МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Психология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2004 (18:00)
Версия для печати
ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ВНУШАЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ

Александр Шабанов - "Проект Ахей"

Цель, объект, предмет, гипотеза исследования

Дальнейшим этапом изучения проблемы внушаемости является проведение исследования и анализ его результатов. Целью данного исследования является выявление факторов способствующих повышению внушаемости. Объектом исследования является личность. Предметом исследования является феномен внушаемости личности.
  1. Определить состояния и качества личности, способствующие повышению внушаемости.
  2. Определить принципиальные различия между слабовнушаемыми и сильновнушаемыми на основе полученных данных.

Экспериментальная база и методы исследования

В исследовании принимал участие 51 человек - студенты педагогического университета г. Екатеринбурга, выбранные без определенной системы (как возможные клиенты социальной работы).
  1. Опросник тревожности Тейлора,
  2. Шестнадцати факторный опросник Кеттелла,
  3. Тест на определение уровня гипнабельности разработанный в отделении неврозов и пограничных состояний Харьковского НИИ неврологии и психиатрии им. В.П. Протопопова.
  1. Корреляционный анализ по Пирсону;
  2. Факторный анализ.
  3. Статистическая оценка различий по Стьюденту (t-критерий).
Результаты обработки представлены в виде таблиц и диаграмм.

Результаты и их обсуждение

Анализ экспериментальных данных по соотнесению внушаемости как социально-психологического феномена представлен с одной стороны данными корреляционного и факторного анализа, с другой логическими умозаключениями на основе полученных данных. В связи с тем, что фактор внушаемости является в данном исследовании доминирующим, полученные данные по этому фактору были тщательно изучены и сопоставлены с кривой нормального распределения данных. Как мы видим распределение ответов по фактору внушаемости соответствует кривой нормального распределения, в связи с этим возможно сделать вывод, что с полученные данные отвечают необходимым требованиям достоверности и их возможно использовать в дальнейшем исследовании. Для выявления специфики связей между внушаемостью, тревожностью и личностными чертами, изученными по 16 - факторному опроснику Кеттелла было проведен их корреляционный анализ (см. табл. №1). Таблица №1
Корреляция переменных внушаемости, тревожности и 16 - факторов Кеттелла
Качества личности Внушаемость Тревожность
Внушаемость 1,00 0,50
Тревожность 0,50 1,00
Общительность -0,09 -0,13
Толковость -0,2 -0,17
Эмоц стабил. -0,29 -0,53
Агрессивность 0,05 0,06
Беззаботность -0,02 0,07
Добросовестность -0,23 -0,38
Смелость -0,09 -0,28
Впечатлительность 0,03 0,00
Подозрительность 0,24 0,25
Богемность 0,06 0,03
Расчетливость -0,13 -0,19
Чувство вины 0,35 0,52
Радикализм 0,19 0,05
Самостоятельность 0,35 -0,01
Воля -0,06 -0,35
Раздражительность 0,27 0,46
В связи с тем, что между внушаемостью и тревожностью наблюдается высокая корреляция, мы считаем необходимым рассмотреть выявленные значимые коэффициенты корреляции по тревожности. Значимые корреляции обнаруживаются между тревожностью и эмоциональной стабильностью (r= - 0.53), добросовестностью (r= - 0.38), смелостью (r= - 0.28), чувством вины (r=0.52), волей (r= - 0.35), раздражительностью (r=0.46); на уровне тенденции находится связь между тревожностью и подозрительностью (r=0.25). В результате чего можно заключить, что люди, имеющие эмоциональную нестабильность, которые уклоняется от необходимых требований действительности, с низкой силой "я"; люди склонные к низкой толерантности по отношению к фрустрации, люди тревожные, беспокоящиеся, с плохим настроением, тяготящиеся дурными предчувствиями, которым часто присуще чувство вины склонны к повышенной тревожности и, в следствие этого, они более подвержены внушающему воздействию. Факторный анализ данных представлен в таблице №2. В первый фактор входят следующие шкалы: внушаемость (0.59), тревожность (0.78), эмоциональная стабильность (-0.63), добросовестность (-0.62), чувство вины (0.51), раздражительность (0.65) и следующие факторы на уровне тенденции: толковость (-0.34), смелость (0.32), расчетливость (-0.36), воля (-0.43). Условно данный фактор можно определить как фактор тревожность - внушаемость. Приведем краткую интерпретацию шкал 16 - факторного опросника Кеттелла, входящих в данный фактор.

Эмоциональная стабильность (-0.63) - (низкая оценка) подверженность чувствам, эмоциональная нестабильность, неустойчивость низкая сила "я". Человек склонен к низкой толерантности по отношению к фрустрации, уклоняется от необходимых требований дей-ствительности. Склонен к невропатическому утомлению, раздражителен активно проявляет неудовольствие. Имеет невростические симптомы, расстройство сна, психосоматические жалобы. Низкая оценка сопутствует всем формам невростенических расстройств.

Добросовестность (-0.62) - (низкая оценка) более слабое "сверх-я", склонен к непостоянст-ву, подвержен влиянию случая, его свобода от влияния группы может привести к асоциальной деятельности.

Чувство вины (0.51) - (высокая оценка) тревожный, беспокоящийся, часто присуще чув-ство вины. С плохим настроением, тяготится дурными предчувствиями, трудности встречает с тревогой, свойственной детям. В группе себя чувствует неуверенно. Высокая оценка по этому фактору имеет место в клинических группах всех типов.

Раздражительность (0.65) - (высокая оценка) напряжен фрустрирован, взвинчен (высокое рабочее напряжение), возбужден, беспокоен, раздражителен, нетерпелив, часто утомлен, но никогда не может оставаться бездеятельным. В групповой деятельности пренебрегает такими аспектами как порядок, единство, лидерство, В состоянии фрустрации представляет собой ре-зультат избытка побуждений, не находящих разрядки.

Толковость (-0.34) - (низкая оценка) конкретно думающий, схоласт, умственные способности заурядны, склонен к медленному обучению и усвоению новых понятий

Смелость (0.32) - (высокая оценка) смелый, склонен к риску, держится свободно, готов иметь дело с незнакомыми вещами и обстоятельст-вами. Для него характерны богатые эмоциональные реакции, невнимателен к деталям, игнорирует опасность, тратит много времени на разговоры.

Расчетливость (-0.36) - (низкая оценка) прямолинейный, естественный, безыскусный, сен-тиментальный. Не рассуждает, прост, иногда груб и неуклюж. Легко довольствуется тем, что есть, непосредственен.

Воля (-0.43) - (низкая оценка) не дисциплинированность, подвержен внутренним конфликтам, не соблюдает правила, подчинен собственным страстям. Не обеспокоен выполнением социальных требований, безалаберный. Плохой самоконтроль, особенно над аффективной сферой.

На основе полученных данных возможно выстроить приблизительный личностный портрет человека имеющего высокую тревожность и соответственно повышенную внушаемость. Эмоциональная нестабильность и подверженность различным собственным и навязанным чувствам, слабая приспособляемость, непостоянство, постоянное чувство тревоги, недоверие, простота - все это может привести и приводит к дезадаптации в обществе, потребности в сторонней помощи разобраться с проблемами как жизненного, так и личного плана. В свою очередь подобный личностный портрет характерен и для большинства клиентов социальной работы. Таблица №2 Факторный анализ переменных внушаемости, тревожности и 16 - факторов Кеттелла
Тревожность - внушаемость Беззаботность - общительность
Внушаемость .59 -.002
Тревожность .78 -.08
Общительность -.15 .72
Толковость -.34 .23
Эмоц. Стабил. -.63 .45
Агрессивность .08 .76
Беззаботность .17 .78
Добросовестность -.62 -.10
Смелость -.32 .58
Впечатлительность -.11 .55
Подозрительность .61 .31
Богемность .10 -.37
Расчетливость -.36 -.04
Чувство вины .51 -.52
Радикализм .31 .41
Самомтоятельность .07 .0009
Воля -.43 .11
Раздражительность .65 .08
Таблица №3 Статистическая оценка различий переменных внушаемости, тревожности и 16 - факторов Кеттелла
Факторы Слабовнушаемые Сильновнушаемые t - критерий
Внушаемость 16.61538 26.46154 -10.3822
Тревожность 13.26923 22.15385 -3.6022
Чувство вины 4.92308 6.92308 -2.5786
Анализ проведенного обследования студентов и дифференциация по степени внушаемости позволили сделать важный вывод о том, что этот показатель связан с такими качеством личности как тревожность и присутствием у человека чувства вины (что в свою очередь говорит об эмоциональной нестабильности) и прочими факторами, которые непосредственно влияют на эмоциональную стабильность. В свою очередь тревожность и эмоциональная стабильность коррелируют с внушаемостью, что приводит нас к следующей мысли. Клиентам социальной работы часто (если не сказать всегда) присущи и тревожность, и нестабильное эмоциональное состояние. Социальный работник, оказывая им помощь, невольно (или специально) может воздействовать на них своим поведением, речью или другими факторами. Вследствие чего мы считаем необходимым ввести в процесс обучения социальных работников теоретический курс с практическими занятиями по внушению. Таким образом, внушаемость является одним из существенных показателей индивидуальных особенностей личности. Все это и определяет значимость изучения внушае-мости для целенаправленного воздействия на личность (или, наоборот, для предотвращения неосознанного влияния).


Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=43&article=66    /    Просмотров: 13962

Последние статьи раздела
СПЕЦИФИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ "ТВОРЧЕСТВО" В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ВНУШАЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"