МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (05:29)
Версия для печати
РЕЧЕВАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ УЧЕНОГО В АСПЕКТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

И. В. Самойлова - "Проект Ахей"

Проблеме личности ученого посвящены многочисленные исследования в области науковедения, философии, социологии, психологии, лингвистики. Доказано то, что научное познание совершается конкретными субъектами научной деятельности и несет на себе черты их индивидуальности [1].

Для функциональной стилистики особый интерес представляет речевая индивидуальность ученого, изучение которой связано на современном этапе с проявлением в тексте функциональных семантико-стилистических категорий, так как среди принципов формирования индивидуального стиля ученого особое место занимает категориально-стилистический принцип [2, 3]. Однако лингвистический аспект рассмотрения проблемы в нашем случае дополнен как психолингвистическим (необходимо учесть связь языка и мышления), так и эпистемологическим (следует применить понятие стиль мышления, обратив внимание не только на когнитивно-методологический план, но и на личностно-психологический).

При исследовании нами работ по лингвистике разных авторов внимание уделено проявлению основных категорий научного текста, при этом учтены как количественные, так и качественные показатели. В результате нами замечено, что в текстах трудов таких ученых, как Р. А. Будагов, В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, В. А. Звегинцев и др., одна из категорий является доминирующей. Доминанта чаще всего сохраняется во всех текстах этих авторов (так, например, для трудов Р. А. Будагова характерно преобладание диалогичности, для работ И. Р. Гальперина — связности).

Важным представляется то, что в текстах данных исследователей практически не меняется соотношение категорий. На наш взгляд, это позволяет говорить о сформировавшемся стиле мышления и речевой индивидуальности этих ученых, которая в данном случае проявляется в устойчивом, постоянном, повторяющемся соотношении категорий в разных текстах при преобладании одной. Подобного не удалось наблюдать в работах менее опытных исследователей, где, помимо этого, в недостаточной степени представлены такие важные категории, как, например, связность и логичность, что нарушает коммуникативную, смысловую и структурную целостность текста [4].

Противоположную тенденцию можно заметить в использовании средств выражения категорий. Если в работах известных ученых задействована вся гамма языковых средств различных уровней, в том числе обычно редко употребляемых, то в трудах других исследователей из текста в текст переходит стандартный набор часто используемых средств экспликации той или иной категории.

Таким образом, ключевыми понятиями в отношении проявления функциональных семантико-стилистических категорий выступают устойчивость и варьирование, при этом в рамках изучения речевой индивидуальности первое относится к соотношению категорий в тексте, второе — к средствам их реализации. Такое взаимодополнение, как показал анализ, позволяет говорить о зрелости человека науки, т. е. о сформировавшемся стиле мышления и о проявляющейся в тексте речевой индивидуальности ученого, включающей способность индивидуального осмысления выразительных и коммуникативных ресурсов языка, находящего выражение в письменном научном тексте.

Примечания

1. Психология науки. М., 1998.

2. Котюрова М. П. Некоторые принципы формирования речевой индивидуальности ученого // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2000.

3. Котюрова М. П. Понятие о речевой индивидуальности ученого // Текст и дискурс. СПб., 2001.

4. Москальская О. И. Грамматика текста. М., 1981.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=371    /    Просмотров: 7253

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"