МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
29.11.2004 (11:56)
Версия для печати
КОНЦЕПТ «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX-XX ВЕКА)

Варвара Головатина - "Проект Ахей"

Данная работа представляет собой фрагмент исследования и описания концепта «вдохновение». В ней предлагаются результаты анализа концепта на материале поэтических произведений русских писателей XIX – начала XX в. Мы отдаем предпочтение этому времени, потому что оно характеризуется подъемом творческой активности и насыщены художественным и духовным поиском. Именно в это время поэзия выходит на первый план. Кроме того, как известно, слова, обозначающие вдохновение, как раз в начале XIX века начали активно входить в лексикон поэтов, их значение окончательно сформировалось (1).

Однако сначала стоит сказать о терминологии, используемой в работе. В лингвистике в настоящее время разработано большое количество определений концепта и методов концептуального анализа. Каждый исследователь по-своему трактует это понятие и предлагает свои алгоритмы работы. Некоторые ученые-лингвисты связывают концепт и культуру (Ю. С. Степанов, Д. С. Лихачев, А. Вежбицка). Е. С. Кубрякова рассматривает понятие концепта в связи с ментальной сферой, психикой и сознанием человека. Подобной точки зрения придерживаются И. А. Стернин, З. Д. Попова, Н. Н. Болдырев. Например, Н. Н. Болдырев, соглашаясь с мнением Е. С. Кубряковой, отмечает, что «концепты представляют собой те идеальные, абстрактные единицы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе мышления» (2). Соотнося различные определения понятия «концепт», мы попытались вывести свое. Концепт мы понимаем как структурную единицу отраженной в языке всей совокупности знаний (как коллективных, так и индивидуальных) людей о мире или об отдельном предмете, явлении действительности. Это определение достаточно краткое, емкое и удобно для работы.

При проведении концептуального анализа мы опирались на методики Л. Г. Бабенко и Л. О. Чернейко, которые используют анализ сочетаемости лексики, репрезентирующей концепт, и предполагают создание наглядного представление ментальной структуры концепта в результате обобщения повторяющихся в лексических, фразеологических и текстовых репрезентациях его существенных свойств. А также на методики Ю. Д. Апресяна и А. Вежбицкой, которые предполагают толковать эмоциональных концептов через описание прототипической модели поведения при переживании эмоции. В целом в процессе исследования мы опирались на следующий алгоритм:

– анализ частотности употребления и классификация средств репрезентации концепта;

– анализ словарных толкований, этимологии и парадигматических связей лексических средств репрезентации концепта;

– описание особенностей сочетаемости лексических средств репрезентации концепта и специфики употребления других средств;

– выявление ряда образных репрезентаций концепта, а также определение характерных свойств концепта, ассоциаций связанных с ним и представлений о вдохновении;

– описание ситуации переживания вдохновения.

Всего в ходе работы был обнаружен 391 контекст, содержащий лексику (существительные, прилагательные, наречия, глаголы) и словосочетания с семантикой вдохновения, стилистические, синтаксические, фонетические и иные средства, репрезентирующие концепт «вдохновение». Главное место в этом ряду принадлежит лексическим средствам. Причем наиболее крупным грамматическим классом лексики являются существительные, которые употребляются как в прямом, так и переносном значениях. Существительное вдохновение в его прямом значении является наиболее частотным средством репрезентации, его можно ключевым словом-репрезентантом исследуемого концепта.

Словарные дефиниции существительного вдохновение дают следующее общее определение данного душевного состояния: своеобразное напряжение, творческий подъем, прилив творческих сил, предполагающие проявление большого интереса человека к чему-либо, повышение его активности и продуктивную деятельность, сопровождающиеся наплывом и прояснением мыслей и образов, чрезвычайной обостренностью памяти, внимания. Словарные дефиниции отражают представление о вдохновении как об огне, жидкости, нахождении над поверхностью Земли. Похожее отношение к чувству позволяет выявить анализ сочетаемости существительного вдохновение и особенностей употребления в тексте других средств репрезентации концепта.

К лексическим средствам репрезентации концепта «вдохновение» относятся также прилагательные, глаголы, в том числе причастия и деепричастия, и наречия. Прилагательные, причастия и наречия употребляются в своем прямом значении и передают свойство людей, различных явлений действительности быть исполненными вдохновением, нести в себе вдохновение. Глагольная лексика, преимущественно представленная словами, передающими значение «вдохновение» при взаимодействии с контекстным окружением, отражает динамику развития и становления чувства.

Получить о концепте более полное представление позволяет анализ парадигматических связей ключевой лексемы-репрезентанта. Принимая во внимание словарные дефиниции толковых словарей, где обычно при толковании используются именно синонимы, выделяем следующий ряд слов для передачи значения интересующей нас эмоции: наитие, подъем (душевный), воодушевление, сосредоточенность, увлеченность, пыл, восторженность. Эти существительные отражают определенную грань исследуемого душевного состояния, актуализируя в своем значении ту или иную сему, хотя при этом все они содержат основной компонент значения: увеличение душевных и ментальных сил. Наитие определяется как внезапно пришедшая мысль (1); это вдохновение, «в котором большое место принадлежит интуиции» (2). Таким образом, вдохновения воспринимается как активизация работы разума, основное внимание сосредоточено на роли подсознания. Воодушевление, подъем характеризуются как прилив душевных сил, вызванный какой-либо мыслью, чувством, работой (3). В данном случае уделяется внимание причине возникновения данного психологического состояния. В семантике слов увлеченность, восторженность акцентируется сема интереса к деятельности, вызванного большим удовольствием, удовлетворением от нее.

Эти синонимы общепринятые и зафиксированы в словарях. В стихотворных произведениях для передачи того же значения авторы используют такие слова, как: восторг, волнение, желание, трепет, жар, огонь, мысль, мечты, Муза, божество. При помощи этих лексем передается лишь некоторая часть всего понятия «вдохновение». Например, физическая или эмоциональная реакция на это душевное состояние, восприятие чувства как ниспосланного свыше, привнесенного извне. Значение «вдохновение» передается также при помощи словосочетаний типа недуг писания, сердечные судороги, божественный лепет, огонь небесный, огонь поэзии, поэтическая сила, чудотворная сила Музы, тени песен, лирическое волнение, трепетное чувство и пр. Многие из них, например огонь поэзии или поэтическая сила, можно назвать устойчивыми, т.к. они встречаются достаточно часто в творчестве разных авторов. С их помощью передается внутреннее состояние лирического героя в момент вдохновения, его отношение к чувству, основные особенности вдохновения и т.п.

К стилистическим средствам репрезентации концепта «вдохновение» относятся образные описания этого чувства, развернутые метафоры или сравнение вдохновения с явлениями предметного мира, олицетворение и пр. При помощи подобных средств передается душевное состояние человека во всей его полноте: указываются особенности становления, протекания, развития чувства, оценка и отношение поэта к испытываемому переживанию.

В целом, проведенное исследование позволяет определить концепт «вдохновение» следующим образом. Вдохновение – это редкое, мимолетное, но очень сильное, яркое и незабываемое чувство напряжения и подъема духовных сил, когда человек более чутко начинает воспринимать окружающий мир, его охватывает поток разнообразных идей, мыслей, чувств, сознание проясняется, что делает возможным процесс легкого, практически неосознаваемого творчества. Уникальность его состоит в том, что оно воспринимается как чувство, которым наделяет человека Бог и которое недоступно простому смертному.

Вдохновение возникает внезапно, как правило, ночью или в часы уединения, нарушая привычное существование человека, и также внезапно исчезает. Оно может быть вызвано какими-то мыслями, сильными чувствами (любовь, гнев, дружба и пр.) или впечатлениями (знание, вспоминания, восприятие произведений искусства). Вдохновение может появляться и без определенных причин, независимо от действий или желаний человека, как бы ниоткуда. Оно часто воспринимается как существующая отделено от своего непосредственного носителя, независимая сила или чувство привносимое извне. Часто человеку приходится обращаться с просьбами к богам и другим неземным силам, чтобы они дали возможность испытать это чувство. Но оно может возникнуть только в душе искреннего человека, того, кто способен и умет переживать сильные эмоции, отдается чувству полностью.

Воспринимается вдохновение двояко. С одной стороны, оно видится светлым, неземным чувством, которое возвышает человека, облагораживает его душу, дает возможность узнать неизведанное, приобщиться к миру богов. Но в то же время, оно представляется как нечто опасное, непонятное, таинственное, а потому пугающее. Оно способно не только принести поэту радость и наслаждение, но и причинить ему боль и страдания (психологические и физические). Это связано во многом с тем, что все чувства, мысли и образы, появляющиеся в сознании поэта, испытывающего вдохновение, он не может выразить средствами языка.

Вдохновение представляет собой сложную, часто противоречивую совокупность положительных и отрицательных эмоций и их физических выражений (слезы, смех, улыбка, судороги, лихорадка). Душа в состоянии вдохновения ощущает нечто подобное тому, что ощущает тело человека, когда ему жарко, или оно находится в состоянии полета, невесомости. Оно необходимо для полноценного существования или даже для поддержания жизни. В то же время, это чувство действует на душу так же, как действуют на человека болезнь, опьянение, жажда или сон.

Концептуализируется вдохновение в виде огня в его разных проявлениях (пламя, искра), высоких температур, жидкости в разных состояниях (кипение, лед, поток, струя), света разной степени интенсивности, звука (речь, музыка), живого существа (человек, животные), мифологического существа (божества, ангелы, сатир, Муза), природных явлений (ветер, молния, буря), времен года, предметных реалий (фимиам, корабль, музыкальный инструмент, стрела, алкогольный напиток, пища, сад, растения, кровь, урожай, стихи, подарок богов), физических и психологических состояний (восторг, боль, болезнь, сон, мечта, оживление, жажда, опьянение), различных процессов (пир, культовое служение) и некоторых других явлений (нечто).

Литература:

1.      Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка в 30 – 90 гг. XIX в. – Л., 1964.

2.      Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. – Тамбов, 2000. – С. 23.

3.      Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. – М., 1993. – С. 392.

4.      Словарь синонимов русского языка: В 2-х тт. Т.1. А–Н. – Л., 1970. – С. 117.

5.      Там же, С. 160.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=410    /    Просмотров: 8903

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"