комиссии помощи голодающим начинается создание подобных комиссий на местах. Право организации местных комиссий “Положением о ЦКПГ” предоставлялось Центральной комиссии. На первом же заседании 22 июля было принято постановление об организации на всей территории РСФСР губернских комиссий помощи голодающим 3 Они сосредоточили в своих руках всю работу по борьбе с голодом.

В состав губернских комиссий входили представители губисполкома, губпродкома, губотдела труда, ГСНХ, губземуправления, губздравоотдела, губсоюза, губсобеса, губпрофсовета, губучпрофсоюза, губкома, губвоенкомиссии, губполитпросвета, губоно и уполномоченной ВЦИК по улучшению быта детей. Для постоянной работы назначался президиум в составе 3-4-х членов из представителей губисполкома, губкома, губпрофсовета и губземуправления. Вслед за организацией губернских комиссий создавались уездные и волостные комиссии помощи голодающим.

На губернские, уездные и волостные комиссии помгол возлагалась задача оказания помощи пострадавшим, обеспечение засева полей, сохранение живого и мертвого инвентаря, улучшение быта детей, организация общественных работ, сбор пожертвований и т.д. Кроме того, на фабриках, заводах, транспорте, строительстве, в советских учреждениях и общественных организациях имелись добровольные комиссии помощи голодающим. Работа этих сотен и тысяч комиссий помощи голодающих направлялась ЦК Помгол через уездные и губернские комиссии.

Средства Комиссии помощи голодающим получали: а) из семенных, продовольственных и денежных средств, предоставляемых Центральной Комиссией в порядке государственной помощи и пожертвований, б) из внутригубернских налогов и отчислений продуктов товарных и денежных, в) из всякого рода пожертвований. Особое внимание Комиссии помощи голодающим обращали на использование всех местных продовольственных, семенных и товарных ресурсов.

В основу постоянной, регулярной помощи голодающим был положен принцип попечительства, именно: взятие благополучным городом, селом и деревней на свое попечение определенного числа голодающих. С этой целью устанавливался однодневный паек для голодающего в размере 1-го фунта хлебных продуктов с прибавкою ежемесячно двух-трех фунтов вкусового или приварочного продуктов из нескоропортящихся (масло, сало, селедка, солонина, кофе, сахар, мыло, табак и т.п.).

Каждая Комиссия благополучной губернии должна была точно учесть, какое количество голодающих она берет на свое попечение и сообщить эти сведения в ЦК Помгол. Из благополучных губерний уже привязанных к определенным голодающим районам, собираемые пайки один раз в месяц в точно определенный срок направлялись в голодающие губернии, с указанием числа едоков, взятых на попечение. Полученные пайки Губернские комиссии голодающих районов распределяли между соответствующим числом голодающих едоков 4

ЦК Помгол в своей работе опирался на весь механизм советского государственного аппарата, на помощь партийных и общественных организаций, на инициативу и помощь народа. Борьба с голодом стала государственным делом. Все органы государственной власти – от ВЦИК до волостных сельских Советов – перестроили свою работу для оказания помощи голодающим.

Прежде всего, нужно было выяснить положение в уездах и волостях, состояние урожая (полей), наметить размеры и виды помощи и т.д. Обследованием занимались уездные экспертные комиссии, губернские продовольственные налоговые комиссии, волостные статистические отделы, комиссии губкомов, комиссии добровольных корреспондентов и, наконец, были проведены экспедиционные опросы 5

На основании этих обследований ЦК Помгол выносил решение о признании отдельных местностей или неурожайными, или голодающими. В первом случае местности, признанные неурожайными, освобождались только от государственного продналога на хлебофураж и на этот вид продуктов вводился местный налог, направленный на удовлетворение нужд этой местности. В местности, признанной голодающей, госпродналог на все виды продуктов продовольствия снимался и вводится местный налог. Эта местность освобождалась и от государственного гужтрудналога. В местностях, признанных голодающими и неурожайными, на основании постановления Президиума ВЦИК вводился местный продналог. Порядок взимания и сроки сдачи определялся Губпродкомом, который обязывался в 7-дневный срок выработать соответствующий приказ и инструкцию о проведении местного налога. Все продукты продовольствия, поступившие в порядке местного налога, сдавались на заготконторы и расходовались по распоряжению Губпомголода и Губэкосо.

Так на основании решения Президиума ВЦИК от 23 января 1922 г. Осинский и Сарапульский уезд Пермской губернии были признаны голодающими, а Оханский – неурожайным. Это решение поддержал Наркомпрод, согласившись с тем, что Пермская губерния без государственной помощи не обойдется. На основании этого решения Губпродком снял с населения Осинского и Сарапульского уездов, как признанных Центром голодающими, государственный продналог на все виды продовольственных продуктов и населения Оханского уезда, как признанного неурожайным, за исключением 3-х волостей – Табарской, Усть-Бусинской и Серафимовской, хлебофуражный продналог. Продаппарат в этих губерниях был сокращен.6

Для обследования положения и выяснения размеров необходимой помощи ВЦИК направил в наиболее голодающие Башкирскую республику и Уфимскую губернию специальную комиссию. Обследовав кантоны, комиссия ВЦИК сделала вывод о том, что Башкирскую республику и Уфимскую губернию нужно считать голодающими и оказать им помощи из центра 7Затем, постановлением Президиума ВЦИК они были включены в число голодающих районов для государственного снабжения продовольствием и семенами. Впоследствии ЦК Помгол прикрепил их к благополучным по урожаю Акмолинской, Екатеринбургской, Курской, Петроградской, Семипалатинской, Смоленской, Тюменской губерниям. В эти губернии выехали уполномоченные Башпомгола и Губпомгола для организации отправки продовольствия.

До прибытия помощи из этих губерний изыскивались внутренние ресурсы. Правительство Башкирской республики запретило вывоз продовольствия со своей территории, установило натуральный и денежный сборы в пользу голодающих с продаваемых на рынках продуктов. Организовывались субботники в помощь голодающим, двухнедельники по сбору пожертвований. Однако пожертвования были незначительны. По неполным данным, удалось собрать 720 тыс. пудов хлеба, 89 тыс. пудов мяса, свыше 200 тыс. пудов овощей, 110 млрд. руб. 8. .Половина собранного в 1921 г. продналога в количестве 79483 пудов различных продуктов была направлена в помощь голодающим 9.

По данным учета урожайности, вся Челябинская губерния со всеми ее уездами являлась пострадавшей. Валового сбора зерна могло бы хватить губернии на удовлетворение своих продовольственных потребностей не более чем 3,5 месяца. Если же принять во внимание уплаченный губернией продовольственный налог в размере 899,9 тыс. пудов, то остаток валового сбора хлебов хватило бы для покрытия продовольственной потребности населения в течение не более двух с половиной месяцев. В отдельных уездах картина была более мрачной, чем по губернии в целом. Продовольственный дефицит губернии при самой сокращенной норме составлял 3372,7 тыс. пудов 10. После обследования и тщательного изучения положения на местах губернская комиссия помгол развернула работу по обеспечению пострадавшего населения семенами, снабжению продовольствием, организации общественных работ, спасением детей, охране скота, инвентаря и т.д.

Первая продовольственная помощь наиболее пострадавшим крестьянам была оказана из местных ресурсов путем перемещения продуктов внутри пострадавших от засухи районов. Наркомпрод РСФСР обязал продовольственные органы Челябинской губернии в кратчайший срок произвести точный расчет всех ресурсов продовольствия губернии для составления продовольственного баланса, выработать план перемещения продуктов, получаемых от товарообменных операций и продналога.

Государственная помощь осуществлялась, главным образом, через организацию общественного питания, а также выдачи продовольствия непосредственно населению в виде сухого пайка (детям: муки 11,25 ф., крупы 6 ф., взрослым: муки 5,625 ф., крупы 2 ф.). В Челябинской, как и в большинстве пострадавших губерний, пункты общественного питания начали функционировать с октября 1921 г. и просуществовали вплоть до снятия нового урожая 1922 г. Количество этих пунктов и питающихся в них беспрерывно увеличивалось. В октябре 1921 г. в Челябинской губернии функционировало 7 столовых, которые обслуживали 3900 человек, главным образом, детей; в декабре столовых было 67, а обслуживаемых детей – 29403 человек; в январе 1922 г. – 190 столовых обслуживали население: взрослых – 45313 и детей – 34506 человек; в феврале в 290 столовых питались только детей – 63504 человека. С марта 1922 г. в связи с подготовкой и проведением весенних полевых работ продовольственная помощь через пункты общественного питания неизмеримо возросла. В апреле функционировало 374 столовых, в июне – 399 с охватом 318598 человек 11.

Государство с помощью общественных организаций вело борьбу с детской беспризорностью, организовало сеть питательных пунктов – столовых общественного питания. К лету 1922 г. в Екатеринбургской губернии голодало 13 тысяч детей, 7 тысяч из них были взяты на государственное обеспечение, 5 тысяч получили помощь общественности через местные комиссии помощи голодающим. Организовывалась широкая сеть детских домов. Созданы 112 общественных столовых, в которых питалось 52700 человек. К осени 1922 г. количество общественных столовых еще более увеличивалось 12.

Таким образом, организация общественного питания государством оказала значительную помощь голодающим.

Кроме продовольственной помощи голодающему населению оказалась денежная помощь. Рабочие и служащие на своих собраниях принимали решения о денежном и натуральном отчислении в фонд помощи голодающим. Так, рабочие и служащие железнодорожной станции Челябинск в количестве 6241 человек на общем собрании единогласно постановили отчислить в помощь голодающим по 2 фунта муки за ноябрь месяц. Всего было отчислено 312 пудов. Сотрудники Губернского Совета Народного Хозяйства (ГСНХ) отчислили в фонд помгол трехдневный заработок. 13

В благополучных по урожаю сельских местностях сбор пожертвований хлебом и другим продовольствием производился через комитеты крестьянской взаимопомощи. На собраниях и сходах в деревнях и селах принимались решения о мобилизации всех сил и средств на борьбу с голодом. Крестьяне Угловского сельского общества Рижской волости Челябинского уезда на общем собрании 7 августа 1921 г. единогласно постановили отчислить по 1 фунту хлеба с каждой урожайной десятины и добровольно – кто сколько пожелает сверх указанного 14. Аналогичное решение были приняты крестьянами других сел и деревень Челябинской губернии

Уральские губернии были не в состоянии преодолеть стихийное бедствие только своими силами. Необходима была серьезная помощь со стороны государства, населения благополучных районов страны. В сентябре-октябре 1921 года проводилась Всероссийская неделя помощи голодающим, в целях объединения работы всех комиссий помгола и вовлечение в комиссию по борьбе с голодом общественных организаций и широких масс трудящихся, завершившаяся 16 октября “Всероссийским субботником”.

Всюду проводились сборы пожертвований и отправка их в голодающие районы. Только в сентябре 1921 г. в Башкирию поступило 120 тыс. пудов семенной ржи, собранной в различных территориях. В ноябре из пожертвований населения других районов Башкирская республика получила 21 вагон, Уфимская губерния – 16 вагонов с продовольствием. Деньги и продукты поступали из Брянской, Смоленской, Тамбовской, Пермской, Петроградской и других губерний 15

В условиях ожесточающегося голода все большее значение приобретала государственная помощь голодающим. Государство в основном предоставляло крестьянам семена. В 1921-1922 гг. центральные органы власти выделили для Башкортостана свыше 6 млн. пудов семян 16 . Эта помощь оказалась решающей при проведении весеннего сева 1922 г. Губернии и автономные республики, объявленные в 1921 г. голодающими, были освобождены от возврата семенной ссуды, полученной в 1920 г., а возврат ссуд, взятых в 1921-1922 гг., был перенесен на 1923-1924 гг. Кроме того в 1922 г. Башкирская республика и Уфимская губерния были освобождены от всех видов продналога 17.

Главная задача местных органов власти пострадавших губерний, состояла в изыскании внутренних средств и мобилизации их на борьбу с голодом. Специальные ударные дни, недели, воскресники, субботники, которые проводились партийными и советскими органами, имели огромное значение, как в деле вовлечения широких масс во всенародную борьбу с голодом, так и в удовлетворение хотя бы минимальных потребностей голодающих. Но этого было недостаточно, ибо масштабы бедствия были настолько грандиозны, что требовали более радикальных и новых форм помощи. Необходимо было организовать такую помощь, которая гарантировала бы населению голодающих губерний систематическую доставку продовольствия, могущая обеспечить ему существование до нового урожая.

В целях организации систематической помощи к пострадавшим от неурожая районам были прикреплены благополучные в урожайном отношении губернии. Так Челябинская губерния была прикреплена к Сибири (Новониколаевской и Семипалатинской губерниям), Уфимская губерния к Сибири, Оренбургская губерния к Московской губернии, Башкирская республика к Туркестану, Смоленской и Петроградской губерниям. Пермская, Екатеринбургская губернии, имевшие уезды, частично пострадавшие от неурожая, оказывали помощь голодающим своей губернии сами.

В разгар компании по организации помощи голодающим в декабре 1921 г., в Москве открылся IX Всероссийский съезд Советов. Съезд призвал мобилизовать все силы к полному и безусловному проведению в жизнь мероприятий, связанных с организацией постоянной и регулярной помощи голодающим. Он потребовал вовлечь в борьбу с голодом “всех поголовно трудоспособных граждан, расширение фискальных мер помощи путем процентных отчислений с торговых и товарообменных операций, натурализации штрафов, налогов на предметы роскоши и увеселения” 18.

Борьба с голодом принимает поистине всенародный характер. В нее включаются широкие массы трудящихся – рабочие, крестьяне, служащие. Они оказывают всестороннюю поддержку в работе Губпомголов и его местных комиссий. Рабочие и служащие всех предприятий и учреждений добровольно отчисляли 5% от всех видов денежного, материального и продуктового снабжения в фонд Губпомгола, проводили сбор пожертвований продовольствия и товаров широкого потребления. Эта кампания проходила под лозунгом: “Десять сытых прокормят одного голодного!”

Крестьянское население делало отчисления в зависимости от мощности хозяйств – с площади земли до 2-х дес. - 3 фунта хлеба, с большей земельной площади – свыше 3-х фунтов. По пуду фуража отчислялось с одной покосной десятины. Помимо добровольных пожертвований трудящихся – рабочих и крестьян в фонд Губпомголов, туда поступали отчисления, проводимые с частнособственнических элементов, которые государство обязало принять участие в борьбе с голодом. По решению 5-го Екатеринбургского губернского съезда Советов торговцы, промышленники, кустари и ремесленники должны были отчислять в обязательном порядке ежемесячно 5% с каждого рубля валового оборота предприятия или ремесла, группа населения свободных профессий – артисты, художники, писатели – обязывались вносить тоже 5% с суммы получаемого гонорара. Только в первые 5 месяцев 1922 г. в губпомгол поступило пожертвований от населения: муки 16405 пуд., зерна 24230 пуд., хлеба 735 пуд., мяса 3170 пуд., крупы 249 пудов 19.

С 5 по 12 января 1922 г. прошла “Неделя Красного Креста помощи голодающим”. Кроме того, было организовано много субботников и культурно-массовых мероприятий, сборы с которых шли также в фонд Помгола. Сборы в пользу голодающих производились также за разрешение: на устройство публично-танцевальных вечеров – 5-10 рублей, буфетов на вечерах и концертах – 10-30 рублей. Регистрационный сбор с владений, сданных в аренду 30 рублей; дополнительный сбор с кондитерских, кафе и ресторанов, с торговли предметами роскоши – 50% местного сбора и т.д. 20

Все эти новые источники дали дополнительные средства в пользу голодающих. На 1-е апреля 1922 г. от временного обложения поступило только по Челябинской губернии 5 млн. рублей 21. Такая же сумма поступила в фонд помощи голодающим в результате реализации губкомпомгол лотерей. Поступления общегражданского налога за апрель, май, июнь и первую половину июля по всей Челябинской губернии составили 4720744 рубля 22.

Большая помощь голодающим была оказана организацией общественных работ, которые имели огромное значение, как в обеспечении голодающих заработком, так и в предупреждении стихийных бедствий путем введения в крестьянские хозяйства земельных улучшений.

Комиссией по борьбе с голодом при сельскохозяйственной секции Госплана был разработан план общественных работ. Планом предусматривались проведение мелиоративных работ, ремонт и сооружение шахтных колодцев, ремонт старых и устройство новых плотин для орошения, осушения луговых земель, сооружения для лиманного орошения и т.д. Кроме этого ВСНХ запланировал лесозаготовительные, строительные работы и работы по ремонту работ, мостов и т.д.

Уже осенью 1921 г. общественные работы были начаты во многих пунктах Челябинской губернии. Работы по лесозаготовкам развернулись в Куртамышском, Верхне-Уральском, Курганском и Троицком уездах. В городе Челябинске с помощью общественных работ производился ремонт старой и постройка новой водопроводной магистрали по городу, ремонт мостовых, больниц, строились новые столовые и питательные пункты и т. д. При мельнице №8 был удлинен главный путь железнодорожной ветки 23 . С наступлением зимы общественные работы были прекращены, а весной 1922 г. они вновь возобновились и проводились в еще больших масштабах. Наркомзем в 1922 г. ассигновал на общественные работы для всех пострадавших губерний 70702 тыс. рублей. Челябинской губернии было отпущено 2375 тыс. рублей 24.

В Оренбургской губернии в 1921 году общественные работы производились Губернским комитетом Государственных сооружений. На 1922 год в начале ноября месяца 1921 г. был составлен план общественных работ. Организовывались дорожные работы: исправление трактов и мостов, имеющих транзитное значение, сооружение новых мостов и дамб на проселочных и луговых дорогах, имеющих не только местный характер, но и общегосударственное значение. Кроме этих работ, предполагалось организовать работы по укреплению берегов рек Урала и Самары, по ремонту полуразрушенных зданий, особенно городских и прочие весьма полезные работы в хозяйственном, экономическом смысле 25.

Значительную роль в преодолении голодного бедствия оказывало и осуществление товарообменных операций. В начале декабря 1921 г. Челябинская губернская комиссия помгол совместно с Губсоюзом направила экспедицию в Новониколаевскую (Новосибирскую) и Семипалатинскую губернии для организации товарообмена. Предварительно были выяснены запросы населения этих губерний. Экспедиция была снабжена ассортиментом ходовых товаров, которые были выделены в фонд помгола всеми хозяйственными организациями (Губсовнархозом, Губпродкомом, Губземотделом, Губисполкомом, Губсобесом). Экспедиция доставила в Сибирь мануфактуру, кожтовары, валяную обувь, стеклянную посуду, мыло, сепараторы, косы и серпы, всего товаров на общую сумму 2057860050 руб. 26 . За период с 1 сентября 1921 г. по 1 июля 1922 г. Челябинская губерния на отпущенные ей товары заготовила 105258 пудов хлеба, 31174 пуда круп и 42305 пудов прочего продовольствия 27.

Одной из мер борьбы с голодом стало изъятие церковных и монастырских ценностей и обращение их в дело помощи голодающим. Советское правительство в марте 1922 г. издало специальный декрет об изъятии церковных ценностей для борьбы с голодом. С принятием декрета ВЦИК началась широкая кампания по изъятию церковных ценностей. Проведение декрета в жизнь обострило давно, со времени революции, тлеющий конфликт между властью и церковью.

На основе декрета ВЦИК РСФСР в Челябинской губернии для изъятия церковных ценностей было создана комиссия в составе ответственных представителей губисполкома, губкомпомгола, губфинотдела, с обязательным привлечением групп верующих, в пользовании которых находилось церковное имущество. Комиссия собрала и отправила следующее количество ценностей: чистого серебра 93 пуда 3 фунта 70 золотников 55 дол.; серебряных денег на сумму 324 руб. 50 коп.; медных денег 3 пуда, 17 фунтов; камней бриллиантовых – 28 штук; жемчугов – 77 штук; алмазов – 63 штуки; бирюзы – 1 штука; золота – 14 золотников 93 дол.; евангелей с серебряными крышками вес (брутто) – 12 пуд. 6 фунтов 12 золотников 28.

К 1 апреля 1922 г., ввиду повсеместного решения церковных ценностей ЦКПГ вошла с ходатайством в Президиум ВЦИК об отпуске в счет уже изъятых ценностей 1 млн. рублей золотом для закупки хлеба. ВЦИК удовлетворил просьбу ЦКПГ и ассигновал в ее распоряжение требуемую сумму. Из этой суммы 800 тыс. рублей было передано Народному комиссару внешней торговли, на которые им было закуплено в Финляндии 300 тыс. пудов муки и отправлено в неурожайные губернии. Челябинская губерния получила 15 вагонов этой муки 29.

Если подвести итог всем тем продовольственным ресурсам, которые были направлены в голодные районы с начала кампании до 1 мая 1922 г. всеми государственными и общественными организациями помгол, то получим внушительную цифру – около 100 млн. пудов, это значит, что 2/3 дефицита хлеба в голодных районах к этому времени было покрыто (по данным ЦСУ дефицит хлеба в неурожайных губерниях составил около 150 млн. пудов) 30.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Борьба с голодом велась как широкая государственная компания. Государство впервые сосредоточило всю организацию помощи голодающим в своих руках, понимая всю опасность голода. Это позволило смягчить голод и создать необходимые условия для дальнейшего восстановления и развития сельского хозяйства. Конечно, сразу ликвидировать последствия голода не удалось. Нужна была не только продовольственная помощь, но и помощь по скорейшему восстановлению сельского хозяйства Урала.

_________________________________

1 СУ РСФСР. 1921. № 55. Ст.342.

2 СУ РСФСР. 1921. № 55. Ст.342.

3 “Бюллетень” ЦКПГ. 1921. № 1. С. 22.

4Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. р101. Оп.1. Д.1. Л.22-22 об.

5 Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 380. Оп. 1. Д. 11. Лл. 137-138.

6 Государственный архив Пермской области.Ф.5.Оп.1.Д.264.Л.85-86 об.

7 Гумеров Г.Х. “Башкиропомощь” и “Башпомгол” // Октябрьская революция и рождение Советской Башкирии. Уфа, 1959. С.244.

8 Очерки по истории Башкирской АССР. Т.2. С.197.

9 Сайранов Х.С. Упрочение Советской власти в Башкирии (1919-1922 гг.). Уфа, 1957. С.95, 97, 106.

10 ОГАЧО. Ф. 380. Оп. 1. Д. 11. Л. 138-140

11 ОГАЧО. Ф. 380. Оп.1. Д. 18. Л. 19,23.

12 Толмачева Р.П. Борьба с голодом в Екатеринбургской губернии в 1921-1922 гг. // Из истории коллективизации сельского хозяйства Урала. Вып.1. Свердловск, 1966. С.205

13 ОГАЧО. Ф. 380. Оп. 1. Д. 8. Лл. 6, 21, 22, 24, 44.

14 ОГАЧО. Ф. 380. Оп. 1. Д. 8. Л. 81.

15 Сайранов Х.С. Упрочение Советской власти в Башкирии (1919-1922 гг.). Уфа, 1957.С. 100-101, 110-111.

16 Очерки по истории Башкирской АССР. Т.2. С.197.

17 Сайранов Х.С. Указ.соч. С. 118-123.

18 IX Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. М. ВЦИК, 1922. С. 42.

19 ОГАСО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 1. Л. 60.

20 Известия ВЦИК. 12 февраля. 1922.

21 ОГАЧО. Ф. 380. Оп. 1. Д. 11. Лл. 140-141.

22 Машин М. Д. Указ. соч. С.114.

23 ОГАЧО. Ф. 380. Оп. 1 . Д. 25. Л. 4.

24 Отчет НКЗ X съезд Советов за 1922 г. М., 1923. С. 17.

25 Государственный архив Оренбургской области.. Ф.166. Оп.1. Д.1378. Л.80-85.

26 ОГАЧО. Ф. 380. Оп. 1. Д. 18. Лл. 41-42.

27 ОГАЧО. Ф. 380. Оп.1. Д. 18. Л. 43.

28 ОГАЧО. Ф. 380. Оп. 1. Д. 18. Лл. 48-50.

29 Известия ВЦИК. 1922. 16 мая.

31 Известия ВЦИК. 1922. 17 мая.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=41&article=220    /    Просмотров: 9238

Последние статьи раздела
ЗЕМСКИЕ ИЗДАНИЯ В ФОНДАХ ОТДЕЛА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОУНБ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

МЭРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ВКЛАД УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

ОБРАЗ ЗЕМСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

ДИНАМИКА БРАЧНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"