MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

Университет

26.02.2008 (19:18)
Версия для печати

«ИЩЕМ ВАН ГОГА»


26 ноября в здании Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена Екатеринбургская академия современного искусства провела открытие выставки художественных работ, созданных «особыми» детьми – детьми с психическими отклонениями. Творчество в данном случае является наиболее полноценной областью самореализации человека и способностью самостоятельно и активно участвовать в социальной жизни. И здесь основополагающим принципом является создание условий и мотивации творческой деятельности детей, обладающих определенным даром, собственным видением мира.

Кропотов С. Л., ректор ЕАСИ, профессор, доктор философских наук:Отклонение от нормы вправо или влево в раннем индустриальном обществе фактически подвергалось репрессиям. Одним из неожиданных визуальных образов того, что значит толерантное общество, для меня стало представление, полученное от огромного количества людей в инвалидных колясках на улицах американских городов. Это отнюдь не означает, что они там слишком часто ломают себе конечности. Это означает то, что общество дошло до того, что дает возможность людям, имеющим отклонения от нормы, включаться в различные роды деятельности, которые представляет современный город.Есть программа, озвученная на конференции в Русском музее с участием британских специалистов, которая называется «engage», то есть «вовлечение» всех людей, которые по причинам физическим, психологическим и т.п. оказываются справа или слева от нормы. И задача сегодняшних музейных работников, работников культуры состоит в том, чтобы «вовлекать». И те, кто ранее не соответствовал норме, теперь «нарушают» некоторую «спесивую» позицию «музейщиков» и других работников культуры относительно их уверенности в определении, что есть норма.Таким образом, задача заключается в том, чтобы получить дополнительный эффект в сотрудничестве с людьми, которые обладают альтернативными «дарами», которые можно воспринимать как источник таланта. Здесь возникает процесс «сотворчества» внутри музейного пространства.Проект мне кажется важным, поскольку, среди прочего, это не только проблема музеев, но и проблема городов. Счастливыми оказываются те города, которые умеют воспринимать вот этот самый дар людей и умеют давать возможность этим людям, детям высказаться в публичном, выставочном, музейном, библиотечном пространстве и, тем самым, чему-то научиться у них.

Хохонова Н. В., художник, арт-директор галереи «ПетроАрт»: Хочется провести такую параллель: часто в детском саду встречается ситуация, когда дети в течение полугода учат один единственный стишок на английском языке и потом они его рассказывают, и это называется обучением английскому языку. С другой стороны, детей учат именно языку, и в результате они могут сформулировать хотя бы одну или две фразы на английском, но самостоятельно.Нужно давать детям язык, на котором они могут говорить, и в данном случае это случилось. Уже возник вопрос: что это такое — социальный цинизм или воспитание толерантности в плане демонстрации подобных работ? На самом деле это ни то, ни другое. Уже существует общепризнанный жанр под названием «искусство аутсайдеров».Я думаю, что эти работы служат неким «камертоном» для профессиональных художников помимо того, что они также имеют свою собственную художественную ценность.

Франц А. Б., проректор по науке ЕАСИ, профессор, доктор философских наук: Сегодня, когда нормативы, постулаты и стандарты модерна, Просвещения подвергаются эрозии и пересмотру, возможно возвращение к принципиально иным моделям восприятия отклонения от нормы, когда отклонение есть «боговдохновенность», когда отклонение есть способ «прозрения» того, что в рамках нормы не увидеть.Как только мы сможем, грубо говоря, «продавить» такую позицию отношения к этому искусству, позицию, с точки зрения которой, искусство аутсайдеров — это способ увидеть то, что в норме определить не возможно, мы сможем сформировать для этих детей, для этого искусства совершенно новую, очень интересную, очень перспективную социальную позицию, социальную нишу. Она станет не только возможностью реабилитации, но и достойной социальной жизни. Для этого нужен грамотный, правильный PR.

Сабанцев А. А., врач-психиатр, психотерапевт, зав. отделением Центра психического здоровья детей Свердловской областной клинической психиатрической больницы:То, что творчество детей является способом их психической реабилитации — это, несомненно. Иногда это даже единственный способ… Если бы это можно было закрепить в качестве законного варианта социальной реабилитации, для некоторых детей это стало бы выходом.Конечно, ничего циничного в подобных мероприятиях нет, поскольку здесь важно не что, а как именно мы это делаем. Общество еще долго, на мой взгляд, придется «приучать» к тому, что такие дети есть среди нас, и их много. Необходимо формировать правильное отношение к этому.С такими детьми нужно работать в том плане, чтобы дать им тот инструмент, тот язык, на котором он смог бы говорить.

Дудина М. М., главный специалист Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга:Самая главная проблема — поиск форм, в которых дети имели бы доступ к самовыражению, ведь понятие нормы очень подвижно.Стоит также заострить внимание и на том, готовы ли эти дети сами проявить толерантность по отношению к детям, которые являются нормой. Безусловно, создание возможности и условий для творческого самовыражения способствует социокультурной интеграции.

Бутаков В. В., директор детской школы искусств №4 г. Екатеринбурга:Одно из главных условий адаптации — это то, что эти дети в нашей школе занимаются разными творческими направлениями (спектакли, пластика движений), что в сумме дает им возможность «войти в общество».

Малкова Ю. Н., преподаватель детской школы искусств №4 г. Екатеринбурга:Чем старше становятся такие дети, тем, естественно, острее становится проблема расхождения нормы и «ненормы», поскольку речь идет о признании в более широком масштабе. Конечно, уже взрослеющим детям необходима ответная реакция общества… А самое главное, они сами готовы реализовать себя в этом обществе.



Дмитрий Максимов - ZAART
Использование материалов только с согласия редакции издания ZAART


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=192&article=931    /    Просмотров: 7149

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"