МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Психология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.12.2004 (07:42)
Версия для печати
СПЕЦИФИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Валинурова Н.Г. - "Проект Ахей"

Экзистенциальная психология возникла как одно из направлений психологии личности, личностно-ориентированной психологии, в противовес психологии позитивистской, сводящей человека к соматике, бессознательному во всех вариантах, к реакциям на раздражение внешней среды и прочее.

Как и все другие личностно-ориентированные направления в психологии, экзистенциальная психология делает упор на понимание (а не объяснение) психологической реальности каждого отдельного субъекта, вживание в эту психологическую реальность с целью нахождения в ней как источников психический патологий, так и ресурсов для выздоровления.

В то же время экзистенциальная психология выделяется из ряда других направлений психологии личности и имеет свою специфику. Это связано с различиями в понимании самой личности. Если, гуманистическая психология (например, Маслоу) определяет личность как систему потребностей (в том числе и высших, духовных) и видит проблему в реализации этих потребностей, т.е. в самореализации личности, то экзистенциальная психология выделяет в человеке другие, по ее мнению базовые, конституирующие личность структуры. Это в первую очередь, отношение к смерти, экзистенциальная тревога (забота о существовании), стремление к смыслу (существования). Предметом пристального изучения экзистенциальной психологии являются специфические конфликты (в их динамике и энергетике), порождаемые этими базовыми характеристиками личности.

Экзистенциальное понимание личности (как смертной, конечной) противостоит ее пониманию как отражению (потенции) бесконечной сверхличности или бога (как, например, у Достоевского). Открытие в себе «бесконечного» изначально расценивается экзистенциальными психологами как иллюзия, уловка, тогда как «проблема человека» состоит именно в том, чтобы найти смысл именно при сохранения определения личности, как конечной, смертной. Экзистенциальная психология претендует быть психологией соответствующей нашей эпохе, лозунг которой: «Бога нет» и претендует на разрешение конфликтов порожденных именно этой исторической ситуацией.

Как психологическое направление нацеленное на понимание личности, экзистенциальная психология безусловно находится в родстве с российской школой (Выготский, Леонтьев и др.), занимающиеся «вершинной» психологией в противовес «глубинной» психологии психоанализа, бихевиоризму и др. Однако, кроме этой установки, общей для всех личностно-ориентировочных школ, экзистенциальную психологию Выготского – Леонтьева роднит ориентированность на деятельность, роднит понимание исторической (а не предзаданной) природы человека. «Человек делает себя сам» или «Существование предшествует сущности» - тезисы общие для обеих направлений.

Выготский выделял пять этапов эволюции научной теории: факт, понятие, расширение понятия, мировоззрение, появление нового факта. Для самого Выготского таким первоначальным фактом стало открытие формирования сознания через интериоризацию деятельности и внутреннюю речь. Таким образом, «смысловая реальность» оказывается системой свернутых техник практических, теоретических и прочих отношений к миру. Смысл, таким образом, оказывается наследником опыта.

Экзистенциальная психология, на свой манер, стремится подчеркнуть в смысле проективную составляющую. Так, например, В. Франкл бывший узник фашистского концлагеря, сосредотачивает свое внимание на ситуации, в которую человек попадает впервые, т.е. без всякого опыта, при этом будущее, понятое как продолжение прошлого и настоящего, оказывается фрустрированным. «Факт», который открыл Франкл состоит в том, что человек оказывается существом сотворить смысл, «придумать» его в любой, даже в самой «бессмысленной» ситуации. Это вполне вытекает из общей «экзистенциальной» установки на исследование смерти как «неизбежного будущего» человека, т.к. всю жизнь человека, по большому счету, можно представить как ситуацию фрустрированного будущего с необходимостью сотворения смысла.

Для экзистенциальных психологов смысл – продукт свободного, базисного полагания, хотя структура и механизм этого полагания остаются предметом дискуссий. Дискуссионна так же и локализация смысла  (область субъективности, область объективности, языковая реальность?). в этой связи возможен продуктивный диалог двух традиций «Человек в мире» - общая тема исследования.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=43&article=411    /    Просмотров: 7671

Последние статьи раздела
СПЕЦИФИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ "ТВОРЧЕСТВО" В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ВНУШАЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"