МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
12.10.2004 (10:17)
Версия для печати
ПРОСТРАНСТВО САДА В ПОЭЗИИ И. АННЕНСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА «КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ»)

М. В. Дудорова - "Проект Ахей"

В поэзии И. Анненского одним из ключевых является противопоставление открытых / закрытых пространств. Открытые пространства в поэзии И. Анненского связаны с двумя сходными топосами — садом и парком.

Лексема «сад» фиксируется в 17 текстах рассматриваемого сборника, которые могут быть сгруппированы на основании доминирующего положения того или иного типа художественного пространства в 4 группы:

1. Стихотворения, доминирующим пространством в которых является пространство природное («Маки», «Маки в полдень», «Одуванчики», «Сизый закат», «Nox Vitae», «Тоска отшумевшей грозы», «Лишь тому, чей покой таим», «Струя резеды в темном вагоне», «Ореанда»); в данную группу нами включены тексты, представляющие собой своего рода пейзажные зарисовки или сюжетные стихотворения, в которых сад выступает только местом локализации каких-либо действий героев.

2. Стихотворения, доминирующими в которых является эмотивное пространство («В марте», «Traumerei», «Черный силуэт», «Невозможно», «Стансы ночи»); тексты, включенные нами в эту группу, связаны с решением в поэзии И. Анненского любовной коллизии, следовательно, оказывается важной не только позиция субъекта, но и позиция объекта (= героиня); и лирический субъект, и героиня включены в пространство сада, который оказывается местом их свидания. Характерно, что сад становится неким мнимореальным пространством, которое существует в действительности, но само свидание, в нем происходящее, является мечтой.

3. Стихотворения, доминирующим в которых является пространство реальное (предметное) («Старая шарманка», «Старая усадьба»).

4. Стихотворения, доминирующим в которых является ирреальное пространство («Призраки»).

Обобщенные пространственные структуры топоса «сад» могут быть рассмотрены по следующим параметрам: а) позиция субъекта относительно топоса, способ восприятия субъектом топоса, действия в рамках топоса; б) наблюдаемые объекты, внешняя характеристика сада; в) время действия; г) эмотивные доминанты.

Рассмотрим подобную модель анализа на примере текстов с доминирующим природным пространством.

а) Лирический субъект включен в пространство сада, он выступает своеобразным художником, рисующим окружающий его мир. Доминирующим способом восприятия является зрительное восприятие, которое дает возможность лирическому субъекту оценить окружающее пространство в категориях цвета, света, близости / дальности. Обонятельное восприятие отсутствует, оно полностью замещено восприятием зрительным. Отметим также отсутствие звуков в пространстве сада, подчеркнутое безмолвие и тишину:

Как странно слиты сад и твердь

Своим безмолвием суровым.

                                                     (Nox Vitae)

б) Основными воспринимаемыми объектами являются натурфакты растительного происхождения, доминирующими — цветы. Заметим, что в пространстве сада цветы выступают носителями как идеи жизни (цветут, развернулись, разрослись), так и смерти (сохлые). Причем подобное совмещение наблюдается в одном и том же тексте («Маки» и «Маки в полдень (Вариант)»). Также в пространстве сада внимание лирического субъекта привлекают деревья и кустарники. Сам сад характеризуется лирическим субъектом с точки зрения цвета (в данном случае доминирующая характеристика — зеленый / зелен) и с точки зрения наличия света. Последняя характеристика также носит двоякий характер: сад может быть представлен как освещенное (золотится сад, солнцем залит) и как темное (старый сад печальней и темней) пространства. Особого внимания заслуживают указанные выше тексты «Маки» и «Маки в полдень (Вариант)», в которых яркие цветы, раскинувшиеся среди сомлевших трав, привлекающие к себе внимание красным цветом и вызывающие у лирического субъекта ассоциативные связи с соблазном, становятся знаками будущего угасания природы, когда сад будет пуст и глух.

в) Пространство сада воспринимается лирическим субъектом в различные временные отрезки: полдень, начало заката (солнце уж на западе, близился сизый закат), ночь («Nox Vitae»), а также в разные времена года (противопоставление летоосень в тексте «Маки» и его варианте).

г) Эмотивное пространство в рассматриваемой группе текстов представлено бедно, что объясняется тематикой и доминирующим природным пространством. Однако можно выделить эмотивную доминанту — печаль, тоска, которая в текстах представлена как прямыми (сад печальней, в тучах таимой печали, тоска отшумевшей грозы), так и косвенными номинациями, близкими к общетекстовому ощущению:

Но... в блекло-призрачной луне

Воздушно-черный стан растений,

И вы, на мрачной белизне

Ветвей тоскующие тени!

                                     (Nox Vitae)

Анализ обозначенных выше текстов показал, что пространство сада (и парка) связывает воедино все типы пространств: предметное, природное, ирреальное и пространство неба. Окружающая среда заполнена различными натурфактами (растения) и артефактами (статуи), в процессе восприятия которых во внутреннем мире лирического субъекта возникают мысли о жизни / смерти (символом которой становятся увядающие растения), а также эмоции «любовь», «мечта», «одиночество». Лирический субъект полностью включен в указанные пространства. Связь пространства и времени осуществляется на основании либо общевременных категорий (прошлое — настоящее — будущее), либо через соотнесенность поэтической ситуации с определенным отрезком времени (например, любовная коллизия перманентно связана с ночью).



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  5  /  Число голосов:  1  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=343    /    Просмотров: 8764

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"