MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

Университет

26.02.2008 (18:45)
Версия для печати

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: PRO ET CONTRA


К сожалению, современная действительность не предполагает повышенного интереса студентов к научной деятельности. Когда-то давно научное общество являлось неотъемлемой частью студенческой жизни, сейчас же оно воспринимается лишь как преподавательская прерогатива. В Уральском Государственном Университете на факультете искусствоведения и культурологии студенты и преподаватели попытались изменить это сложившееся стереотипное представление. Традиция научного общества была возрождена с целью повысить интерес студентов к научной деятельности. На немногочисленных заседаниях были подняты актуальные для факультета вопросы о необходимости культурологии в современном мире, о точках пересечения искусствоведения и культурологии, о перспективах их развития и многие другие.

Одной из самых остро обсуждаемых тем стал вопрос о научном статусе культурологии. Искусствоведение и культурология являются признанными научными дисциплинами. Они давно доказали свою необходимость, состоятельность и эффективность и во всем мире известны под названиями art-studies и cultural-studies. В России ситуация обстоит несколько иначе. Если за искусствоведением прочно закреплен статус научной дисциплины, то культурология в этом плане является достаточно молодой наукой, вызывающей огромное количество споров. Перед российскими исследователями встает ряд многочисленных вопросов. Нужна ли российская культурология в современном мире, не является ли культурология маргинальной наукой, что такое культурологический подход. На эти и многие другие вопросы попытались ответить студенты и преподаватели на прошедшем в апреле заседании научного общества факультета искусствоведения и культурологии.

Масленников Борис, студент УрГУ факультета искусствоведения и культурологии, 2 курс: Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос: является ли культурология наукой. Споры ведутся уже давно и прекратятся еще не скоро. Мнения полярны, доводы оппонентов редко объективны, а в целом ситуация напоминает фондовую биржу, где есть вечное противостояние двух стратегически разнонаправленных лагерей. Одни считают, что культурология принципиально не может быть самостоятельной наукой, приписывая ей междисциплинарный характер. Другие настаивают на том, что это синтез других фундаментальных наук, дающий новое знание и имеющий свой специфический подход, что, в общем, дает все основания для определения культурологии как науки.

Аргументы и левых, и правых не безосновательны, и, при попытке подробного рассмотрения оказывается, что они настолько сопряжены друг с другом, что в конечном итоге составляют единое целое. Это видно на примере многих аспектов, поддающихся критике. В частности, на примере методологии, о наличии которой часто возникают споры. С одной стороны заявляется, что культурология не имеет своего собственного метода исследования, а лишь пользуется заимствованными из других фундаментальных наук, прежде всего, истории. Однако, весьма резонно замечают с другой стороны, что подобное положение дел играет лишь на руку культурологии как науке, так как лишний раз показывает всю научную широту и глубину, которые и берутся как раз от использования разноплановых методов. Что позволяет при исследовании отталкиваться не от возможностей конкретного метода, которые всегда ограничены, а исходить из индивидуальных характеристик исследуемого явления, что не возможно сделать, имея в арсенале только один метод. И таких моментов немало. Они, в сущности, являются лишь разными сторонами одной и той же медали, которая, благодаря двум сторонам в равной степени, достойна своего номинала.

Запольских Анна, студентка УрГУ факультета искусствоведения и культурологии, 4 курс: Прежде чем относить что-либо к научному знанию, нужно выделить некоторые критерии, по которым область знания может быть названа наукой. Я выделяю четыре критерия. Во-первых, наличие строго определенной исследуемой предметной области. Во-вторых, категориальный аппарат. В-третьих, использование определенных методов и наличие своей методологии. И, наконец, — существование фундаментальных исследований в этой области знаний. Все четыре критерия укладываются в культурологическое знание.

Предметное поле культурологии определено четко — это культура. И хотя нет единого определения культуры, все ученые сходятся в понятии культуры как предмета изучения. Что касается категориального аппарата, то здесь культурологию часто обвиняют в отсутствии собственного, специфического набора категорий, в заимствовании из близких научных областей, преимущественно из философии. Но в этом заимствовании нет ничего предосудительного — культурологическое знание выделилось из философии, и произошло это не так уж давно. Поэтому преемственность категорий здесь естественна и оправданна. Но культурология имеет не только эти заимствованные категории, исследователи выделяют и специфический категориальный аппарат этого знания. Относительно методологии можно сказать: эта научная область является общегуманитарной, поэтому и методы и методологию она может использовать практически всех гуманитарных наук. И, наконец, о фундаментальных научных исследованиях. Здесь культурологии есть чем гордиться: за свою небольшую историю она уже имеет авторов и их сочинения, которые исследуют как отдельные культурные явления, так и теоретические вопросы культурологии. И здесь нужно назвать такие фамилии как Бахтин, Аверинцев, Гуревич, Коган, Каган и другие.

Капкан Мария, студентка УрГУ факультета искусствоведения и культурологии, 5 курс: Культурология не наука и не может ею быть. Начнем с очевидного — с классической модели науки с ее объектным типом сознания, системой понятий, экспериментальной проверкой, количественной обработкой данных. Список можно продолжать, но уже очевидно, что этим требованиям культурология не отвечает. Любую науку можно охарактеризовать по ряду формальных параметров: предмет, методы исследования, цели и задачи. Предмет культурологии ясен по названию, но совершенно невнятен по сути. Предметом культурологии становится все, что имеет отношение к человеку. При этом теми или иными аспектами «всего» занимаются конкретные и почтенные науки, доказавшие свою состоятельность в этих исследованиях, поэтому культурология в большинстве случаев играет на чужом поле. Аналогичная ситуация складывается и в области методов культурологии. Культурологический анализ — это конгломерат максимально возможного числа чужих методов. А культурологический подход оказывается свойством любой науки при определенных условиях, а никак не атрибутом особой науки культурологии.

Другой вопрос, что этим критериям не удовлетворяет большинство гуманитарных наук, в существовании которых никто не сомневается. Поэтому имеет смысл поискать иное понимание науки, которое отражало бы специфику гуманитарного знания. Если культурология не соответствует требованиям классической науки, можно посмотреть на нее как на прообраз науки будущего. Может быть, это вариант нового синтеза знаний? Может быть, она порождает особый тип ученого? Кто такой ученый-культуролог? Если главная особенность культурологии — междисциплинарный характер, то культуролог должен обладать энциклопедическими знаниями во всех сферах, которые могут быть отнесены к культуре. Причем промежуточных вариантов быть не может: либо ты культуролог — ученый-универсал, упраздняющий всех специалистов, либо не культуролог вовсе. Возможно ли существование хотя бы нескольких «культурологов»? На самом деле все прочие гуманитарии дружно объявляют культурологов недоученными философами, историками, филологами, искусствоведами. И в этом они правы. Мы знаем не столько «все обо всем», сколько немного обо всем, что считаем нужным. Провозгласив заведомо недостижимую цель, культурология на деле оказалась не наукой универсалов, а наукой дилетантов. Сочетание, бесспорно, оксюморонное, ибо наука противоположна дилетантству, следовательно, мы вновь приходим к выводу, что культурология не является наукой.

Абдрашитова Виктория, студентка УрГУ факультета искусствоведения и культурологии, 3 курс: На мой взгляд, культуролог — это узкий специалист, так как его знания не выходят за пределы истории культуры, религии и философии. Есть общая эрудиция, обязательная и для физика, и для математика, и для филолога. Очень сложный вопрос, чем должен заниматься культуролог в современной ситуации, являясь таким узким специалистом. Человек будет эффективнее работать, если он эрудирован во всех областях знания, если он умеет многое, умеет это синтезировать и применять это в той сфере работы, которая ему более приятна. В то же время, если он узкий специалист и умеет проводить лишь анализ культурных явлений, не оказывается ли он беспомощным в современном мире. Для меня вопрос о границах культурологии и роли культуролога как был, так и остается открытым.

Капкан М.: Но ведь все это еще не значит, что культурологии вовсе не существует. Просто мы пытаемся навязать ей не то амплуа. Давайте посмотрим на нее с другой стороны. Можно предположить, то, что мы называем культурологией, — это особый взгляд на мир, особый способ мировосприятия. В этом свете становится понятной и ситуация с культурологом. Профессии «культуролог» не существует в том же самом смысле, в каком не существует профессии «хороший человек». Соответственно, культуролог как тип тоже есть. Просто не надо путать личностные качества с профессиональной принадлежностью. Можно быть специалистом в любой области знаний — и при этом быть культурологом по своей сути, то есть обладать рядом качеств: диалогичностью мышления, умением видеть взаимосвязь явлений, плюралистическими позициями, способностью к целостному восприятию мира. На культуролога в этом смысле нельзя выучить, его можно только воспитать. Поэтому культурология — это прекрасное базовое образование. Но само по себе оно недостаточно.



Дарья Князева - ZAART
Использование материалов только с согласия редакции издания ZAART


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=192&article=925    /    Просмотров: 12044

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"