МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.02.2005 (10:08)
Версия для печати
ОГОНЬ, СВЕТ И ЖИДКОСТЬ КАК ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА “ВДОХНОВЕНИЕ”

Варвара Головатина - "Проект Ахей"

Концепт мы понимаем как структурную единицу отраженной в языке всей совокупности знаний (как коллективных, так и индивидуальных) людей о мире или об отдельном предмете, явлении действительности.

Предметом нашего исследования является концепт “вдохновение” – эмоциональный концепт. Лингвисты сходятся во мнении, что лексика, обозначающая эмоции, метафорична. Поэтому удобным лингвистическим описанием эмоционального концепта может стать описание его через метафоры, в которых эмоции концептуализируются в языке (Апресян, 1995). Одна из исследовательниц, Л. О. Чернейко говорила о том, что в основе отношения носителя языка к лексеме, обозначающей эмоции, лежат представления о стоящей за ним абстрактной сущности, которые сложились в данной культуре и переданы традицией, в частности, через язык. Через анализ контекстов, в которые попадают лексемы, обозначающие эмоции и чувства, можно определить набор связанных с именем ассоциаций и представлений о нем. Таким образом описать концепт.

Для произведений русских писателей XIX-XX вв., которые мы использовали в качестве источника материала для исследования, типична концептуализация вдохновения в языке в виде огня (пламя, искра, лава), света или жидкости в разных ее состояниях (кипение, лед, поток, струя). По мнению некоторых лингвистов (Н. Д. Арутюновой и Ю. Д. Апресяна), эмоции и чувства часто связываются в сознании носителя русского языка именно с огнем, жидкостью и светом. Через представление о вдохновении как об огне и жидкости передается интенсивность эмоции, физиологические реакции на чувство и т.п. Концептуализация вдохновение в образе света свидетельствует о том, что данное чувство воспринимается как положительная, благоприятная для человека эмоция, а также соответствует ощущению просветления и упорядочивания мыслей и чувств, характерных для человека, находящегося в состоянии вдохновения.

Литература:

1.      Апресян Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. – М., 1995.

2.      Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1999.

3.      Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. – М., 1997.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=449    /    Просмотров: 7446

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"