МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2004 (18:00)
Версия для печати
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Варвара Головатина - "Проект Ахей"

Стихотворение А. Ахматовой “Поэт”.

Для анализа выбрано стихотворение А. Ахматовой “Поэт”, которое входит в состав цикла “Тайны ремесла”.

Подумаешь, тоже работа, –

Беспечное это житье:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за свое.

И чье-то веселое скерцо

В какие-то строки вложив,

Поклясться, что бедное сердце

Так стонет средь блещущих нив.

А после подслушать у леса,

У сосен, молчальниц на вид,

Пока дымовая завеса

Тумана повсюду стоит.

Налево беру и направо,

И даже без чувства вины,

Немного у жизни лукавой,

И все – у ночной тишины.

Данное произведение представляет собой разновидность художественного текста – текст поэтический.

Темой стихотворения является творчество. Здесь описывается то, каким образом поэт создает стихи. Поэтому базовым концептом данного произведения можно считать концепт “поэтическое творчество”. Однако в тексте нет лексем, которые бы прямо называли его. Исключением может быть слово “работа”, которое отражает отношение к процессу творчества как к работе или ремеслу, а к поэту, соответственно, как к ремесленнику. Данное представление заложено еще в названии цикла “Тайны ремесла”. Концепт “творчество” выражается всем стихотворением в целом и составляет ядро его концептосферы.

Ключевыми словами текста являются подслушать, брать, вложить, выдать за свое. Немаловажную роль для выражения основного концепта играют слова со значением звучания: музыка, скерцо, тишина. С их помощью реализуется метафора, представляющая творчество как процесс перенесения поэтом звуков, услышанных в окружающем мире, в свое художественное произведение.

К концепту “творчество” в стихотворении примыкает концепт поэзии. Во-первых, поэзия отождествляется с музыкой и иными звуками. Такое понимание весьма характерно для творчества А. Ахматовой. Во-вторых, в стихотворении поднимается вопрос о том, чему должны быть посвящены стихи. Поэту в первую очередь необходимо прислушиваться к жизни, к миру. В-третьих, поэзия - это, прежде всего, самовыражение поэта, в ней находит отражение его душа. В последней строке появляются интересные слова: “Все - от ночной тишины”. Что можно услышать в ночной тишине? В ней можно в первую очередь услышать себя, свое сердце, свои мысли.

С концептами “творчество” и “поэзия” тесно связан и концепт “вдохновение”. В этом тесте тоже имплицитной присутствует. Отраженное в тексте отношение к поэзии и творчеству как бы отрицает роль вдохновения для создания стихов.

Проведем анализ денотативного пространства текста. Событийная структура стихотворения включает в себя несколько микроситуаций:

·        использовать для создания стихов звуки музыки;

·        использовать “чье-то веселое скерцо” для выражения собственных чувств;

·        позаимствовать шум сосен в утреннем лесу;

·        использовать звуки жизни и ночной тишины.

Описание каждой такой микроситуации занимает в стихотворении примерно строфу и может быть разбито на еще более мелкие ситуации: подслушать звуки музыки; переложить их в стихотворное произведение; переложить чужую мелодию в свои стихи; сердечная скорбь; клятва; блеск нив; подслушать у леса; утренний лес; заимствование звуков из жизни и у тишины; чувство вины.

Однако все они объединены одной событийной макроструктурой - процесс творчества в целом. Эта главная тема стихотворения задается еще в первых двух строках: “Подумаешь, тоже работа, – беспечное это житье:…”. Затем идет объяснение, что же из себя представляет “работа” поэта и каким образом появляются стихи. Каждое такое объяснение и представляет одну из перечисленных выше микроситуаций.

Художественное время и способы его воплощения: в стихотворении используются глаголы в форме инфинитива и настоящего времени несовершенного вида: подслушать, поклясться, стонет, стоит, беру. Следовательно, действия, описанные в стихотворении, протекают в настоящем времени. Однако они не привязаны к конкретному настоящему времени, а совершаются “обычно”, “как правило”. Кажется, так поэт создает свои стихи всегда. Наличие инфинитива, т.е. неопределенной формы, усиливает это ощущение.

Говоря о художественном времени данного произведения, необходимо отметить следующий момент: в третьей строфе возникает привязка к конкретному времени.

Пока дымовая завеса

Тумана повсюду стоит.

Описывается раннее утро, причем утро летнее. Но это необходимо скорее не столько для обозначения времени, сколько для формирования у читателя яркого образа, живой картинки тихого утра во влажном туманном лесу, для того, чтобы читатель понял, что вдохновляет поэта.

Художественное пространство данного текста также не ограничено и практически не определено. В первой строфе вообще отсутствует лексика, указывающая на положение в пространстве. Однако используются формы глаголов со значением ментального, эмоционального действия (стихотворение вообще богато лексикой, передающей эмоции, чувства, ментальное действие). Это позволяет предположить, что пространство текста - внутренний мир человека. Кажется, что на протяжении всего стихотворения действия происходят не в реальном вещном мире, а в сознании поэта. Попробуем это доказать. В следующих трех строфах используется лексика с пространственным значением, называющая конкретные реалии. Например: лес, нивы, сосны, сердце, строки, повсюду, налево, направо. В художественный мир проникает пространство реального вещественного мира с его границами и рамками. Художественное пространство, казалось бы, сужается до пределов небольшого конкретного пространства. Мы видим лес, колышущееся поле, тетрадь поэта. Однако все эти реалии не столько конкретные места, предметы, сколько воссозданные сознанием и уже переосмысленные поэтом по-своему образы. А сознание человека может охватить огромное, не имеющее предела пространство. Именно поэтому можно говорить, что художественное пространство данного текста не ограничено. Если мы проанализируем используемые в стихотворении наречия с пространственной семантикой, мы придем к похожему выводу. “Повсюду” значит везде. “Налево беру и направо” значит отовсюду, без разбора. Опять таки, семантика наречий указывает на безграничность и всеобъемлемость.

Перейдем к анализу эмотивного пространства данного текста. Базовой эмоцией является ирония (что характерно для произведений А. Ахматовой). Помимо нее в каждой строфе выражено определенное дополнительное чувство. Средством репрезентации эмоций в первую очередь является лексика.

Как уже было отмечено, главная тема данного стихотворения - творчество. Причем в тексте отражено представление о творческом процессе как о работе, ремесле. С первых строк закладывается ироническое отношение к такому типу “работы”. Он кажется легким, даже каким-то несерьезным, вопреки всеобщему представлению. Можно сказать, что это даже самоирония: Ахматова как бы смеется над делом поэта, над самой собой. Причем, говоря о творчестве в ироническом ключе, она в то же время возвеличивает его к концу произведения.

Ироническое отношение выражается при помощи лексических средств: беспечное житье, выдать шутя за свое, и даже, без чувства вины, немного от жизни лукавой. Глагол поклясться также употребляется для выражения иронии: лирический герой клянется в заведомой лжи. Немаловажную роль играют и синтаксические средства: подумаешь, тоже работа. Или фразеологических выражений: налево беру и направо. Поэтесса использует такое разговорное выражение, говоря о творчестве, т.е., в традиционном представлении, о деле вдохновенном, возвышенном, данном Богом.

Итак, ирония, заданная еще в первой строфе, проходит через все стихотворение. Но отметим ряд других эмоций, отраженных в тексте. Они не приходят на смену иронии, а возникают параллельно с ней. Например, во второй строфе А. Ахматова сталкивает два противоположных чувства: веселость и печаль. Веселая быстрая мелодия переходит в печальный стон. Поэтесса изображает переливающиеся на солнце поля, при виде которых в первую очередь должны возникать положительные эмоции. Но Ахматова в этот момент говорит о грусти: “бедное сердце так стонет средь блещущих нив”. Репрезентируются данные эмоции при помощи лексических средств: веселое скерцо, бедное сердце, стонет.

В третьей строфе передано восхищение. Лексических средств выражения этой эмоции нет. Но обнаружить ее помогает фонетическое строение строфы и сам тон описания. Среди согласных звуков преобладают шипящие и свистящие. Поэтому строки напоминают завороженный шепот человека, восхищенного красотой природы.

Эти дополнительные эмоции существуют на фоне иронии и характерзуют не сам процесс творчества, а образы, которые появляются в сознании лирического героя.

Перейдем к анализу структурной организации текста. В плане объемно-прагматического членения стихотворение состоит из четырех строф. В плане структурно-смыслового членения можно выделить пять ССЦ:

·        Первое ССЦ (первые две строки) – выражение основной идеи и определение общего отношения к процессу творчества.

·        Второе ССЦ (две вторые строки первой строфы) – уточнение; творчество как использование звуков музыки для поэзии.

·        Третье ССЦ (вторая строфа) – уточнение; выражение чувств в поэзии.

·        Четвертое ССЦ (третья строфа) – уточнение; в творчество вкладывается звучание окружающего мира: звуков утреннего леса.

·        Пятое ССЦ (последняя строфа) – заключение; творить – это значит вкладывать в свои произведения жизненные события и собственную душу.

В тексте нет вкраплений чужой речи. Он построен как монолог. Авторская речь представлена в форме рассуждения с элементами описания, которые возникают во второй и третьей строфе. Стихотворение напоминает доказательство тезиса “Подумаешь, тоже работа, – беспечное это житье…”. После него идет несколько аргументов и вывод в виде обобщения.

Текст данного стихотворения связный. Использованы различные средства связи. К средствам логико-семантической связи можно отнести:

-         Тождественный повтор: подслушать у музыки что-то; а после подслушать у леса.

-         Тематический повтор: в данном тексте концептуально значимую группу составляют слова, содержащие семы, указывающие на отношение к звучанию: подслушать, стонать, музыка, скерцо, молчальницы, тишина.

-         Синонимический повтор: подслушать – брать, выдать за свое – вложить в строки (данные сочетания можно считать контекстуальными синонимами, поскольку они передают практически одно и то же значение).

-         Антонимический повтор: Подумаешь, тоже работа, – беспечное это житье

-         Использование сочинительных союзов, для связи частей текста: И чье-то веселое скерцо…; А после подслушать у леса…

Средствами текстообразующей грамматической связи являются:

-         Употребление одинаковых видовременных форм глаголов: беру, стонет, стоит.

-         Использование одинаковых по строению синтаксических конструкций. В том числе однокомпонентных предложений, построенных по структурной схеме Inf: Подслушать у музыки что-то и выдать шутя за свое; И чье-то веселое скерцо в какие-то строки вложив, поклясться…; А после подслушать у леса…

-         Эллиптические конструкции: в двух последних строках четвертой строфы пропускается сказуемое беру. Причем эти строки построены на основе синтаксического параллелизма.

В основе образной связи лежит образ звука – именно звучание окружающего мира вдохновляет лирического героя.

Проведем анализ коммуникативной организации текста. Преобладающими являются информативный и генеративный регистр. Причем в генеративном регистре стихотворение начинается и завершается.

Основным типом тема-рематических структур является структура веерного типа. Тема здесь обозначена один раз в первой строфе, затем идут ремы. Так построено все стихотворение в целом, и в частности последняя строфа. Кроме того, на второй ступени тема-рематического членения используется каноническая ступенчатая организация текста.

Рематически в тексте выделяются глаголы, относящиеся к семантическим классам действия (подумать, подслушать, выдать, шутить, вложить, стонать, стоять, брать). Помимо этого, в стихотворении выделяются фрагменты, содержащие описание состояния окружающего мира, для чего используются прилагательные, существительные. В связи с этим можно утверждать, что для данного текста характерна комбинированная рематическая доминанта: соединены динамическая и статальная доминанты.

Для актуализации смысла автор использует различные средства: метафоры, эпитеты, фразеологизмы, лексические повторы, параллелизмы, инверсию, клише (бедное сердце так стонет средь блещущих нив), пунктуационные и интонационные средства и т.д. О некоторых из них уже было сказано выше. Приведем несколько примеров. В текст вводятся слова, в значении которых есть семантика заимствования (подслушать, брать, выдать за свое), семантика звучания (музыка, стонать, тишина и др.). Автор использует лексику, фразеологизмы, синтаксические конструкции, предающие значение шутливо-иронического отношения к предмету разговора (шутя, беспечное житье, лукавый, подумаешь, тоже работа и др.). В стихотворении немаловажную роль играют неопределенные местоимения (что-то, чье-то, какие-то). К пунктуационным средствам можно отнести, например, использование в последней строке тире. В результате чего в середине строфы возникает пауза, акцент ставится на концептуально важном слове “все”.

В целом, результаты проведенного лингвистического анализа текста стихотворения А. Ахматовой “Поэт” показывают, что все используемые в нем языковые средства направлены выражение отношения автора к предмету, которому посвящено стихотворение - к процессу творчества.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  5  /  Число голосов:  1  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=65    /    Просмотров: 34586

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"