МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
12.10.2004 (12:18)
Версия для печати
РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МЕТАФОРЫ В КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Т. М. Воронина - "Проект Ахей"

Категория пространства привлекает внимание многих исследователей-лингвистов, поскольку именно пространство «оказывается в основе формирования многих типов номинаций, относящихся к другим, непространственным сферам» [1]. В докладе на материале глагольной метафоры рассматриваются пространственные образные схемы, лежащие в основе метафорической номинации различных ситуаций, относящихся к такой абстрактной, чувственно не воспринимаемой сфере, как интеллектуальная деятельность.

Вторичными предикатами интеллектуального действия чаще всего выступают глаголы движения, перемещения, помещения, физического воздействия на объект: набрести (на догадку), промелькнуть (о мысли), вынести (убеждение из чего-л.), врезаться (в память), ворошить (воспоминания) и т. д., что само по себе указывает на то, что интеллектуальная деятельность структурируется в терминах пространства.

Кроме того, как отмечала Э. В. Кузнецова, «глагол и имяэто прежде всего некое единство противоположностей, которые могут существовать только как части этого единства, только в рамках его» [2]. При метафорическом отображении интеллектуальной деятельности в фокусе оказываются не только и не столько сами процессы, сколько субстанции, участвующие в этих процессах. Опираясь на типологию ментальных имен, предложенную И. М. Кобозевой, мы выделяем следующие типы метафорически обозначаемых компонентов ситуации интеллектуальной деятельности, которые могут быть переосмыслены как «слоты фрейма, сопоставляемого ментальному акту» [3]:

— инструмент ментального действия (разум, мысль и т. д.);

— объект (содержание) ментального состояния (мнение, знание, предположение и т. д.);

— местообласть сознания, где осуществляется ментальный акт (память, воображение и т. д.).

Мы полагаем, что способ метафорического представления различных элементов ситуации интеллектуальной деятельности задает пространственные схемы, структурирующие эту идеальную ситуацию в сознании [4].

Например, при отображении ситуации мышления могут сополагаться инструмент и место. Если место образно осмысляется как поверхность/плоскость, а инструмент — как живое существо, то данная ситуация отображается в рамках пространственной схемы «поверхность/плоскость — открытое пространство — далеко — движение — разнонаправленное» и репрезентируется глаголами скакать, разбежаться, блуждать и т. п.: Блуждая где-то далеко своей мыслью, напрягаясь, чтобы выразить эту мысль ясными словами, она заметила бумажку, приколотую булавкой к стене под зеркалом (Пришвин).

Примечания

1. Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998. С. 670.

2. Кузнецова Э. В. Глагол и имя: их противоположность и единство // Номинативные единицы языка и их функционирование. Кемерово, 1987. С. 3.

3. Кобозева И. М. Мысль и идея на фоне категоризации ментальных имен // Логический анализ языка: Ментальные действия. М., 1993. С. 95—96.

4. В. Г. Гак, говоря о «поле пространства», выделяет внутри него ряд структур: 1) типы пространств (в измерениях): точкалинияповерхностьобъем; 2) организация пространстваоппозиции: центр / периферия, открытое / закрытое пространство; 3) позиции объектов, их пространственная соотнесенность (относительное пространство: близко / далеко, справа / слева и т. д.); 4) направления, ориентация, координаты; 5) мера длины, расстояния, поверхности, объема и др.; 6) восприятие пространства: вид, аспект, угол, точка (зрения), подход.См.: Гак В. Г. Указ. соч. С. 670.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=351    /    Просмотров: 6501

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"