MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

Университет

26.02.2008 (19:12)
Версия для печати

КУЛЬТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: НЕФОРМАТНЫЙ ФОРМАТ СМИ


1 ноября в Библиотеке Белинского прошел круглый стол по проблемам культурной журналистике. Организаторами и инициаторами дискуссии выступили Екатеринбургский филиал ГЦСИ и Екатеринбургская академия современного искусства, тем самым, начиная серию мероприятий предваряющих Международную научно-практическую конференцию «Культурная журналистика в контексте политических и экономических практик Уральского региона», которая пройдет в июне 2008 года.  В проблемное поле дискуссии входили вопросы о влиянии культурной журналистики на общественную жизнь, о функциях средств массовой информации: служить посредниками или формировать среду?

Франц А. Б., проректор по науке ЕАСИ, профессор, доктор философских наук:

Культурная журналистика — это очень недооцененная сфера производства символического капитала. На самом деле источник создания стоимостей в сфере культуры — это экспертное сообщество: искусствоведы, арт-критики и культурные журналисты. Именно они формируют ценности и стоимости.

Если мы выходим за пределы сферы культуры, то встречаемся с еще более впечатляющими примерами. Архитектор и стратег перестройки Андропов вызволяет Бахтина из ссылки, и буквально через какое-то время по стране начинается чес юмористов и сатириков. В результате несколько лет продолжается карнавализация советской культуры, разрушение всех смысловых вертикалей советского, и смысловые скрепы, связывающие идеократическую власть, разваливаются. И все это падает совершенно безмолвно и бескровно. Мы видим, что культурные процессы оказывают колоссальное влияние на экономические и политические процессы в современном мире. Мы видим, что это ресурс, инструмент, но важно понять, как его использовать в наших интересах.

Сегодня наши интересы можно сформулировать как продвижение региона, территории. И мэр Красноярска еще в 2005 году в постановлении о позиционировании своего города написал, что города и территории Российской Федерации находятся в состоянии борьбы за инвестиционные и другие ресурсы. И эта конкуренция по оценкам экспертов дополняется и зачастую подменяется конкуренцией культур и идеологий. И вот здесь возникает вопрос, как использовать экспертную мощь в сфере создания регионального мифа, который крайне существенен для маркетинга территорий.

Прудникова А. Ю., директор ЕфГЦСИ:

Культурная журналистика как ресурс продвижения территорий, это интересно. Но у СМИ свои представления об этом, которые выражаются в словах журналист 41 канала: «Надо просто шокировать пролетария, и только после этого ему станет интересно, и он пойдет на выставки». И сразу возникает внутреннее противоречие. Действительно, культура — это огромный потенциал и инструмент, но реалии сегодняшнего дня таковы, что ситуация с культурной журналистикой в городе оставляет желать лучшего. У нас есть несколько специализированных изданий, телепрограмм: журналы «ZAART» и «Театральный сезон», телепрограмма «Культурные прогулки» на канале «Союз», рубрика «Неискусственное искусство» в программе «Студенческий городок» на 4 канале, ИА «Апельсин». Но все-таки обычно культурные события сводятся к сводкам, анонсам, и сфере досуга. Как изменить ситуацию дефицита культурного пространства, когда мы находимся на последней полосе, в светской хронике?

Вдовин Алексей, главный редактор журнала «Театральный сезон»:

Но культура всегда была на последней полосе, главное в том с какой полосы начинать читать газету. И, безусловно, в конце 80-х и начале 90-х наступил тот момент, когда все неожиданно стали читать газеты с первой полосы: когда политика и экономика стала предметом интереса. А что сейчас интересует читателя: жкх, социалка и досуг (культура).

Немченко Л. М., доцент кафедры эстетики, этики, истории и теории культуры УрГУ им. А. М. Горького:

Есть традиционные формы существования культурной журналистики: печатные, телевизионные и т.д. Но есть и другие варианты, существующие в интернет-пространстве. Здесь наиболее интересной мне кажется сфера форумов, блогов, и живого журнала, где появляются, кстати, даже более глубокие интерпретации художественных произведений. И мне кажется, что эту нишу свободного и незаинтересованного высказывания надо использовать в качестве некоего информационного поля.

Прудникова А. Ю.: А не прослеживается ли в этом резкий скос в экспертности? Получается, что люди от специализированных печатных и даже веб-изданий уходят в разговоры, подобные беседам с подружкой.

Цеплаков Г. М., культуролог:

Что мешает, как мне кажется, найти новые ниши и внедрить культурную журналистику в сложившуюся систему журналистики.

Первая вещь, которая оказывает нам злую шутку, то, что мы (эксперты культуры) пользуемся не теми словами. Например, слово культура имеет огромное количество значений. Журналисты его произносят, имея в виду искусство или творчество. И вообще именно в этом значении оно существует в контексте технологий, экономики, политики. Но часто ли эти слова употребляются в эфире? Редко. Когда Маргарита Балакирская стала работать на 4 канале и вести культурные новости, то она четко определила свою рубрику как Мир развлечений. А когда мы говорим про развлечения, то сразу все понятно. Приезжает певица Лолита — это шикарное развлечение. Проходит в городе фестиваль видеоарта на экранах наружного видео, беспрецедентное событие для всего мира, но это не развлечение. И журналиста нужно убедить сделать сюжет и показать его в эфире. Поэтому я бы экспертам запретил использовать слово культура. Если у журналиста рубрика называется «Искусство», то он сразу понимает, кто у нас искусство — художник, писатель и т.д. И это уже не персона, которая развлекает.

И второе, почему стало интересно смотреть первые страницы, потому что культурное пространство на сегодняшний день по сравнению с другими сферами жизни как-то странно не полемично. Вспомним историю культурной, интеллектуальной жизни — это всегда были дискуссии. Но кто провоцирует культурную полемику, чтобы это действительно была дискуссия? Лучшие культурные программы у нас в стране, на чем построены? Например, «Школа злословия» — это выстраивание спора. Кто-нибудь может назвать в Екатеринбурге хотя бы одно ток-шоу, где бы велся грамотный спор. Тут даже не вопрос общей человеческой культуры, а вопрос профессионализма в форматах искусства.

Барыкина Л., музыкальный и театральный критик, эксперт театральной премии «Золотая маска»:

Кто сегодня приходит в культурную журналистику? С одной стороны есть специалисты, получившие то или иное ведческое образование: театроведы, музыковеды, искусствоведы и другие. Как правило, у этих людей проблемы со словом, потому что найти коммуникативный способ передачи потребителю своих очень высоких знаний для них является главной проблемой. С другой стороны, появилось огромное количество каналов, газет, информационных агентств и соответственно людей, которые как бы начали писать про искусство. И у меня это вызывало большой шок в течение нескольких лет, когда Театр оперы и балеты проводил пресс-конференции, и в театр приходили люди, которые не знали ничего, и им было все равно. Хотя на сегодняшний момент мне кажется ситуация сдвигается, дифференциация людей происходит, и профессионализация, так или иначе, наступает.

Однако вопрос — откуда появятся профессионалы, которые будут писать так, как нам кажется правильно? Надо быть честными, экономика в основе всего. У меня получается жить, работая профессиональным критиком, но только последние полтора года, но для этого должно было пройти 20 с лишним лет. И я понимаю, что это мало кто может выдержать. Потому что эта профессия кормить, на сегодняшний день, не может.

Для многих писание текстов разной направленности это духовная потребность. Но для тех, у кого она является профессией, она очень часто не является духовной потребностью, а лишь необходимостью зарабатывать деньги.

Хочу поделиться одним наблюдением: сегодня появилась потребность в текстах, которые читабельны, легко усвояемы, и радуют глаз и душу. И произошел такой казус с театром в частности, когда стало возникать огромное количество конфликтов, потому что журналисты писали такое!!! И это писали люди, которых знаешь лично и к которым испытываешь уважение, и обвинить в бескультурности их никак нельзя. И тут надо понимать, что это заказ издания, в котором журналист работает. Потому что формат журнала ZAART — это одна история, а Областная газета — совсем другая. И всегда надо понимать, куда и для кого ты пишешь. Читатель не является неким усредненным читателем вообще, это всегда очень конкретные люди. Но с другой стороны, если человек профессионал, умен и толков, и ему есть что сказать в независимости от того, сколько ему отведено места, независимо от направленности издания, он скажет то, что должен сказать. Так что это вопрос профессионализма.

Прудникова А. Ю.: Мне очень близка ваша мысль, что это разные форматы. Однажды мы с Ольгой Паутовой делали материал о премии по современному искусство «Инновация» для журнала «Эксперт-Урал». И для этого нам нужно было оценить премию с экономической точки зрения, потому что им не интересно, что произошло в сфере искусства, а — как это повлияло на общество. Где вот тот самый формат культуры, когда я могу рассказать о событии так, как хочу? Как найти ту грань, тот формат, между журналом «Афиша» и ZAARTом?

Белимов В., журналист:

Когда мы говорим, что нам нужно капитализировать миф о нашей территории, то кому мы его представляем, кто потребитель? Обычно это некий человек, как правило, иностранец, которому нам не стыдно будет что-то показать. Но мы не рассматриваем как потребителей тех, кто живет здесь. Отсюда и возникают перекосы в технологиях работы журналистов, продюсеров и т. д. А эта аудитория нуждается в очень технологичных вещах и процессах.

Например, можно создать сайт, пользуясь навигацией которого, каждый может спланировать свое время, исходя из своих потребностей. За рубежом просто существуют аукционы билетов на лучшие места. И ты, пользуясь каким-то критическими материалами (оценками), принимаешь решение, что в марте 2008 года должен быть на этом мероприятии. И мне кажется это реально, потому что любой человек готов заплатить, чтобы ему не продавали кота в мешке. За любой продукт можно вернуть деньги, кроме культуры.

Сурков М., куратор, галерист (Пермь): Я бы хотел поговорить о том, влияют ли журналисты на что-либо. Например, журнал «Декоративное искусство» из номера в номер публиковал статьи про московских художников круга московской НОМЫ. В результате мы имеем цены на произведения определенных художников. Была ли в этом заслуга журналистов, которые естественно не предполагали подобный результат? Но эта технологическая цепочка выстроилась и от нее никуда не деться. Те люди, которые покупают, должны в своем выборе на что-то опираться. И сообщество журналистов, которое по логике находится над схваткой, скорее всего, может взять на себя эту функцию. Все тут переживали по поводу кадров, которые действительно решают, и будут решать все. Но возникает вопрос, что будет первично: сначала в этом появятся деньги, и потом придут кадры, или сначала появятся кадры и подтянут за собой деньги.

Франц А. Б.: Если в США компания X покупает полотно неизвестного художника за 2000 долларов, то она поручает группе экспертов: искусствоведов, арт-критиков, журналистов — заняться этой картиной. Через 5 лет эта картина стоит 5 миллионов долларов. Дальше картина дарится Музею современного искусства, и несколько миллионов долларов вычитаются из налогооблагаемой базы компании (в соответствии с законами о благотворительности, принятыми в США). Таким образом, происходит капитализация сферы современного искусства. Коль скоро экспертное сообщество начинает ощущать себя как сообщество, оно соответственно заинтересовано в выстраивании механизмов и технологий формирования соответствующей законодательной базы, необходимой и удобной для своей работы. И когда эта технология будет выстроена, то и кадры другого уровня будут приходить.



Маша Ричард - ZAART
Использование материалов только с согласия редакции издания ZAART


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=192&article=930    /    Просмотров: 13346

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"