MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

Университет

26.02.2008 (18:48)
Версия для печати

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПРИОТКРЫВАЕТСЯ ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ


Екатеринбургский филиал Государственного Центра современного искусства совместно с  факультетом искусствоведения и культурологи УрГУ им. А.М. Горького в 2007 году продолжил образовательную программу «Приоткрытые понедельники» в формате лекционно-дискуссионного клуба.

Наш клуб – это место сближения создателей и потребителей искусства, место регулярных встреч художников, критиков, кураторов и зрителей для совместного обсуждения не только различных аспектов искусства, но и ключевых проблем общекультурного плана, позволяющих лучше ориентироваться в современной действительности.

Очередная сессия «Приоткрытых понедельников», которая продлилась с февраля по июнь, была посвящена основным понятиям и жанрам современной культуры. «Современное искусство» для большинства: не только простых и неискушенных зрителей, но даже и профессионалов (художников, кураторов, искусствоведов), остается достаточно условным и размытым в своих границах термином и явлением. Вопросов больше чем ответов. В каких критериях измеряется современность и актуальность художественных произведений? Как и кем оценивается художественность и ценность современного искусства? И какое искусство все-таки современное, а какое нет?

Понедельничный арт-ликбез построен не на стремлении вывести одинаковую для всех формулу прочтения contemporary art, а на приближении к пониманию через изучение его художественного языка. Нашу цель можно выразить словами Фулии Эрдемчи, искусствоведа и критика из Стамбула: «Современное искусство существует для зрителя — говорит на современном языке, откликается на политические, социальные темы, самые важные для людей, обращает внимание на то, что остается незамеченным в суете. Это очень открытая эстетика, но даже если вы знаете язык, необходимо научиться слушать — иначе вы никогда не поймете, о чем идет речь.»

Темы, которые мы обсуждали в лекционно-дискуссионном клубе, раскрывали основные понятия современного искусства на примере наиболее ярких и интересных произведений художников и выставочных проектов. Наши дискуссии были о том, что такое современное искусство, кто такой куратор и какое место и роль он играет в культурном процессе, какого рода биеннале, ярмарки и центры современного искусства в Нью-Йорке и американский кураторский опыт. Подводя некий итог очередной сессии «Приоткрытых понедельников», журнал ZAART представляет мнения организаторов и слушателей о прошедших лекциях и встречах.

Галеева Тамара Александровна, декан факультета искусствоведения и культурологии УрГУ им. А.М. Горького:

ZAART: Тамара Александровна, насколько вам кажется интересной и нужной программа «Приоткрытых понедельников»?

—Поскольку «Приоткрытые понедельники» на площадке факультета искусствоведения и культурологии УрГУ идут пока еще только полгода, то делать какие-то глобальные выводы не представляется возможным. Но совершенно очевидно, что программа крайне интересна. Она восполняет пробелы в том искусствоведческом образовании, которое мы даем на факультете, и куда сфера современного искусства настолько широко, насколько она должна быть представлена, не входит. В этом, прежде всего, и заключается ее нужность. Это способ заинтересовать студентов практическими вещами и сделать им более понятной их будущую профессиональную принадлежность. Потому что наши специальности, я имею в виду искусствоведение и культурологию, это не только работа с книгами и визуальными текстами прошлых эпох, но, даже если и с ними, то, прежде всего, в современном контексте. И поскольку в программе встречи построены, как живой комментарий непосредственных свидетелей и участников культурного процесса, то это делает ближе и понятнее студентам сам художественный процесс.

ZA: На ваш взгляд возможно ли уже сейчас говорить о каких-то конкретных результатах?

—Конечно, у нас и раньше были темы дипломных работ, посвященные современному искусству и современной культурной политике Екатеринбурга. И это то поле искусства, которое в академических курсах не рассматривается. Я думаю, что студенты, которые ходят на «Приоткрытые понедельники», более осознанно делают свой выбор в сторону современного искусства. В этом, конечно, заслуга не только понедельничных встреч, но и семинаров, постоянно проходящих на факультете, и деятельности Центра современной культуры УрГУ. Хотя стоит признать, что «Понедельники» существенно поддерживают этот интерес на регулярной основе, и это, безусловно, очень важно.

Мне кажется, что «Приоткрытые понедельники» должны стать для наших студентов некоей стратегической линией знакомства с основными видами современного искусства. И лекционный формат обязательно должен дополняться встречами и дискуссиями. Мы должны более тесно работать в сотрудничестве с ЦСК УрГУ, для лекций привлекать и наших преподавателей, чтобы это была совместная деятельность. Мне кажется, что одним из результатов программы должна стать не только теоретическая заинтересованность и подкованность студентов, но и практический выход — рождение и реализация новых идей и проектов на нашей территории.

Вайцель Лидия, студент ф-та искусствоведения и культурологи УрГУ:

Современное искусство интересно и нужно, потому что показывает, какие мы сейчас. Оно динамично, всегда заставляет задуматься и связано с актуальными проблемами. Но в Екатеринбурге, где о его специфике мало известно, и у него мало сторонников, пока все же преобладают традиционные институции. Мне кажется, нужно больше проводить просветительской работы. И «Приоткрытые понедельники» дают возможность студентам узнать об актуальных направлениях современной культуры и начать ориентироваться в современном художественном процессе.

Абдрашитова Виктория, студент ф-та искусствоведения и культурологи УрГУ:

Я считаю, что программа «Приоткрытые понедельники» крайне важна для студентов, получающих образование в области искусствоведения и культурологии, потому что она позволяет нам получать те знания о процессах, происходящих в современном искусстве, которыя не даются в рамках программы обучения на нашем факультете. Посещая «Приоткрытые понедельники», мы узнаем о самых свежих тенденциях в области современной культуры, знакомимся с актуальными трендами. Кроме того, это прекрасная возможность для нас, как для будущих кураторов, перенимать опыт западных специалистов. А на основе полученной информации мы можем анализировать проблемы местного искусства. Больше всего из прошедшего семестра запомнилась лекция Алисы Прудниковой, директора ЕфГЦСИ, «Какого рода биеннале?», когда нам, наконец, объяснили, что же такое биеннале, и как она проводится. В России биеннальное движение только начинает приживаться, и потому сейчас особенно интересно узнать как о его истории, так и мировом опыте.



Анна Пьянкова - ZAART
Использование материалов только с согласия редакции издания ZAART


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=192&article=926    /    Просмотров: 8597

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"