МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Политология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
31.01.2005 (08:00)
Версия для печати
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Дмитрий Москвин - "Проект Ахей"

Рассматривая глобализацию как комплексный исторический процесс интенсивной интеграции экономических систем и социумов [2;34], сопровождающийся развитием инновационных способов коммуникации, можно говорить о ее необратимости, следовательно, о необходимости адаптироваться к ней с извлечение выгоды от ее результатов. Глобализация имеет много граней, и одна из ее особенностей – влияние на все сферы жизни мирового сообщества в целом и национальных социумов в частности. Происходит переосмысление международных правовых норм, меняется характер экономических укладов регионов, возрастает роль местных властей, происходит взаимопроникновение культур, виртуализируется общение и пр. Другими словами, затрагиваются институциональный, нормативный, культурный и процессуальный аспекты того, что в политологии принято называть политической системой.

Поскольку имманентным свойством системы является «исключительно гибкая способность реакции на условия своего функционирования» [5;631], то можно утверждать, что политическая система неизбежно должна отреагировать на вызовы глобализации. Вызовы, исходя из терминологии А. Дж. Тойнби, есть комплекс не решаемых сходу проблем. Ответов на любой вызов может быть несколько. К примеру, на вызов вестернизации под лозунгом «модернизация» Северная Корея ответила автаркией, Иран -замыканием на исламизации, а Япония – конвергенцией. Трансформация системы зависит от целей, которые ставятся элитой и обществом; от ресурсной базы, которая задает тот или иной уровень качественной адаптации; от направленности самой глобализации, вектор которой пока что не однолинеен. На данном этапе способность идти на Компромисс становится решающим фактором адаптации.

Наверное, первым политическим вызовом глобализации можно считать то, что любая проблема оказывается связана с другой проблемой, т.е. в глобальном мире перестают существовать неглобальные проблемы. Как подчеркивают исследователи, «если мир взаимозависим, значит, он и взаимоуязвим» [3;34]. Вот почему политическая нестабильность и несправедливость в одной части мира может однажды ударить по другой части. Отсюда и желание определенных игроков на «шахматной доске» установить свои правила вплоть до превентивного вмешательства в дела иных государств и реализации доктрины если не «мирового лидерства», то «глобального господства» [1]. Выборы президента Украины в 2004 г. продемонстрировали, что такая политика может быть зачастую эффективной. Кроме того, именно «оранжевая революция» демонстрирует, что мировое сообщество оказывается готово брать на себя ответственность за внесение определенных корректив в принципы функционирования тех или иных политических систем.

Трансформация политической системы России должна учитывать глобальный контекст, однако данная проблема недостаточно исследована научным сообществом и мало учитывается политиками. Можно выделить несколько антиномий между политическими вызовами глобализации и ответами, которые дает трансформация российской системы:

1. Глобализация ведет к росту транспарентности и открытости. Россия же отвечает постепенным закрытием (закон о получении гражданства, слабая вовлеченность в международные организации, рост ксенофобии).

2. Изменение механизмов осуществления власти, связанное с требованием управляемости [3;194]: переход к сетевым формам и распределению функций по властной горизонтали. В России провозглашен лозунг о создании вертикали исполнительной власти, а иерархизация властного аппарата остается главенствующим процессом.

3. Глобализация приводит к тому, что некоторые субъекты национальной политики интернационализируются (СМИ, партии, правозащитные организации). В России идет процесс, когда политические субъекты и институты замыкаются на самих себе, превращаясь зачастую в виртуальные фантомы и интровертные квазиобразования.

4. Демократизация как глобальное распространение институтов западной либеральной демократии (при этом часть институтов носит общечеловеческий, а не исключительно западный характер, например, всеобщие выборы органов власти). Российское же руководство однозначно предпочло «свой путь» демократизации, уходя к авторитаризму как наиболее простому способу быстро, но неэффективно отвечать на вызовы времени.

Многие аналитики говорят о том, что «глобализация требует качественно более высокого уровня управляемости общественными процессами» [3;45], для чего необходим принципиальный отказ от наследия прошлого. Однако, как справедливо и неоднократно отмечает М.В. Ильин, ни одна эпоха «не  воцаряется вместо другой, но царствует вместе с предыдущей» [4;29]. Мир не становится хуже или лучше, он изменяется, а поэтому к новым реалиям необходимо приспосабливаться. Трансформация политической системы России должна находить адекватный и стратегически продуманный ответ на основные политические вызовы глобализации.

Список литературы:

  1. Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. – М., 2004.
  2. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. – М., 2004.
  3. Горбачев М.С. и др. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М., 2003.
  4. Ильин М.В. Изучение современности требует профессионализма. // Вестник Российской ассоциации политической науки. Весна 2001. – М.: РОССПЭН, 2001.
  5. Истон Д. Категории системного анализа политики / Антология мировой политической мысли. т.2: Зарубежная политическая мысль ХХ в.  - М., 1997.


Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=170&article=444    /    Просмотров: 7669

Последние статьи раздела
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

О КАТЕГОРИЯХ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ» И «СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТРАНСФОРМАЦИИ В РОССИИ

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ В РОССИИ

СЕТЬ КАК ЦЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"