МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
27.12.2005 (14:18)
Версия для печати
КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

Варвара Головатина - "Проект Ахей"

Цель данной работы – определение когнитивно-пропозициоанльной структуры концепта «вдохновение». Материалом для исследования послужили фрагменты поэтических и прозаических произведений российских авторов XIX-XX вв., содержащие различные средства репрезентации ислудуемого концепта. Источник материала - сборники лирических произведений, а также литературоведческие, биографические работы (эссе, воспоминания, письма, дневники и т.д.) этих авторов, включающие описания или упоминание о интересующем нас состоянии.

Ключевые понятия данной работы – «концепт» и его «когнитивно-пропозицмональная структура». Концепт мы понимаем как обладающую языковым выражением структурную единицу человеческого сознания, которая используется в процессе мышления, содержит в себе всю совокупность знаний (как коллективных, так и индивидуальных) людей о мире или об отдельном предмете, явлении действительности, а также отношение к ним людей и оценку, обладает культурологической значимостью. Нам кажется это определение достаточно емким и удобным для работы. Оно было выявлено путем сопоставления пониманий концепта, предлагаемых в работах различных ученых-лингвистов, занимающихся данной научной проблемой руководством (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Л.Г. Бабенко, Н.Н. Болдырев, А. Вежбицка, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, В.А. Лукин, В.А. Пищальникова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, Л.О. Чернейко и др.).

Понятие когнитивно-пропозициональной структуры, как пишит Л.Г. Бабенко, было введено в научный оборот в связи с необходимостью моделирования концепта. Как объясняет Л.Г. Бабенко в одной из своих работ, она позволяет наглядно представить ментальную структуру концепта. «Подобное моделирование становится возможным в результате обощения регулярно повторяющихся в лексических, фразеологических и текстовых репрезентациях концепта его существенных свойств, обнаруживающих знания о мире» [1: 110].

Анализ текстового материала показывает, что концепт «вдохновение» в поэтических и прозаических произведениях авторов XIX-XX вв. представляет собой когнитивно-пропозициональную структуру, состоящую из позиций субъекта, предиката, причины-источника вдохновения, обстоятельства протекания данного состояния, реакция на вдохновение и результат его воздействия. Эта когниитивно-пропозициональная структура составляет ядро концепта, приядерную зону образуют наиболее регулярные лексические средства его репрезентации в анализируемых текстах.

Наиболее полно данная когнитивно-пропозициональная структура воплощается в текстах при помощи существительного вдохновение и его синонимов, а также прилагательных, глаголы и сочетаний слов, выражающих то же эмотивное значение. Они заполняют основную приядерную зону концептосферы.

Позиция субъекта вдохновения. Большинство эмоциональных состояний предполагают один субъект действия, которым, как правило, является человек, переживающий это состояние. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что вдохновение, действительно, присуще, прежде всего, человеку. В текстовых фрагментах, используемых как источник материала для исследования, для обозначения субъекта вдохновения используются существительные поэт, пророк, имена собственные (Одиссей, Мицкевич), местоимения (он, я) и т.д. Например: «вдохновенный пророк», «он испытал приближение того, что называется вдохновением» (Б. Пастернак).

Однако, носителем вдохновения может быть также часть человеческого тела или какой-либо предмет. В некоторых текстах в позиции субъекта действия находятся слова с таким значением. Например: вдохновенное сердце, вдохновенная лира и т.д.

Достаточно часто чувство само становится субъектом действия. Оно представляется как самостоятельная сила, оказывающая влияние на человека и управляющая им. При этом в текстах позицию субъекта действия занимает лексика (слова или сочетания слов), обозначающая вдохновение (вдохновение, восторг, поэтическая сила, огонь небесный и др.). Например: «И поэтическая сила во мне владычествует вновь» (Н. Языков). Также в ряде случаев в позиции субъекта вдохновения может быть неизвестная, необъяснимая сила, которая завладевает человеком. При этом в позиции субъекта оказывается слова типа то, это, оно, нечто, невнятность и т.д. Например: «О, как желает сделаться строкою // невнятность сердца на исходе дня!» (Б. Ахмадулина). Подобные замещения позиции субъекта свидетельствует об отношении к вдохновению как к явлению, существующему независимо от человека (носителя душевного состояния).

Позиция предиката вдохновения. Эта позиция реализуется предикатными словами – основными носителями идеи вдохновения: вдохновить, вдохновлять, вдохновенный, вдохновенно, вдохновение, а также некоторыми синонимичными им словами: восторженный, восторг, воодушевление и пр. Например: «Се, кричу вдохновенный и дикий...» (А. Белый).

Позиция причины-источника возникновения вдохновения. Как правило, в данной позиции в текстах оказываются следующие явления.

- Мифические, неземные существа (Бог, Аполлон, Муза, сатир, ангелы и т.д.). При этом вдохновение воспринимается как божественный дар, божественная весть, голос богов и т.д. Например: «Поэт действует по вдохновению и столь же мало гордится своею жизнию, как своими творениями, ибо чувствует, что все ему данное есть дар свыше, а он только бренный сосуд той божественной силы, которая обновляет и возрождает человечество!» (В. Кюхельбекер). Восприятие вдохновения как божественного дара традиционно. Об этом свидетельствует и внутренняя форма существительного вдохновение – данное душевное состояние воспринимается как явление, которое вдохнуло в человека высше существо.

- Воздействие других чувств. Источником вдохновения могут быть как положительно оцениваемые состояния (любовь к женщине или родине, дружба, радость), так и отрицательные (гнев, горе, печаль). Например: «Вольной песней разольется, скорбь-невзгода распоется!» (Е. Баратынский); «Здесь мне пленительно светила // Любовь, звезда счастливых дней, // И поэтическая сила // Огнем могущественным била // Из глубины души моей!» (Н. Языков)

- Воображение, мысли. Например: «Шутка, вдохновленная сердечной веселостью и минутной игрой воображения, может показаться безнравственною...» (А. Пушкин).

- Воспоминания о юности, местах, в которых когда-то жил или которые посещал поэт. Например: «Меня вдохновляют все мои глубокие исторические воспоминания – Лидо, Германия и все то, что я пережил тогда» (А. Блок).

- Созерцание произведений искусства и красоты. Например: «Настоящей гениальностью обладает только один из виденных мной – голландец Ван-Риль. Он вдохновляет меня для поэмы гораздо более, чем Вячеслав Иванов» (А. Блок).

- Различные предметы окружающего мира. Например, в романе В. Набокова «Дар» герой создал одно из лучших своих произведений, шагая по ночной улице: «Улица была отзывчива и совершенно пуста. Высоко над ней, на поперечных проволоках, висело по млечному фонарю; под ближайшим из них колебался от ветра призрачный круг на сыром асфальте. И это колебание… со звенящим тамбуринным звуком, что-то столкнуло с края души, где это что-то покоилось и уже не прежним отдаленным призывом, а полным близким рокотом прокатилось: “Благодарю тебя, отчизна…”, и тотчас, обратной волной: “За злую даль благодарю…». Улица подсказывает герою стихотворение, а фонари превращаются в новые строки. Реальная улица исчезает, ее заменяет иная действительность.

- Вдохновение и тяга к творчеству могут возникать сами по себе, ниоткуда. Например, в произведении А. Ахматовой «Последнее стихотворение» создается впечатление, что какая-то неизвестная неземная сила управляет творчеством, а сам поэт лишь смотрит на все происходящее как бы со стороны.

Одно, словно кем-то встревоженный гром,

С дыханием жизни врывается в дом,

Смеется, у горла трепещет,

И кружится, и рукоплещет.

Другое, в полночной родясь тишине,

Не знаю, откуда крадется ко мне,

Из зеркала смотрит пустого

И что-то бормочет сурово…

Вдохновение здесь изображается как таинственное и непонятное для человека явление. Хотя речь в тексте идет о стихотворениях, нет лексики, обозначающей их. Вместо нее употребляются слова без конкретного, предметного значения – одно, другое, такие, это, вот еще. Значение таинственности и неопределенности передается также при помощи неопределенных местоимений (что-то, какой-то), слов с соответствующим значением (тайный, безмолвие), отрицательной формы глагола, обозначающего состояние самого человека (не знаю). Оно усиливается благодаря образам неопределенного явления (“Не звук и не цвет, не цвет и не звук, // Гранится, меняется, вьется”), безмолвия (“мне не сказавши ни слова, безмолвием сделалось снова”). Образ неведомой силы, помогающей создавать художественные произведения, появляется и в прозе А. Ахматовой. Например: «Легко, если их [стихи] кто-то диктует. Иначе это невозможно».

- В текстах некоторых авторов источниками вдохновения выступают сами стихотворные произведения. Они предстают в образе живых существ, которые возникают сами по себе, независимо от действий поэта. Например: «Первый раз она («Поэма без героя» - примечания В.Г.) пришла ко мне в Фонтанный дом в ночь на 27 декабря, прислав как вестника еще осенью один небольшой отрывок…Я не звала ее. Я даже не ждала ее…» (А. Ахматова).

- Причиной вдохновения также называют влияние языка на поэта. Эту идею активно развивал в своих работах И. Бродский. Он вообще отрицал существование вдохновения и видел причину творчества в воздействии на человека языка: «Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку».

- Некоторые авторы отрицают идею божественной природы вдохновения и непредсказуемость творчества. Вдохновение воспринимается как нечто логическое, а его причиной называется целенаправленный созидательный труд художника. В. Брюсов, опираясь на высказывание А. Пушкина «вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии», настаивает на том, что «творчество поэта не есть какое-то безвольное умоисступление, но сознательный в наивысшем значении этого слова, труд».

Обстоятельства протекания вдохновения. Анализ произведений, содержащих описание состояния вдохновения, свидетельствует о том, что человек испытывает это чувство, как правило, ночью и в часы уединения, когда остается наедине с самим собой. На это указывает частотное употребление соответсующей лексики (ночь, бессоница, уединение, уединенный и др.) Например: «Но чаще бог овец ко мне в уединенье // Является, ведя святое вдохновенье…» (М. Лермонтов); «Когда я ночью жду ее прихода, // Жизнь, кажется, висит на волоске» (А. Ахматова)

Характерными чертами вдохновения являются также редкость и мимолетность. Об этом свдительствует использование в текстах слов, со значением короткого промежутка времени или нерегулярности: вдруг, краткое время, порой, не часто, краткий миг, миг один, мгновенье, минуты.

Опираясь на особенности употребления средств репрезентации концепта «вдохновение» в тексте, можно определить, где в человеческом организме вдохновение зарождается и существует. Как правило, оно локализуется в груди («Коль грудь твою огонь небес объемлет” (С. Шеверев); сердце («Мой пламень в сердце и стихах» (Н. Языков); душе человека («Чем душа у вас исполнена – прямым ли вдохновеньем» (А. Пушкин); глазах («Во взорах пламень вдохновенья» (Е. Баратынский); на лице и на лбу («Лик Мадонны вдохновенный» (Н. Гумилев); «Не призывай небесных вдохновений на высь чела» (Ш С. Шеверев); в мозгу («В мозгу игла, брожу, как день» (О. Мандельштам); сознании («Из недра сознания, со дна лабиринта тянутся видения толпой» (М. Волошин). Это вполне соответствует всеобщим представлениям о человеческих чувствах.

Позиция реакции на вдохновение. Внешнее выражение эмоции вдохновения весьма разнообразно и противоречиво. С одной стороны, это реакции, характеризующие вдохновение как неприятную эмоцию: слезы, лихорадка, судороги, бессонница, человека бросает то в жар, то в холод. Заметим, что все перечисленные черты напоминают синдромы болезненного состояния. Например: «Жестче, чем лихорадка, оттреплет» (А. Ахматова); «Это – выжимки бессонниц» (М. Цветаева); «Тоска щемящая сжимает сердце… Мозг - в жару» (Демьян Бедный) и т.п. Часто вдохновение граничит с безумием: «С годами в сумрак отошло, как вдохновенье, как безумье, - безрогое его чело» (А. Белый). С другой же стороны, есть реакции, свидетельствующие о вдохновении как о приятном чувстве: слезы, улыбка, смех, преображение лица человека. Например: «Где прежний жар и слезы вдохновенья?» (А. Пушкин). Жар и слезы здесь – отражение приятного чувства.

Человек, переживающий вдохновение, испытывает сильное физическое напряжение, приводящее к утомлению. Примером этому может послужить сравнение вдохновения с родами (Н. Гумилева) или описание этого эмоционального состояния из романа В. Набокова “Дар”: «Спустя три часа опасного для жизни воодушевления и вслушивания, он, наконец, выяснил все, до последнего слова. Завтра можно будет записать… Изнеможенный и счастливый, с ледяными пятками, еще не веря в благо и важность совершенного, он встал, чтобы потушить свет… Господи, как за эти ночные часы обросли впалые щеки, – словно влажный жар стихотворчества поощрял и рост волос». Герой испытывает состояние, напоминающее болезнь (жар, ледяные пятки, опасное для жизни). Но он не оценивает его как неприятное, наоборот, он счастлив.

Эмоциональное состояние. Анализ текстового материала указывает на то, что душа человека, находящегося в состоянии вдохновения, переполняется самыми разными, иногда противоречивыми чувствами. Вдохновение может порождать в душе человека положительные эмоции: восторг, счастье, радость, создает чувство одухотворенности, полета, свободы приближенности к горнему миру и Бога внутри себя (лексические репрезентанты - любовь, отрада, наслаждение, нега, радость, радостно и т.д.) Например: “Не ты ль с душой носился в высоту” (В. Жуковский); «Тогда в душе моей свобода» (Н. Языков).

Параллельно с этим возникает и совсем другая, негативная реакция. Вдохновение вызывает скуку, ненависть, страх, боль, мучения, беспокойство, тревогу, грусть, ужас, заставляет страдать (лексические репрезентанты - печаль, мрачить, ненавистный и т.д.). Например: «Нам ненавистна эта нетрудная свистопляска, вызывающая вокруг трудного и важного поэтического дела атмосфер полового содрогания и замирания…» (В. Маяковский). Ожидание редких посещений вдохновенья также связано с мучениями. Например: «Господи! Без стихов давно! Чем это кончится? Как черно в душе. Как измученно!» (А. Блок). В этом фрагменте состояние героя передается при помощи лексемы измучено, сочетания слов черно в душе, знаками препинания (вопросительный и восклицательный знаки), восклицанием «Господи!» Особенно ярко это отношение к вдохновению отразилось в поэзии А. Ахматовой. Для лирической героини стихов поэтессы отсутствие вдохновения сравнимо со смертью или безответной любовью. Например: «Когда я ночью жду ее прихода, // Жизнь, кажется, висит на волоске» (А. Ахматова). Здесь передано ощущение хрупкости жизни без вдохновения.

От того, какие эмоциональное состояние вызывает вдохновение, зависит и его оценка. Если для человека это светлое, радостное чувство, то оно оценивается как приятное и необходимое для человека. А если оно понимается лирическим героем как тяжелое, неприятное чувство, то и оценивается как неприятное и опасное для человека.

Позиция результата воздействия вдохновения. Вдохновение сопровождается прояснением мыслей, предельной ясностью сознания, обострением внимания и памяти, интуицией. Например, так говорит о вдохновении В. Кюхельбекер: «В час восторга, когда устремлены все мысли, все чувства песнопевца на один и тот же предмет, в нем возникают, оживают, становятся ясными темнейшие воспоминания о том, что хочет изобразить; все некогда об этом слышанное и, казалось, давно забытое, воскресает не только в памяти, воскресает для взоров его...». В представлении авторов анализируемых текстов, вдохновение помогает приобщиться к иному миру и его неземным тайнам, перед человеком открывается нечто неизведанное: «великое чудо земли», «музыка миров» (Н. Заболоцкий), «святой мечты стезя», «таинства души», «великие пророчества», «глубины тайн» (В. Брюсов). Согласно словарным определениям, состояние вдохновения связано с творчеством, предполагает повышенную активностью человека, и необычайную продуктивностью его деятельности. При этом само творчество кажется человеку необычайно легким. Подтверждением тому могут слежить “Осень” А. Пушкина, “Гроза” Н. Заболоцкого; “Дар” В. Набокова и т.п., а также многие произведения, где стихи сравниваются с льющейся водой. Этот образ неслучаен, ведь именно вода в сознании человека связывается с тем, что преодолевает любые преграды.

Таким образом, ядром концепта «вдохновение» можно считать представление о вдохновении как о душевном состоянии высокой степени интенсивности, сопровождающемся сочетанием различных, часто противоречивых чувств и физических реакций, напряженной работой ума, благодаря чему человек начинает активно действовать, творить и творчество кажется ему легким. Возникает вдохновение обычно в ночные часы, в уединении. Источником его могут служить другие чувства, воспоминания, воздействие внешней, неземной силы.

Литература:

Бабенко Л.Г. Концептуальное пространство текста // Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста: Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – С. 103-154.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=618    /    Просмотров: 12190

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"