МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (05:03)
Версия для печати
ОБЪЕКТ: МЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Е. Л. Кочкина - "Проект Ахей"

С возникновением и развитием когнитивной лингвистики все чаще внимание лингвистов обращается к проблемам концептуализации и категоризации мира, к языковому преломлению данных процессов, а ведь связь языка и сознания проявляется, в частности, в том, что язык выступает средством выражения содержания сознания, кодируя его при помощи определенной системы знаков, коей он и является.

Слово «объект» в его повседневном употреблении становится практически всеобъемлющим. Весь мир, находящийся вокруг нас, является объектом: объектом нашего действия, объектом нашего восприятия, объектом нашего познания (научного и обыденного), объектом наших чувств и эмоций и т. д. Таким образом, практически все составляющие окружающего нас мира могут стать в нашем сознании объектами, т. е. это  потенциальные объекты. В философии под объектом понимается предмет или сфера приложения активности субъекта [1]. Как только некая сущность становится областью приложения активности субъекта, эта сущность становится объектом и перестает быть таковым, как только субъект прекращает свою активность в отношении данной сущности, что делает категорию объекта функциональной и состав ее членов определяется контекстом действительности.

Исходя из того, что любая языковая категория имеет свое когнитивное основание вовне, в окружающем мире, логично было бы сделать предположение о том, что языковая категория объекта, имея в своем основании одноименную онтологическую категорию, должна отличаться большим разнообразием своих членов. Действительно, принимая за основу «широкую» трактовку категории грамматического объекта и понимая под объектом «тот элемент события, который выделяется в качестве его неактивного (в противоположность субъекту) участника и на который данное событие направлено или который так или иначе вовлечен в это событие» [2], в категорию объекта следует включить, наряду с общепринятым объектом-пациенсом, такие элементы, как перцептив (актант, который является объектом восприятия) (I thought that if I smelt her skin it would have the finest fragrance of opium), квалификатив (актант, на который направлено обобщенное действие глагола, представляющее его свойство) (They wore noisy dresses with many wraps), датив (актант, обозначающий одушевленное существо, затрагиваемое состоянием субъекта) (I am very grateful to him), стейтив (актант, обозначающий предмет или понятие, затрагиваемые состоянием субъекта) (I’m very keen on my career), бенефактив (актант, который получает какую-то выгоду от того действия, которое совершается в его отношении) (She flattered the solicitors who would sent her husband briefs and was familiar with their wives), экспериенцер (актант, ощущающий на себе результат некоторого воздействия, т. е. актант, не проявляющий активности) (Later he marries his secretary who guards him), посессив (актант, обозначающий предмет, лицо или качество, которым обладает субъект) (She had a flat in Westminster), посессор (актант, в соотношении с которым субъект определяет свою принадлежность кому-либо) (Now she belongs to her husband), интегратив (актант, в отношении к которому субъект определяет свою принадлежность) (She belonged to the school of thought that believed in tempting her guest’s appetites ), пропозитив (актант, передающий ситуацию в целом) (How tiresome, she reflected, these men who imagined that nobody had ever been in love before), инструменталис  (актант, представляющий собой орудие или средство осуществления действия) (…he had to take them [glasses] off and polish them with his pocket handkerchief), директив (актант, представляющий собой направление или цель движения) (She’d go to an unquiet place to have a quiet time, or she’d go nowhere). Данная терминология частично заимствована у других авторов, например, в падежной грамматике Ч. Филлмора [3, 4], а частично (это касается семантических функций перцептива, квалификатива, стейтива, посессива, посессора, интегратива, пропозитива) разработана автором статьи, так как существующая на настоящий момент в лингвистике номенклатура семантических функций актантов не отражает всего их многообразия.

Примечания

1. Радугин А. А. Философия. М., 1997. С. 178.

2. Болдырев Н. Н. Функциональная категоризация английского глагола. С.-Петербург; Тамбов, 1995. С. 47—48.

3. Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. М., 1981. С. 369—496.

4. Филлмор Ч. Дело о падеже открывается вновь // Там же. С. 496—531.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=360    /    Просмотров: 6765

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"