MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

Театр

04.02.2008 [18:48] ДУЛЬСИНЕЯ ВТОРАЯ
После годичного перерыва зрители Екатеринбургского театра юного зрителя вновь могут увидеть «происшествие, которого почти никто не заметил, в трех картинах», спектакль «Дульсинея Тобосская».
Просмотров:  4205
04.02.2008 [18:46] ВСЕ СМЕШАЛОСЬ
Европейский театр не часто выпадает на долю екатеринбургского зрителя. Особенно в части альтернативных постановок. Поэтому всегда вызывает любопытство — «а как у них». В этом отношении спектакль «Ha! Hamlet» Театральной компании Маркуса Зонера — полезный зрительский и эмоциональный опыт.
Просмотров:  4087
04.02.2008 [18:44] МЮЗИКЛ КАК ФОРМАТ
Музыка в театре присутствовала всегда, но все же: что это за современный жанр — мюзикл? И почему сегодня мюзиклы так часто появляются на сценических подмостках и в репертуарах не только музыкальных театров, но и драматических? Попробуем разобраться в жанровых особенностях этого достаточно молодого театрального явления и хитросплетениях театральной репертуарной политики.
Просмотров:  6035
04.02.2008 [18:41] ДРУГОЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕКРАСНОГО
Каждый день фестиваля «Новая драма» начинался с дискуссий о пространстве и языке современного театра и современной драматургии. То, что говорил Михаил Угаров, драматург, режиссер, идеолог движения Новой драмы и художественный руководитель «Театра. doc», на одной из таких утренних встреч-прений, задело меня точностью формулирования процессов и смыслов, проговариванием того, что все ощущают и о чем все думают.
Просмотров:  4256
04.02.2008 [18:38] «НОВАЯ ДРАМА» УСТАМИ ФИЛОЛОГОВ
«Новая драма» — явление, с которым многие связывают дальнейшее развитие театральной культуры, явление, узаконенное в научном мире прошедшей в сентябре конференцией «Современная российская драма» в Казанском государственном университете.
Просмотров:  5920
04.02.2008 [18:34] ЛОГИКА ПЕРЕМЕН
Нынешней осенью мне довелось побывать на двух театральных фестивалях «Реальном театре» в Екатеринбурге и «Новой драме» в Москве. Значительные изменения, которые произошли в формате и концепции двух театральных смотров заставили не просто сравнивать, но и серьезно размышлять о фестивальном движении в России.
Просмотров:  4558
28.08.2007 [11:53] САМАЯ НЕХАРАКТЕРНАЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ
«Гамлет» — необычный, оригинальный, выделяющийся из потока других спектаклей Николая Коляды и в то же время — квинтэссенция его творчества. Вспомним интересную статью Евгения Иванова о Коляда-театре, опубликованную в прошлом году в «Театральном сезоне». Он сформулировал очень точно суть театра, в какой-то мере раскрыл карты, устранил загадку, и мы все вздохнули: «Ох, и правда!..». Суть в том, что Коляда-театр — в чистом виде язычество, шаманство. Действо — жертвоприношение, повторяющаяся мелодия — махамантра, необычные вещи — предметы культа. И правда, невозможно не заметить, что входишь в транс. Так вот, эти черты присущи всем спектаклям Коляды и «Гамлету» тоже. Но присущи в такой максимальной выраженности, что это и отличает новый спектакль от всех остальных колядовских творений.
Просмотров:  5344
28.08.2007 [11:50] ЖАК И ЕГО ГОСПОДИН
Иногда «вперед» перемежается с «назад», в прошлое, в воспоминания. Оглянувшись же, вновь и вновь уверяешься, что «вперед» все-таки существует и стоит того, чтобы стаптывать башмаки на пыльных дорогах Европы. События пьесы, написанной по мотивам романа Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин» и поставленной в Екатеринбургском ТЮЗе режиссером Олегом Рыбкиным, происходят в XVIII веке, но «в таком восемнадцатом веке, о котором мы сегодня мечтаем», как указывает Кундера в авторском предисловии. Жак (В. Смирнов) и его господин (А.Волков) путешествуют по жизни-сцене, рассказывая друг другу истории из своей жизни, встречая старых знакомых и новых попутчиков, теряя друг друга и обретая себя.
Просмотров:  4739
28.08.2007 [11:46] ЛЮБОВНЫЕ ИГРЫ
В феврале на сцене Екатеринбургского театра юного зрителя появился спектакль «Трактирщица», комедийная любовная история обольстительной женщины и строптивого мужчины, который, конечно, не верил в чары соблазнения, но непременно попался на крючок Купидона. Мораль же проста и грустна — игры с чувствами разжигают нешуточный пожар, и даже если он самый настоящий и сердце насквозь пронзила стрела, он выжигает все, оставляя лишь жесткий привкус разочарования от предательски правдоподобного розыгрыша. Игра не может обернуться реальностью, даже если в какой-то момент в это очень хотелось верить…
Просмотров:  4727
28.08.2007 [11:39] CОХРАНЯЯ СТУДИЙНОСТЬ
В марте 2007 года Открытый Студенческий Театр УрГУ отметил свое пятилетие. Возраст не большой с точки зрения профессионального театрального искусства оказывается серьезным юбилеем, когда речь идет о любительском коллективе. Расцвет любительских театров приходится на конец 70 х — 80 е годы XX века, когда актерское самовыражение сочеталось с духом коллективизма. Можно ли говорить о студийности в наши дни? Каким предстает любительский студенческий театр сегодня?
Просмотров:  4719
28.08.2007 [11:37] ТЕНЬ МАРИОНЕТКИ
У Э. Гофмана есть такая повесть — «Необыкновенные страдания одного директора театра». В ней устами главного персонажа описана модель театра-утопии, где не плетут интриг и не затевают скандалов, где слово режиссера — закон, а дружная актерская команда справляется с любыми задачами. В финале герой-рассказчик раскрывает своему изумленному собеседнику тайну этой фантастической труппы: то оказался ансамбль марионеток…
Просмотров:  5019
28.08.2007 [11:29] ТЕАТР СКОРЕЕ ЖИВ
Областной конкурс «Лучшая театральная работа года» на первый взгляд сложно назвать уникальным. Ежегодные творческие смотры среди местных театров — обычная практика Союза театральных деятелей, насчитывающего 75 региональных отделений. Однако, лишь немногие из них доводят дело до логического фестивального финала. Удачно найденный оборот — «мониторинг театральной жизни» — позволяет представить сложную конструкцию, в которой поездка критиков по тряской дороге, скажем, в Краснотурьинск становится деталью фестивальной махины, венчают которую фанфары «Золотой маски».
Просмотров:  4460
13.04.2007 [08:21] ТО ЛИ ЛЮДИ, ТО ЛИ КУКЛЫ
В сентябре 2006 года на Международном фестивале театров кукол «Петрушка великий» был впервые показан спектакль «Бобок» в постановке Екатеринбургского театра кукол, который практически единогласно был признан экспертами выдающейся работой. За полгода сценической жизни «Бобок» стал почти театральной легендой, обрастая слухами и невероятными подробностями театрального действа в вдохновенном зрительском пересказе.
Просмотров:  4996
13.04.2007 [08:17] ТАЙНА НАРИСОВАННОЙ ДВЕРИ
Помню, моя детская кроватка стояла у стены с заколоченной дверью. Эту дверь — нелепое препятствие во всех мебельных перестановках — старались сделать незаметной: покрасили «под обои», потом завесили чем-то. Но я-то знала — она существует. И жутко было, и любопытно: а что, если ее открыть? что за мир откроется тогда? Мне объясняли: там живут соседи. Но верить в это не хотелось, и тайна все-таки осталась тайной… Удивительно, но этот давно забытый эпизод воскрес в памяти только после спектакля «Амиго» — одной из последних постановок Коляда-театра. Мои детские фантазии случайно совпали с сюжетом: героиня пьесы Нина в финале уходит сквозь нарисованную на стене дверь. Но в каждой случайности, как известно, кроется закономерность. По моему, Коляда — пример художника, сценические метафоры которого действуют на интуитивном уровне. Их, конечно, можно расшифровать. Но можно этого и не делать: они уже и так как будто твои, о тебе. Коляда реанимирует и воплощает на сцене то, что называют «коллективным бессознательным», «родовой памятью». В «Амиго», спектакле, номинированном на премию «Золотая маска — 2007», тема памяти и воспоминания стала центральной.
Просмотров:  4492
13.04.2007 [08:14] BIG БРЕНД
В современном мире употребление слова «бренд» давно не требует перевода. И совершенно очевидно, что сегодня оно превратилось в современный культ и предмет массовой культуры. Однако нельзя забывать о том, что наряду с популярными торговыми марками, существуют и культурные бренды — «Метрополитен опера», театр «Ла скала», «Русский балет», «Большой театр», но все это примеры мирового уровня, а между тем в России существует достаточное количество театров, которые достойны высокого статуса бренда и Свердловский театр музыкальной комедии один из них.
Просмотров:  4369
27.03.2007 [12:43] ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАЙНУ
Студенческий клуб «Школа театрального критика», существующий с 1997 года в Доме актера при поддержке Екатеринбургского отделения Союза театральных деятелей, объединение невероятное в своей альтруистичности и свободной посещаемости. Этакий клуб по интересам людей влюбленных в театр, пристрастных зрителей и, возможно, будущих профессиональных критиков. Именно возможно, потому что Школа, в первую очередь, как просветительский проект приобщает неофитов к культуре, но в дальнейшем, зачастую, становится ступенькой в карьере культурных журналистов, театроведов и театральных менеджеров. И сегодня одни из первых ее выпускников являются активными участниками современного екатеринбургского и российского театрального процесса. В сентябре 2006 года Школа возродилась заново после двухлетнего молчания и затишья, и вновь собрала вкруг себя «школьников», открытых к диалогу и познанию мира и себя через искусство.
Просмотров:  4068
27.03.2007 [12:37] НОВАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В прошлом году на местном уровне произошла знаковая смена руководства Союза театральных деятелей. Екатеринбургское отделение возглавил Владимир Мишарин, один из самых успешных российских театральных менеджеров, умело и талантливо объединяющий бизнес и искусство. Три последних года Мишарин жил и работал в Москве: заместителем председателя в центральном аппарате СТД, затем начальником отдела театрального искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии… Наш разговор состоялся в конце прошлого года, когда были объявлены грандиозные и достаточно амбициозные планы Екатеринбургского отделения СТД на 2007 год.
Просмотров:  5613
18.03.2007 [17:18] СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ: ГЕОГРАФИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Именно так начался XVI международный театральный фестиваль «Балтийский дом» — он открылся постановкой Э.Някрошюса «Фауст» (театр MENO FORTAS, Литва). Постоянные аншлаги, сопутствующие любому фестивалю, заставляют задуматься о причинах популярности подобных творческих слетов. Вероятно, дело не только в пресловутом «диалоге культур» и погоне за возможностью увидеть все и сразу. Здесь присутствует и другая, скрытая от прагматика логика. Фестиваль, при всей своей связи с реальностью, обладает магией иного измерения. Он осуществляет скрытую мечту человека, высказанную героем Гете, — мечту об остановленном мгновении, желании навязать несговорчивым стрелкам свои координаты. География фестиваля не соблюдает привычную логику политических интересов и визового режима. Фестиваль, быть может, — последнее прибежище мифов о «золотом веке» и «дружбе народов». За то и любим публикой.
Просмотров:  4246
18.03.2007 [17:14] КУКОЛЬНЫЙ ДОМ
«Не прощаясь с детством» — лозунг международного фестиваля театров кукол. И действительно мы идем в кукольный театр за нашими детскими мечтами, воспоминаниями, за чувством легкости, и в чем-то даже наивности. Но, с другой стороны, есть в этом что-то сверх всего зримого, простого и понятного, что существует, как тайна во всяком искусстве, что-то притягательное и непонятное. Театр кукол как способ трансляции ценностей — это не только воспитание доброты и сопереживания в детях, это еще и творчество, самовыражение актеров, режиссеров, художников, это создание хрупкого и тонкого художественного мира, целью которого является уже нечто более высокое и более значимое в духовном плане для каждого отдельного маленького и взрослого человека.
Просмотров:  4931
18.03.2007 [17:07] «ОГЛЯНУТЬСЯ С ГНЕВОМ», ИЛИ СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
Семинар по современной европейской драматургии, прошедший в Екатеринбургском ТЮЗе уже в пятый раз, явил многообразие и искусность «новой драмы» в исследовании и отражении сегодняшней действительности. Сентиментальные, мелодраматичные истории о перипетиях семейной жизни, жесткие и шокирующие откровения маленьких провинциальных городков, абсурдность масс-медийного общества, живущего в информационном страхе перед невидимым терроризмом, хрупкость и нежность человеческого бытия. О екатеринбургском семинаре, а также об истоках и современных тенденциях существования «новой драмы» в Европе мы решили поговорить с английским театральным режиссером Рамином Греем. Именно он в лондонском театре «Роял корт» поставил спектакли по пьесам известных екатеринбургских драматургов — братьев Пресняковых и Василия Сигарева. В столице Урала на Семинаре Рамин Грей вместе с актерами Екатеринбургского ТЮЗа представлял пьесу английского драматурга Лео Батлера «Собачье счастье».
Просмотров:  7223
18.03.2007 [17:02] ТЕАТР "ПРАКТИКА"
Театр «Практика» задуман художественным руководителем Эдуардом Бояковым как театр, ориентированный на поиск актуальных тем и сюжетов, современного языка и новой театральной стилистики, на открытие нового поколения драматургов и режиссеров, работающих с современной пьесой.
Просмотров:  5646
18.03.2007 [16:56] ПРАКТИКИ СПАСЕНИЯ
В сентябре в Москве состоялся Пятый фестиваль современной пьесы «Новая драма». Сейчас принято много говорить о кризисе этого сценическо-драматургического движения, что частично отразила и основная программа фестиваля, анализирующая театральный процесс прошлого года, в специальной же программе, представляющей практики и поиски театра сегодняшнего, были открыты не только новые имена и тексты, но и новые сценические формы. Стоит отметить, что Пятая «Новая драма» как никогда проходила на фоне мощных дискуссий и обсуждений, на которых вырабатывались теоретическая база и общетеатральный контекст существования новейшего сценического направления, основой которого была названа художественная конструкция «катастрофа–выживание-спасение».
Просмотров:  4763
03.08.2006 [10:42] БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ ИЛИ… ЭКСПЕРИМЕНТ ДМИТРИЯ БЕЛОВА
26 февраля 2006 г. в Екатеринбургском театре музыкальной комедии состоялась премьера remix-оперы «FIGARO», которая вызвала громогласную общественную реакцию. Диапазон мнений масштабен от бурной апологетики до криков «Браво!». Попробуем максимально адекватно проанализировать постановку с точки зрения ее жанровой принадлежности.
Просмотров:  4886
03.08.2006 [10:40] ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЖНОСТИ
Андрей Ефимов не просто один из выдающихся театральных художников-кукольников, но, прежде всего, создатель модели своего мироздания в сценическом пространстве кукольного театра — так называемого «театра нежности». Он заботится о своем зрителе — и самом маленьком, и взрослом, пытается создать гармонию в их душе своими театральными средствами, своими механизмами. И так важно, что в его душе они неисчерпаемы, его нежности хватает всем, по крайней мере, в пространстве театра, Екатеринбургского театра кукол.
Просмотров:  4540
03.08.2006 [10:38] ДЕТИ ГРОЗЫ
В 2001 г. главным режиссером Екатеринбургского ТЮЗа стал Вячеслав Всеволодович Кокорин, режиссер с мировым именем, ставящий спектакли и проводящий мастер-классы по всему миру: в Германии, Франции, Скандинавии, Америке, Польше. Почувствовав необходимость изменения имиджа театра, невозможное без вливания свежих сил, он набрал в 2002 г. группу студентов, которых с тех пор почти не видели в Театральном институте. Школой для них стала сцена Театра Юного Зрителя. Ребята постоянно участвовали в семинарах «Современная европейская драматургия» и «Лаборатории молодой режиссуры», проходящих в ТЮЗе. Со второго курса начали играть в репертуарных спектаклях. В «Валентине и Валентине» они целой стаей выпорхнули на сцену, пели Сороковую симфонию Моцарта, оттеняя своим задором, энергией молодости игру зрелых актеров. Затем двое из них сыграли главные роли в «Дембельском поезде», спектакле проекта «Театр за бетонной стеной», участвовавшем в берлинском фестивале «Augenblick mal!». Потом у студентов стали появляться собственные спектакли на Малой сцене: свободная композиция «Свидетельство о рождении», «Сейчас еще нигде пока уже опять» Л. Петрушевской, «Пять–Двадцать пять» Д. Привалова, который они показали на фестивалях «Радуга» в Санкт-Петербурге и «Твой шанс» в Москве, и, наконец, детский спектакль «Чемодан чепухи». В преддверии расставания мы встретились с мастером и его студентами, чтобы поговорить об особенностях их курса.
Просмотров:  5140
03.08.2006 [10:36] ВСЮДУ «ART», ИЛИ ФЕСТИВАЛЬ КАК ГИПЕРТЕКСТ
Стало уже общим местом говорить об экспансии искусства на сопредельные территории и наоборот, — об относительности границ между жизнью и искусством. Театральный фестиваль — достаточно традиционная форма, в которой как раз границы искусства раздвигаются по вполне определенным правилам, ибо он включает в себя не только отведенное пространство и время спектаклей, но и круглые столы, и общение критиков, и (новшество последнего фестиваля) работу со зрителем — студенты философского факультета УрГУ путем анкетирования зрителей выясняли: «Куда ветер дует» (приз зрительских симпатий назывался «Роза ветров»). Плотность искусства на единицу фестивального времени настолько велика, что невольно начинаешь все измерять по художественным меркам, а сам фестиваль выстраивается в большой гипертекст.
Просмотров:  4501
28.07.2006 [07:00] КНИГИ
ВАСИЛИЙ СИГАРЕВ «АГАСФЕР И ДР. ПЬЕСЫ» М.: Коровакниги, 2006. — 226 с. НАТАЛЬЯ КРЫМОВА «ИМЕНА» Избранное в 3-х книгах
Просмотров:  4645
28.07.2006 [06:57] ШОКИРУЮЩИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Что: Дискуссия Где: Малый драматический театр «Театрон» Когда: 27 февраля 2006 года. Участники: Пьянкова Анна, выпускающий редактор журнала ZAART; Турышев Игорь Георгиевич, режиссер, художественный руководитель малого драматического театра «Театрон»; Архипов Александр, драматург, художественный руководитель проекта «Театр.doc в Екатеринбурге»; Ксения Старикова, журналист, pr-менеджер проекта «Театр.doc в Екатеринбурге»; Александр Калугин, актер, студент ЕГТИ, участник проекта «Театр.doc в Екатеринбурге». В преддверии открытия «Театра.doc в Екатеринбурге» мы решили провести с создателями этого проекта небольшую дискуссию о наиболее актуальном направлении современного театра – документальном театре.
Просмотров:  5757
28.07.2006 [06:55] ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ: НА ГРАНИ ОПЕРЕТТЫ И МЮЗИКЛА
Последние премьеры Свердловского театра Музыкальной комедии с очевидностью показывают экспансию мюзикла в российский репертуарный музыкальный театр. Сегодня можно говорить о том, что этот жанр стал ведущим и на сцене нашего театра. И пусть не все спектакли жанрово обозначаются мюзиклом, но создаются они в его стилистике. Так, премьерные спектакли: «Ночь открытых дверей» (Е. Карамзин), «Восемь любящих женщин» (А. Журбин), «Храни меня, любимая» (А. Пантыкин) и «FIGARO» (по мотивам W.A. Mozart’a) — это по жанру, стилю и языку, однозначно, мюзикл, и лишь «Графиня Марица» (И. Кальман) — это классическая оперетта.
Просмотров:  5821
28.07.2006 [06:54] ВОЛХОНКА: ТЕАТР РАЗНООБРАЗНЫХ ВКУСОВ
Искусство и коммерция в современном мире неизбежно идут рука об руку. Особенно, когда дело касается таких видов искусства как архитектура, театр, кино, где произведение не может появиться на свет без определенной материальной базы. Маленькие театры Екатеринбурга практически с самого своего рождения поставлены в ситуацию выживания. Держаться на плаву и одновременно делать хороший театр — возможно ли?
Просмотров:  5949
28.07.2006 [06:52] РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР БУДУЩЕГО
В феврале нынешнего года в Екатеринбургском театре юного зрителя уже в третий раз состоялась мастерская «Молодая режиссура и профессиональный театр». Идея о своеобразной режиссерской ярмарке появилась на свет несколько лет назад вместе с осознанием разомкнутости российского театрального пространства на провинцию и столицу и необходимостью устанавливать утраченные связи и целостность. Советская система назначений в региональные театры свежих дипломированных режиссеров была потеряна и забыта вместе с новообретенной демократией. А ведь в этом была определенная ценность и логика: театры за пределами Московского садового кольца получали юные дарования с новыми идеями, которые современно и актуально обновляли репертуар, а молодые режиссеры — возможность «наставиться», набить руку в ремесле и научиться жить и творить в профессиональном театре. В 2001 году Екатеринбургский ТЮЗ взял на себя смелость осуществить программу по спасению провинциальных театров от режиссерской геронтократии.
Просмотров:  4178
12.01.2006 [08:23] РЕАЛЬНЫЙ «РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Будучи фестивалем уже ХХI века, нынешний “Реальный театр” оказался очень позитивно настроенным, на нем практически не было авангардистских жестов и модернистской тоски (никто не ожидал Годо), не было вербатима (шахтеры и наркоманы ничего о себе не рассказывали), не было и маскультовской попсовости, впрочем, последней, благодаря Лоевскому, не было никогда. Я не видела совсем слабых спектаклей, были спектакли средние, хорошие, качественные и даже гениальные (по крайней мере, один-то точно).
Просмотров:  5255
12.01.2006 [08:21] ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА
VIII фестиваль “Реальный театр”, несмотря на разноплановость и разностильность спектаклей, прошел для меня в неком едином смысловом ключе, который я для себя обозначила как необходимость диалога с театральным пространством и его определением.
Просмотров:  5097
12.01.2006 [08:18] ФЕСТИВАЛЬ «СИРЕНЫ»: ЗАЛИТОВАННЫЕ ВРЕМЕНЕМ
Волна фестивалей накрывает мир, как когда-то накрывала волна симпозиумов, конференций, демонстраций — сегодня эти собрания вместил, поглотил фестиваль. На профессиональном сленге других, не “культурных” профессий, похожее времяпрепровождение называется тусовкой, фуршетом, пати, суаре, журфиксом, сходкой. “Ищу героя!” — позвала “Новая драма-2005”.
Просмотров:  4438
12.01.2006 [08:16] ТАМ, ГДЕ ЛЮБОВЬ
В Екатеринбурге Театр имени Вахтангова показал один из своих последних спектаклей “Дон Жуан и Сганарель” в постановке В. Мирзоева и с Максимом Сухановым в главной роли.
Просмотров:  4253
12.01.2006 [08:12] ИСКУССТВО ПРОТИВ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА? ИНТЕРВЬЮ С МАРКОМ ЛИПОВЕЦКИМ
Насколько естественно для человека терпеть над собой насилие? Насколько оно внешне по отношению к нему? Где те границы человечности, за которыми рассказ о насилии уже причиняет боль? Это вопросы, на которые искусство отвечает, зачастую не ставя их перед собой, вопросы, ответить на которые мы попытались, опираясь на анализ искусства. Поводом к беседе с известным литературоведом, профессором Колорадского Университета, автором книг “Поэтика литературной сказки” и “Русский постмодернизм” Марком Наумовичем Липовецким послужила его статья “Театр насилия в обществе спектакля (философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых)” (НЛО № 73), в которой подробно рассматриваются направления, тенденции развития, специфика тематики “Новой драмы”. Иллюстративным материалом, подкрепляющим теоретические положения, как правило, выступали спектакли фестиваля “Реальный театр”, завершившегося накануне.
Просмотров:  5720
04.10.2005 [06:27] ФЕСТИВАЛЬ КАК САМОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Повседневная жизнь театрального города, как и повседневность отдельно взятого человека, прерывается праздниками. Так сложилось в культуре, так живет человечество, оформляя себя игровым способом, отмечая, т.е. останавливая, выделяя из потока какие-то значимые события, создавая особый эмоционально-психологический настрой. Театральный фестиваль — праздник в квадрате, ибо искусство уже празднично по своей неутилитарной природе. 25-й раз в Екатеринбурге были названы имена участников, а затем и победителей конкурса «Лучшие театральные работы года» в рамках фестиваля «Браво-2004»
Просмотров:  6798
04.10.2005 [06:22] КАЛЕНДАРЬ КОЛЯДЫ
Календарь Коляды — это не просто перечень удивительного количества премьер, событий, театральных изюминок и неповторимых проектов, созданных за год. Это единственный способ хоть как-то охватить и мельком осюжетить все огромное и необъятное, что было сделано в маленьком подвальчике, камерным коллективом в совершенно неописуемых условиях.
Просмотров:  7765
04.10.2005 [06:19] ВНЕТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕ БЫВАЕТ
Интервью с Олегом ЛОЕВСКИМ
Просмотров:  8169
04.10.2005 [06:10] ДРУГИЕ БЕРЕГА
Уже никого не удивишь мероприятием имени Чехова, но без Чехова или с Чеховым, задвинутым в угол. Международный театральный фестиваль имени Чехова (www.chekhovfest.ru) с самым низким содержанием Чехова в программе проходил в Москве летом два года назад. Нынешний, шестой, представляет новые пространства постижения писателя, который, сколько бы его ни хоронили авангардисты, живее многих здравствующих и чьей глубины хватит на многие поколения вперед.
Просмотров:  7507
24.05.2005 [12:35] «ЗОЛОТАЯ МАСКА» – 2005: «КРУГЛЫЕ СТОЛЫ»
В рамках только что прошедшей «Золотой маски» состоялись две важные, на мой взгляд, дискуссии: «Театральные журналы» и «Фестивали. Для кого? Для чего?». Заранее сформулированные темы обсуждения были очень животрепещущими. Вот что получилось обсудить в итоге — или хотя бы сформулировать как проблему, «домашнее задание» для медленной мысли.
Просмотров:  8122
24.05.2005 [12:07] ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕАТРА
С 15 по 25 марта малая сцена Екатеринбургского ТЮЗа превратилась в пространство для экспериментов. Здесь каждый день рисковали, пробовали и ошибались; понимали и растворялись; боялись и закрывались. Было абсолютно все. Театр ожил, обретая каждый день себя и постигая свою сущность.
Просмотров:  7767
24.05.2005 [12:02] КАК СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ СЛОН
Встреча с «легендой русского рока» Петром Мамоновым у екатеринбургской публики вызвала недоумение. Правда, не менее легендарный музыкант и композитор Сергей Курехин считал, что лишь в этом состоянии «выбитой табуретки из-под ног» возможно восприятие нового, иного. В течение двух февральских вечеров на сцене Екатеринбургского театра музыкальной комедии был настоящий театр, нет, не актера, это был театр одного человека. Один на пустой сцене он ничего не играл, ничего не придумывал — просто рассказывал странные сказочки для взрослых.
Просмотров:  8634
24.05.2005 [11:56] «ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО»
Не так давно в далеком от обеих столиц Омске появилось целых три спектакля по пьесам московского драматурга Клима в постановке питерского режиссера Алексея Янковского. Это «Ромео и Джульетта», «Отелло» и «Падший ангел». Все три спектакля возникли на сцене Омского камерного «Пятого театра». Они объединены в проект «Пустое пространство». Пустое, потому что открытое, незамкнутое, ожидающее наполнения, первозданное и чистое, словно tabula rasa…
Просмотров:  7466
24.05.2005 [11:53] В ПОИСКАХ ЦЕЛОГО МИРА
Смерть театру предрекали еще в начале XX столетия. Он выжил, возможно, лишь благодаря режиссерской воле и фантазии, отстояв свою уникальность рядом c кино и телевидением. В современном мире XXI века, в глобальном пространстве медийных взаимоотношений театр не умирает — просто теряет свою сущность, превращаясь в аттракцион. В бытии человека сегодняшнего ТЕАТР — явление почти мифическое — когда-то что-то такое было, но объяснить что и когда уже почти невозможно. Театр — как далекое воспоминание. Живое сценическое пространство не будоражит, сегодня больше впечатляет иллюзия кинокадра. Театральная общественность мечется в поисках режиссера, новой драматургии, способных спасти, изменить ситуацию тихого умирания. Ежегодно провозглашаются новые герои, демиурги сцены, но внутри явное ощущение о чем-то безвозвратно утерянном, о понимании ТЕАТРА.
Просмотров:  7291
29.01.2005 [10:54] В ЗЕРКАЛЕ ГОГОЛЕВСКОЙ «ШИНЕЛИ»
Марина Неелова сыграла Башмачкина. Валерий Фокин, художественный руководитель московского экспериментального Центра имени Мейерхольда и петербургского Александринского театра, давно обещал поставить гоголевскую «Шинель» с Мариной Нееловой в главной роли. Долгожданной премьерой открыли Другую сцену театра «Современник», предназначенную для разного рода экспериментов.
Просмотров:  8449
29.01.2005 [10:48] МОЛОДАЯ РЕЖИССУРА: МЕЖДУ ШКОЛОЙ И ЕРЕСЬЮ
В бытии культуры понятие «театр», о котором говорят то восторженно до пены у рта, то траурно плохо, предрекая смерть, падучую болезнь и прочие неприятности, никогда не было однозначным. В XIX веке театр манил прохожих игрой и харизмой актеров, в веке ХХ, особенно его второй половине, – карабасобарабасовскими манипуляциями режиссера. Похоже, что для XXI столетия театр приберег в качестве центростремительной силы третью знаковую фигуру – драматурга и его текст. Завершение очередного этапа развития театра связано не только с тривиальной сменой столетий, но и с внутренней потребностью к изменению направления художественной активности, которую, в частности, отразила ежегодная всероссийская творческая мастерская «Молодая режиссура и профессиональный театр».
Просмотров:  7997
29.01.2005 [10:44] ПО НАПРАВЛЕНИЮ К NET
Фестиваль NET (Nовый Европейский Tеатр) в 1998 году придумала группа театральных критиков – москвичи Роман Должанский, Марина Давыдова и Алена Карась, болгарка Василка Бумбарова и живущая теперь в Венгрии Наталия Якубова. Программу последних NET’ов составляют Роман Должанский (театральный обозреватель ИД «КоммерсантЪ») и Марина Давыдова (театральный обозреватель «Известий»). Они склонны показывать яркий, неожиданный, спорный, интригующий театр современной Европы. В этом году программа подобралась так, что спектакли были о любви, о смерти в отсутствии любви, о жизни в отсутствии любви и смерти. То есть – о главном.
Просмотров:  7737
29.01.2005 [10:38] В МЕЧТАХ О ДРУГОМ
Современный театр – это когда не встает! Примерно так выразились знаменитые и ужасные братья Пресняковы в своем варианте манифеста «Театра за бетонной стеной». Конечно, слишком эпатажно и грубо, но, честно говоря, иногда с ними хочется согласиться.
Просмотров:  8042
08.10.2004 [07:28] СОЦИАЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДРАМЫ
Мы встретились с переводчиком и режиссером Аллой Юрьевной Рыбиковой в ТЮЗе на Семинаре по современной европейской драматургии, частым гостем которого она является. Этот номер еще только задумывался, и его тема «жизненные условия» даже не была определена. И уже потом, в процессе подготовки материала, оказалось, что наш разговор удивительным образом попал в контекст заявленной проблемы. Мы говорили о современной драматургии, европейской и российской (о чем можно еще говорить с человеком, который знаком с «новой драмой» не понаслышке), о похожести и различии этих почти параллельно развивающихся явлений. И чем больше мы обращались к темам, смыслам, языку «новой драмы» (как нашей, так и зарубежной), тем чаще, объясняя особенности того или иного текста, приводили в пример российскую или европейскую действительность. Все оказалось завязано напрямую: художественный текст, в данном случае пьеса, является порождением этой конкретной реальности и выразителем ее проблем и болезней.
Просмотров:  8635
08.10.2004 [07:18] «ЕВРАЗИЯ – 2004»
«Драматург должен есть мясо», — считает Николай Коляда (известный драматург, режиссер, главный редактор журнала «Урал»…). И он довольно последователен: сначала набирает курс молодых драматургов при театральном институте, обучает их профессии (учит зарабатывать деньги, и, к слову сказать, неплохие), а затем и вовсе объявляет конкурс, денежные премии которого позволяют некоторым победителям...
Просмотров:  7665
08.10.2004 [07:14] ЕВРОПЕЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ – НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Треплев. Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно. А.П. Чехов «Чайка» Новое – хорошо забытое старое. Народная мудрость Новое – хорошо отмытое старое. Станислав Ежи Лец
Просмотров:  8561

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"