МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.10.2004 (04:49)
Версия для печати
КОНЦЕПТ «ПЕТЕРБУРГ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX В. (ПОПЫТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА «ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА»)

Е. А. Калашникова - "Проект Ахей"

Петербург уникален в русской истории тем, что ему в соответствие поставлен особый «петербургский текст», некий синтетический сверхтекст, с которым связываются высшие смыслы и цели.

Произведения русской литературы о Петербурге, которые можно отнести к «петербургским текстам», характеризуются следующими чертами: 1) удивительной близостью разных описаний Петербурга как у одного и того же, так и у различных авторов; 2) осознанием некоторых более глубоких сущностей, сакральных по своей природе и определяющих сверхэмпирические высшие смыслы; 3) единым «локально-петербургским» словарем, который задает языковую и предметно-качественную парадигму, а также семантическое пространство «петербургского текста».

Единство «петербургского текста» определяется не столько единым объектом описания, сколько монолитностью идеи — путь к нравственному спасению, к духовному возрождению в условиях, при которых жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добром.

Основная задача нашего исследования — определение субстратных элементов, относящихся к природной, материально-культурной, духовно-культурной, исторической сферам, состав и характер которых определяется реальным присутствием соответствующих особенностей Петербурга и принципами отбора. В соответствии с этим в докладе будут раскрыты следующие аспекты проблемы «петербургского текста»:

1. Антиномическая сущность концепта «Петербург» в русском языковом сознании: на одном полюсе — признание Петербурга единственным в России цивилизованным (культурным, европейским и т. п.) городом, убежденность в том, что нигде человеку не бывает так тяжело, как в Петербурге, и что поэтому Петербург — проклятый город, жить в котором невозможно.

2. Антагонизм двух столиц — Москвы и Петербурга, представленный одной из двух схем: 1) бездушный, казенный, казарменный, официальный, неестественно-регулярный, абстрактный, неуютный, нерусский Петербург противопоставляется душевной, семейственно-интимной, патриархальной, уютной, естественной, русской Москве; 2) Петербург как цивилизованный, культурный, планомерно организованный, логично-правильный, гармоничный европейский город противопоставляется Москве как хаотичному, беспорядочному, противоречащему логике полуазиатскому городу или деревне (ср.: Москва — это долгая деревня).

3. В «петербургском тексте» существуют своеобразные климатически-метеорологическая и ландшафтная картины города. Эти картины подчеркнуто специфические, на них Петербург «нарисован» как город с особым климатом и особым ландшафтом. Это туманный, холодный, ветреный, дождливый город со своей планировкой улиц, своеобразной архитектурой, это город-памятник, город-дворец — но и промышленный город, город, в котором есть неприглядные окраины и т. п.

4. В «петербургском тексте» есть духовно-культурный аспект Петербурга. Город предстает не как результат победы и полного торжества человека над природой, а как место, где воплощается двоевластие природы и цивилизации.

5. Особый слой «петербургского текста» составляют петербургская мифология и эсхатология. История Петербурга мыслится замкнутой, она — некий временный прорыв в хаосе: миф начала  города рассказывает о том, как из преисподней был образован «парадиз» в виде петровского Петербурга. Но есть и миф конца города. Начало великого города и его конец — составляют нерв петербургской мифологии.

6. На уровне языкового кодирования основных составляющих «петербургского текста» последний характеризуется «теснотой» языковых репрезентантов петербургской идеи. Лексические экспликаторы микроконцепта «Петербург» представлены как парадигматически, так и синтагматически.

Таким образом, концептуальный анализ «петербургского текста» показывает, что концепт «Петербург» характеризуется особой антитетической напряженностью, некоей максималистской установкой на разгадку самых важных вопросов русской истории, культуры и национального самосознания.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=357    /    Просмотров: 6191

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"