МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (05:19)
Версия для печати
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЛАГОЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»

Ю. И. Плотникова  - "Проект Ахей"

Проблема выявления словообразовательного потенциала различных частей речи, в частности глагола, является чрезвычайно актуальной в современной дериватологии. По наблюдениям ученых, среди всех частей речи современного русского языка глаголы обладают наибольшим словообразовательным потенциалом. Это во многом определяется тем, что глагол является, по словам Н. Ю. Шведовой, доминантой русской лексики и не просто образует «глубоко разветвленный и обширный класс слов, но обнаруживает стремление к активному проникновению в сферы других классов, во многом диктуя им пути пополнения и внутренних перегруппировок» [1]. Словообразовательный потенциал глаголов зависит от многих факторов. Основополагающим из них является принадлежность к определенной лексико-семантической группе. Так, например, нами был проанализирован словообразовательный потенциал непроизводных глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять, относящихся к лексико-семантической группе «положение в пространстве», которая является чрезвычайно важной для формирования национальной языковой картины мира, поскольку языки отличаются друг от друга «устройством» пространственных слов [2]. Словообразовательный потенциал данных глаголов выявлялся прежде всего по объему их словообразовательных гнезд (СГ).

СГ данных глаголов представляют собой сложное структурное образование, состоящее из большого числа производных. Однако объем этих гнезд, по данным «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова, неодинаков. Наибольший объем имеет СГ глагола стоять — 238 слов, меньше слов в составе СГ глаголов лежать — 119 и сидеть — 108, наименьший объем имеет СГ глагола висеть — 56 слов, но все эти СГ можно назвать сильноразвернутыми. Это говорит о разной мощности СГ данных глаголов, т. е. величине, характеризующей СГ по признаку количества входящих в него словесных единиц, не включая исходное слово [3]. Мощности СГ глаголов лежать и сидеть близки, а СГ глаголов стоять и висеть резко отличаются друг от друга.

Основным фактором, от которого зависит мощность СГ, является лексико-семантический объем исходного слова: чем более разветвленной системой значений обладает глагол, тем более объемно его СГ. Так, по данным Словаря русского языка (1957—1961), у глагола стоять 17 значений и объем его СГ составляет 238 слов, у глагола лежать — 9 значений и мощность 119 слов, у глагола сидеть — 8 значений и мощность 108 слов, у глагола висеть — 4 значения и мощность 56 слов. При этом обнаружено одинаковое во всех СГ соотношение между количеством значений исходных глаголов и количеством производных слов, т. е. наблюдается явная зависимость между лексико-семантическими свойствами анализируемых глаголов и их словообразовательным потенциалом.

Также следует отметить, что наблюдается некоторая зависимость мощности СГ от частотности употребления исходных глаголов, образующих эти СГ: по данным словаря Л. Н. Засориной, среди исследуемых глаголов самым частотным является глагол стоять (частота его употребления равна 922), менее употребительны — сидеть (частотность 527) и лежать (частотность 368), наименее частотен глагол висеть (94); примерно так же распределяются глаголы и по объему образуемых ими СГ.

Словообразовательный потенциал исследуемых глаголов в значительной степени зависит от типа лексического и денотативного значения, синтагматических свойств глаголов, а также прагматической значимости обозначаемого действия. Поэтому наибольшим объемом отличается СГ глагола стоять, наименьшим — СГ глагола висеть, которые обозначают противопоставленные друг другу действия, что отражается в семном составе значений глаголов (см., например, расположение точки опоры при стоянии и висении), в гомогенности /гетерогенности их лексико-семантической структуры, а также в степени специализированности субъекта, так как глагол висеть номинирует менее статичное действие по сравнению с глаголом стоять (как, впрочем, и с другими глаголами данной лексической группы), он в меньшей степени связан с категорией одушевленности участника процесса, которая влияет на результативность, динамизм и другие характеристики процесса и, как следствие этого, — на увеличение полиситуативности глагольной семантики [4]. Таким образом, анализ словообразовательного потенциала глаголов висеть, лежать, сидеть, стоять позволяет сделать вывод о том, что принадлежность к одной лексико-семантической группе не обусловливает абсолютного тождества объема мотивируемых ими СГ, а также позволяет выявить факторы, формирующие объем их СГ.

Примечания

1. Шведова Н. Ю. Глагол как доминанта русской лексики // Филологический сборник: К 100-летию со дня рождения акад. В. В. Виноградова. М., 1995. С. 414.

2. Шаклеин В. М. Лингвокультурная ситуация: структура и вопросы исторической реконструкции: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1997. С. 10.

3. Рацибурская Л. В. Словообразовательное гнездо и принципы его описания: Учеб.-метод. пособие. Н. Новгород, 2002. С. 12.

4. Лебедева Н. Б. Полиситуативность глагольной семантики (на материале русских префиксальных глаголов). Томск, 1999. С. 208.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=368    /    Просмотров: 8162

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"