МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Путешествия
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
15.06.2004 (10:36)
Версия для печати
ЭКЗОТИКА РОССИИ. ТУВА.

Евгений Коростелев - "Проект Ахей"

 

 

 

На крутом вираже дорожного серпантина в очередной раз скрипнули шины, и наш водитель, сверкнув белозубой улыбкой, сказал, кивнув головой на гору необычной формы: - Она называется спящий монгол. И действительно, приглядевшись, можно было заметить, что гора напоминает своими зазубринами лицо спящего человека, устремленное вверх. Вид вокруг был непривычным, особенно для нашего северного взгляда, горные долины разрезанные высокими горными хребтами, между которыми пролегла автомобильная дорога связывающая мир с Кызылом - столицей Тувинской республики, где нам предстояло провести несколько недель, чтобы подготовиться к экспедиции в суровые и дикие места этого горного края. Первую неделю мы ютились в местном этнографическом клубе, заказывая машину, закупая провизию, и недостающие элементы нашей экипировки. Как и столетия назад, мы готовились к автономному существованию, вне цивилизации. На время мы должны будем забыть об уюте и повседневном быте городской жизни. За время пребывания в городе, мы успели поглядеть практически на все его достопримечательности. Это и Центр Азии, памятник, отмечающий центральную точку одной из самых крупных частей света. Краеведческий музей, в котором собраны богатейшие коллекции и уникальные экспонаты, рассказывающие о природе и истории Тувы. В этом же музее работает и доктор исторических наук Кенин - Лапсан объявленный ЮНЕСКО за уникальные знания культуры и местных традиций, Живым Сокровищем Шаманизма. Городской театр, напротив президентского дворца, сотворен в лучших традициях изысканного и вычурного востока. Буддийский храм - дацан, гордость Кызыла, совсем недавно открытый для посетителей. Но вот подготовительный этап позади и мы облегченно вздыхаем на пустынном просторе дороги, уводящей нас все глубже в экзотические будни традиционной жизни тувинцев. Дорога, несмотря на череду сменяющихся спусков, и подъемов неуклонно поднималась, и изменившаяся высота на первом же привале сыграла с нами злую шутку. Взявшись за приготовление пищи, мы извлекли из ящиков тушенку и испытали настоящий шок! Жестяные банки, хранившие в себе основной продукт нашей экспедиции, вздулись за недолгое время пути. Слышать, что такое ботулизм, и какую смертельную опасность он собой представляет, приходилось не раз. За сутки все запасы тушенки испортились?!! К нашему счастью, разгадка оказалась проста. За короткое время мы въехали в высокогорную часть Тувы, и с изменением высоты естественно уменьшилось давление. Тушенка же в запаянных банках почувствовав слабину атмосферного давления и "расправило плечи" в своей "темнице". Так что напугавший нас "ботулизм" оказался всего на всего, шутками давления внутреннего и атмосферного. А тушенку мы в последствии ели с большим удовольствием. Вскоре наше меню расширился за счет мяса баранов, основного домашнего животного разводимого местными жителями. Еще одно распространенное домашнее животное в этих краях - сарлык. Покрытый густой, длинной шерстью он не боится зимней стужи, которая в горах еще суровей, чем на равнине. При движении он смешно скачет, отталкиваясь поочередно передними и задними копытами, звуки же которые он издает сильно напоминают поросячье хрюканье (за что он некоторое время носил название "хрюкающий бык"). Сарлык в жизни местных жителей занимает не менее важное место, чем баран. Именно сарлыки дают молоко, которое по вкусу слаще коровьего. Из молока местные жители делают хайпак - напиток по вкусу напоминающий нашу простоквашу и слабую брагу одновременно. Рацион местных жителей очень сильно зависит от местности, которая их "кормит", а потому изобилует необычными блюдами. Очень питательное блюдо, талган - перемолотый и пережаренный овес, который заливают кипятком, добавляют сахар и масло. Патока - перетопленный творог, залитый маслом (отдаленно напоминает наши сырники, имея, тем не менее, свой уникальный вкус). В баране используют не только мясо и внутренние органы. Жареная кровь с молоком и специями - хан, имеет очень нежный вкус и считается изюминкой традиционного стола. Необычен и чай, который здесь пьют в больших количествах. В чайник, наполовину залитый кипящей водой кладут зеленый чай, и через некоторое время добавляют молоко и немного соли. Получившийся напиток очень полезен, хорошо утоляет жажду, хотя специфичный вкус требует некоторого времени, что бы привыкнуть к нему. Отдельно нужно сказать и о "молочной водке" - араке. Ее получают после перегонки хайпака. В ней не более двадцати градусов и она очень легко пьется, расслабляя тело и веселя душу. Обычно аракой заканчивают прием пищи. В руках хозяина юрты появляется пластиковая бутылка и пиала. Она наполняется прозрачной жидкостью, араки и правой рукой подается гостю. Гость, опустошив сосуд, возвращает его хозяину, так же правой рукой, что означает уважение к сидящему напротив тебя человеку. Пиала вновь наполняется и подается следующему гостю, и так слева на право обходит весь круг; последним пьет хозяин. Араку начинают пить холодной, а заканчивают горячей - только приготовленной. Когда ты покидаешь юрту ватные ноги с трудом слушаются, а перед глазами все плывет и приятная истома охватывает тело. Заканчивают прием пищи пиалой молока, которую пускают по кругу из нее каждый должен отхлебнуть глоток. Это знак уважения к хозяину и пожелания благополучия юрте. Первое время незнание традиций и обычаев тувинцев сковывало наше общение с местными жителями. Но постепенно стена непонимания таяла, и мы могли, уже не боясь оскорбить хозяев, обратиться к ним с каким - нибудь вопросом или просьбой. Население края крайне разряжено. Большинство населенных пунктов в Туве небольшие поселки с населением в несколько сот человек. Полностью жители заполняют их только на зимний период. Традиционный промысел местного населения это скотоводство - на лето поселки опустевают: все способное к работе население разбредается со стадами по межгорным долинам - кожунам. Население одного кожуна, как правило, родственники. Живут летом тувинцы в юртах. Чабаны - пасут скот, женщины занимаются хозяйством, готовят еду, прошивают прохудившиеся шкуры покрывающие юрты, доят сарлыков, в общем, как и практически везде в мире женщины занимаются домашними заботами. А вот рыбной ловлей занимаются в основном русские. Небольшие по площади, но очень глубокие (более 100 метров) озера Тувы богаты на рыбу и… тайны. Как говорят местные шаманы в каждом крупном озере живет Хозяин озера. На наш вопрос: существует ли Хозяин в том озере рядом с которым мы стали озером, глава местной артели рыбаков пожал плечами и рассказал, что здесь он его не видел, но вот на соседнем озере, еще более глубоком, чем это, он видел нечто огромное, что по размерам никак не могло быть рыбой. Тува - богатый край. Здесь растет множество полезных и уникальных лекарственных растений. Одно из элитных, Родиола Розового Корня или "золотой корень". Растение по своим целительным свойствам не уступающее Женьшеню, в обилии произрастает по берегам местных озер и рек. Здесь же собирают мумие - лекарственное средство, известное людям с древности и сейчас имеющее немалое цену. А происхождение его не менее уникально, чем лекарственные свойства. Отходы ласки, маленького хищного зверька, со временем, под воздействием природных условий приобретают легендарные целебные свойства. После этого остается его собрать и обработать. В труднодоступных горах затаились не только природные богатства, но и смертельная опасность. Чума! Страшная болезнь затаилась в этих горах еще с прошлых веков. Носители - те же ласки и блохи паразитирующие на них. Периодически эту местность выжигают, пытаясь уничтожить болезнь вместе со своими хозяевами. Но глубокие норы надежно укрывают зверьков от огня. Территория Тувы расположена на перепутье миграций древних народов и здесь еще продолжают встречаться уникальные археологические находки, весть о последней из них, относительно недавно облетела средства массовой информации. Сделана она, кстати, петербургскими археологами, нашедшими древние мумии. Вообще, Туву называют страной курганов. Их здесь видимо невидимо, представляют они собой разные эпохи и культуры и требуют тщательного изучения. К сожалению, очень затрудняют исследования грабители курганов. Проведение же наших научных исследований было связано с трудностями другого рода. В связи с местными верованиями, для коренных народов Тувы почва и растения священны. Поэтому приходилось с особой осторожностью, проводить сборы гербариев и копать почвенные шурфы, без которых невозможно проводить ландшафтные исследования. Чтобы понять историю развития природы края, сделать выводы о его современном состоянии и тенденции изменения в будущем, необходимы комплексные изыскания с использованием всем методов современного естественного познания мира. Наша экспедиция заняла около двух месяцев, но настала пора возвращаться. Август в горах Тувы - поздняя осень, местами выпадает снег. На обратном пути мы с удовольствием воспользовались гостеприимством местной заставы, где нам предложили отдохнуть принять баню и привести себя в порядок. Пограничная застава, оказалась маленьким уголком России на экзотической территории тувинского края. Бетонные дорожки аккуратно проложены по тенистым аллеям, внутри дворика, который образуют казарменные помещения, и хозяйственные постройки. В свою очередь, здания защищены по периметру окопом-рвом, а уж тот огорожен колючей проволокой. Пограничников на заставе было не более двадцати человек. По традиции, заведенной еще в советские времена, солдаты собраны со всей нашей необъятной страны: Байкал, Урал, Ленинградская область. Нарушения происходят систематически, но носят они не политический или террористический характер, а вытекают из сугубо традиционного образа жизни. Так и не отвыкли местные жители воровать друг у друга скот. Вот и доставляют пограничникам хлопоты эти нарушители. Ну, а мы прощались с этим интересным и экзотическим краем. Краем, в котором гостеприимные люди живут практически вне времени занимаясь своим традиционным промыслом. Нам предстояло многодневное возвращение поездом, в Санкт - Петербург. И в пути, под стук колес, под, еще яркие воспоминания попутчиков, под стук граненых стаканов и звон вилок; сквозь пролетающую вереницу очаровательных пейзажей лесов и степей, гор и рек, ты понимаешь сколь же необъятен простор нашей великой страны.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=69&article=140    /    Просмотров: 7321

Последние статьи раздела
КАК ЧУДОВИЩУ СТАТЬ КРАСАВИЦЕЙ

ЖЕНЕВСКИЙ АВТОСАЛОН

ПАРАД ПОБЕДЫ В ПАРИЖЕ

ПОСЛЕДНИЕ КАНИКУЛЫ

ПОКОРЕНИЕ ФУДЗИ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"