МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (05:32)
Версия для печати
«ЧЕЛОВЕК РЕЛИГИОЗНЫЙ» В РУССКОЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ

М. В. Слаутина - "Проект Ахей"

Ключевой концепт христианской картины мира «вера» репрезентируется в языке корпусом слов, которые исследователи называют религиозной лексикой. Изучению религиозной лексики в социолингвистическом, лингвокультурологическом, лексикографическом аспектах посвящены многие работы [1]. Однако семантическая специфика слов данного класса изучена пока недостаточно. В то же время семантическая сложность слов, относящихся к религиозной лексике, не вызывает сомнения.

В докладе рассматривается специфика семантики глаголов, обозначающих различные виды действий, связанных с религиозной сферой жизни человека (благословить, венчать, рукополагать, поститься и др.). Всего нами было выделено 40 лексико-семантических вариантов глаголов. Рассмотрение этого незначительного по объему класса глаголов с денотативной точки зрения позволяет утверждать, что в нем представлены различные типы действий верующего человека: 1) действия обрядового характера (крестить, креститься, причастить, причаститься, исповедовать, исповедоваться и др.); 2) действия, связанные с соблюдением обязательных для верующих религиозных предписаний (поститься, говеть, скоромиться и др.); 3) поведение человека, получающее оценку (богохульничать, греховодничать, грешить и др.); 4) образ жизни (монашествовать, юродствовать и др.); 5) речевые и социальные действия, имеющие религиозную основу и проникшие в светскую жизнь человека (божиться, поминать и др.).

В глаголах данного семантического класса человек предстает как деятельное существо, живущее в соответствии с заповедями Бога и церковными предписаниями или отвергающее их. В значениях данных глаголов содержатся компоненты, указывающие на социальный статус человека, его социальную роль, отношения между участниками обрядовых действий. Так, в семантике глаголов, обозначающих обрядовые действия, репрезентированы субъектно-объектные связи «служитель культа — верующий».

В глагольном слове акцентируются оценочные компоненты, связанные с отображением отношения к норме религиозной жизни, причем действия человека, соблюдающего эти нормы, не получают отражения в глаголах. Отрицательная оценка поведения человека, нарушающего эти нормы, представлена в глаголах богохульничать, греховодничать, грешить и отражает не столько действия человека, нарушающего религиозные предписания, сколько поведение человека, не соответствующее нравственным предписаниям религиозного характера. Идея греха в христианской картине мира связана с нарушением воли Бога, сознательным или бессознательным, в мыслях, словах, поступках, а также в виде неделания чего-либо.

С семантической точки зрения большинство глаголов исследуемого класса являются полипропозитивными, так как содержат несколько взаимодействующих пропозиций, которые могут быть как равными по рангу, совмещенными, так и иметь разный статус, статус включающей и включенной пропозиции [2]. Например, глагол молиться относится к ЛСГ речевого обращения (обращаться с молитвой к Богу, произносить слова молитвы), но содержит также целевой компонент (обращаться за помощью к Богу). В структуре пропозиции выделяются следующие компоненты: субъект — верующий человек (мирянин или священно-служитель), предикат речи, адресат — Бог, объект — текст молитвы (канонизированный или произвольный), цель. В качестве цели выступает просьба (например, молитва о здравии, молитва об упокоении души умершего человека, молитва о ниспослании благодати и т. д.), следовательно, имплицитно глагол содержит включенные пропозиции желания и просьбы (человек желает чего-либо и просит Бога об осуществлении своего желания). Помимо прагматической цели, действие, представленное глаголом молиться, содержит цели психологические — выражение благодарности и любви к Богу.

Таким образом, в семантике глаголов данного класса репрезентированы различные аспекты религиозной жизни человека.

Примечания

1. См. об этом: Гак В. Г. Актантная структура грехов и добродетелей // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000. С. 90–96; Горюшина Р. И. Лексика христианства в русском языке (системные отношения прямых конфессиональных и производных светских значений слов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002, 20 с.; Панова Л. Г. Грех как религиозный концепт (на примере русского слова «грех» и итальянского «peccato») // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000. С. 167–177; Урысон Е. В. Дух и душа: к реконструкции архаичных представлений человеке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С. 11–25.

2. См. об этом: Бабенко Л. Г. Глаголы комплексной полипропозитивной семантики // Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм. Екатеринбург, 1997. С. 30–45.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=373    /    Просмотров: 6514

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"