МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/История Урала
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (12:29)
Версия для печати
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА: ПЕРВЫЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ (КОНЕЦ 1780-Х – НАЧАЛО 1790-Х ГОДОВ)

Шабалин К.С. - "Проект Ахей"

 

Последняя четверть XVIII века в истории России отмечена значительными изменениями в области местного самоуправления. В 1785 году была издана Жалованная грамота городам. Согласно этому документу создавались новые органы самоуправления - городские думы, состоящие из представителей мещанского и купеческого сословий. В столицах и некоторых городах центральной России думы были открыты уже в следующем 1786 году. На Урале этот процесс затянулся. В Екатеринбурге общая и шестигласная дума открыты 12 ноября 1787 года1. Однако первые записи в журнале заседаний городской думы относятся к 4 апреля 1788 года, гласные обсуждали два вопроса: о замене члена думы Дмитрия Гилева на время его поездки по коммерческим делам, и о подаче рапорта в пермскую казенную палату с просьбой передать городскому обществу за выкуп, принадлежащие ей лавки в гостином дворе2. В течении первого года существования дума собиралась всего одиннадцать раз3, для сравнения в 1789 состоялось уже 35 заседаний, в1790-63 , в 1791-654.

В первый состав общей думы вошло 17 гласных. От настоящих городских обывателей - четверо по количеству частей города, двое от второй и третьей гильдии представителей от первой гильдии не было, так как их вообще в городе на этот момент не существовало, семеро от цеховых и четверо от посадских. Все гласные от настоящих городских обывателей являлись купцами третьей гильдии. Таким образом из семнадцати гласных шесть были купцами5. В составе общей думы они имели три голоса: городской голова Меркурий Резанов (который тоже был купцом), голос от городских обывателей и голос от гильдий. Посадские и цеховые имели по одному голосу. Та же ситуация наблюдалась и в шестигласной думе. В Екатеринбурге шестигласная дума состояла не из шести, а из четырех гласных и городского головы, так как категории почетных граждан, иностранцев и иногородних вообще не было.

В основе комплектования общей думы лежал принцип пропорционального участия городских сословий, численность той или иной категории избирателей не играла роли. Так анализ представительства купцов и мещан (под ними сейчас и в дальнейшем понимаются все жители, записанные в обывательскую книгу и не состоящие в гильдиях), показывает, что в 1798 году из 368 купцов6 выбирались шесть, то есть один от 61 человека, а из 13797 мещан выбирали 11 гласных, то есть один от 125 человек. В составе думы мы не найдем лиц не записанных в городское общество, таких как горные чиновники, мастеровые, государственные крестьяне, которые составляли значительную часть жителей. Попытка избрать гласных от этих категорий, попадавших в выборную курию настоящих городовых обывателей, была предпринята в Москве, но после избрания чиновники подали жалобу, ссылаясь на статью Жалованной грамоты, освобождающую все не городские сословия от службы в городских органах. С этого времени в Москве от настоящих городских обывателей избирались только купцы8. В Екатеринбурге подобных прецедентов не было. Объяснялось это тем, что городская служба была повинностью, отвлекающей от основного занятия, купцы и мещане всячески старались ее избежать. Не редки были случаи, когда выбранного по очереди на городскую службу человека, приходилось искать по всему Уралу и даже доставлять в Екатеринбург силой9.

В 1788 году дума работала не очень активно, в основном рассматривались вопросы о замене отъезжающих по коммерческим делам гласных, но решались и некоторые важные проблемы, например, для обучения купецких, цеховых и посадских людей был нанят учитель Павел Граматчиков. Ему была положена плата 50 рублей в год, так же дума обеспечивала квартиру для училища, дрова, свечи, была приобретена деревянная доска и парты для учеников10. Рассматривались вопросы связанные с торговлей и взятием купцами казенных подрядов. В следующем году дума работала уже более продуктивно. Почти половина заседаний были посвящены увольнениям гласных для поездок по коммерческим делам. Значительное место заняли вопросы организации торговли и финансирования органов самоуправления. Рассматривались дела об открытии в Екатеринбурге малого народного училища, содержание богодельни11.

В 1790-1791–ых годах круг решаемых проблем еще более расширялись. Попытаемся их классифицировать. Все вопросы можно разделить на три группы: о деятельности органов самоуправления, о сословной организации и собственно городские вопросы.

К первой группе относятся заседания, посвященные отъездам по коммерческим делам гласных, выборам, оплате служащих думы и магистрата и ряд подобных. К сословным относились дела о записи в местное общество, проведении рекрутских наборов, составление обывательской книги, выдача справок о наличии задолженностей за городскими жителями. К городским - о благоустройстве, малом народном училище и богодельне, нарушениях в торговле, финансировании расходных статей. Доля двух последних групп вопросов в текущем делопроизводстве примерно равна. Городская дума в Екатеринбурге была не только органом городского, но и сословного самоуправления.

Интересно выяснить, откуда исходила инициатива в принятии решений. Как правило дума только исполняла или принимала к сведению указы и предложения от губернских органов, но могла и отклонить их, если они противоречили действующим законам. Но подобное случалось в первые годы работы достаточно редко. Чаще всего указы приходили из Пермского наместничесткого правления, из Екатеринбургского губернского магистрата и Пермской казенной палаты. Предложения поступали от Приказа общественного призрения правителя Пермского наместничества и обер-коменданта Екатеринбурга.

Дума не была только исполнительным органом, лишенным всяких полномочий. Согласно Жалованной грамоте городам она могла представлять свои предложения вышестоящим инстанциям. Так при обнаружении беспорядков в городской торговле дума посылала рапорт в губернские органы, а те в свою очередь давали указания на места, в полицию, которая и занималась решением проблемы. Наиболее характерным является эпизод произошедший в 1789-90 годах, связанный с нарушением права торговли в городе шарташскими крестьянами. Они закупали по всему Южному Уралу скот и перегоняли его в Екатеринбург, где его кололи и здесь реализовывали мясо, кожи, жир. Устраивалась торговля и в самой деревне Шарташ. Екатеринбургские купцы подали жалобу в Пермское наместническое правление, протестуя против действий шарташских крестьян, причинявших им убыток. Наместническое правление в свою очередь дало распоряжение обер-коменданту провести расследование12. Товары у шарташских крестьян были описаны и оказалось, что большая их часть закупалась на средства екатеринбургских купцов. Так городская дума была использована в целях конкурентной борьбы внутри екатеринбургского купечества.

К функциям думы относились так же содержание малого народного училища и богодельни, а так же городское благоустройство. О том, какое значение для городской думы имели эти вопросы, свидетельствует анализ городского бюджета. В 1789 году он составил 2088 рублей. Большая часть доходов 45% была получена от сборов с приезжающих на торг, 23% составляли остаточные суммы от прошлых лет, 15% дали сборы от общественных весов, значительную часть составили присланные из уездного казначейства процентные деньги от реализации вина – 9%. Остальная часть приходится на штрафы, сборы с мещан.

Расходы большей частью состояли из затрат на содержание органов самоуправления – 14% и зарплат служащим –63%, на благоустройство ушло 10% всех денег и 2% на содержание богодельни и малого народного училища, остальное списали на неминуемые расходы13. Большая часть бюджета уходила на содержание органов самоуправления –77%.

Итак, анализ первых лет деятельности городской думы свидетельствует о том, что в этот период происходило формирование системы самоуправления. Складывались основные особенности, которые были присущи ей на протяжении всего последующего периода существования до реформы 1870 года, когда было издано новое городовое положение, изменившее старую систему.

_____________________________

1 ГАСО.Ф.8.Оп.1.Д.1.Л.3об.

2 Там же. Д.3.Л.1-3.

3 Подсчитано автором по: ГАСО.Ф.8.Оп.1.Д.3.

4 Подсчитано автором по: ГАСО.Ф.8.Оп.1.Д.10.,Д15.,Д19.

5 Подсчитано автором по: ГАСО.Ф.8.Оп.1.Д.3.

6 ГАСО.Ф.8.Оп.1.Д.3.

7 Там же.Д.73.л.121

8 История Москвы.М.,1953.Т.2.С.441.

9 ГАСО.Ф.8.Оп.1.Д.15.Л.29

10 Там же.Д.3.Л.7

11 Там же.Д.10.

12 Там же.Д.10.Л.26-26 об.

13 Там же.Д.17.Л.47-48.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=41&article=205    /    Просмотров: 5492

Последние статьи раздела
ЗЕМСКИЕ ИЗДАНИЯ В ФОНДАХ ОТДЕЛА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОУНБ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

МЭРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ВКЛАД УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

ОБРАЗ ЗЕМСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ УРАЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

ДИНАМИКА БРАЧНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"