МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (04:52)
Версия для печати
ОЦЕНКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК КОНЦЕПТА «PUNISHMENT»

А. А. Контримович  - "Проект Ахей"

Изучение познавательных процессов, связанных с формированием мнений и оценок, является одним из важных направлений в современных когнитивных исследованиях. Категоризуя действительность, человек не использует «готовых значений слов», а постоянно взаимодействует с объектами, вовлекая их в разнообразные умственные и физические операции, т. е. является непосредственным участником описываемых в языке событий: он порождает языковые смыслы и сам осуществляет выбор языковых форм для описания событий [1]. Объекты и события окружающего мира в свою очередь могут по-разному воздействовать на человека, вызывая у него индивидуальную, субъективную оценку этих явлений. В связи с этим можно говорить об оценочной концептуализации и категоризации, которые находят свое выражение в значении индивида, но в то же время обеспечивают социальный фон мышления человека, так как опираются на существующие в обществе стереотипы, нормы, системы ценностей. Они несут в себе коллективное знание: результат воздействия того или иного события на человека, положительная или отрицательная оценка этих событий и т. д.

В лингвистических и логико-фолософских описаниях обычно исследуются лишь положительные оценочные значения, в то время как отрицательные остаются в тени [2]. Одним из главных признаков концепта «punishment» является оценка, так как его основной концептуальный признак «вина» — причина наказания, всегда имеет отрицательное значение. Вина относится к концептосфере нравственности и в то же время является элементом самосознания личности. Это оценка самим человеком своего поступка. Вина может быть определена извне — окружением человека. Здесь мы подходим к субъекту и объекту оценки поступка, а также к субъекту и объекту наказания. Несмотря на кажущееся сходство, эти две группы не совпадают. Возможно совпадение субъектов оценки и наказания — тот, кто выносит негативное суждение, определяет и последствия. Но объектом оценки выступает действие человека, его результат и т. д., а объектом наказания может быть только человек. Под субъектом наказания и оценки подразумевается представитель социума: лицо, часть социума или социум в целом, с точки зрения которого производится оценка и определяется наказание, так как общество является носителем нравственных норм, правил, законов. В нарушении этих норм проявляется индивидуализм, стремление выделиться, хотя это не всегда осознается человеком. Наказание ограничивает и возвращает к нарушенным правилам и нормам.

Субъект и объект оценки составляют два основных элемента оценочной структуры. Всегда можно выделить субъект оценки, даже если он специально не обозначен. Субъект и объект оценки, так же как и субъект и объект наказания, находятся в отношениях иерархии, или статусных отношениях (термин В. И. Карасика): Бог — человек, большинство (общество) — меньшинство (индивид), старший (родитель) — младший (ребенок), начальник — подчиненный.

Несмотря на стремление к индивидуализации, обособленности от других людей, человек все же остается членом общества. Даже наедине с самим собой, не осознавая этого, он концептуализирует свои чувства и поступки, используя накопленный опыт жизни в обществе, придерживаясь или отталкиваясь, но в любом случае сравнивая свои действия с законами, нормами, правилами той социальной среды, в которой он вырос, где проходило становление его личности.

Итак, «punishment» — концепт, один из главных признаков которого — оценочное значение. Несмотря на разнообразие индивидуальных смыслов и языковых средств, реализующих этот концепт, в основе отрицательной оценки лежит знание базовых человеческих ценностей, коллективное знание, поддерживающее существование социума.

Примечания

1. Болдырев Н. Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // С любовью к языку: Сб. науч. тр., посвящ. Е. С. Кубряковой.  Москва; Воронеж, 2002. С. 105.

2. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М., 2002.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=359    /    Просмотров: 7256

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"