МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (18:41)
Версия для печати
КОНЦЕПТ-ФРЕЙМ «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 19-20 ВВ.)

Варвара Головатина - "Проект Ахей"

При определении концепта “вдохновение” мы использовали результаты анализа особенностей употребления различных средств его репрезентации (лексических, синтаксических, стилистических) в поэтических текстах XIX-XX вв. и словарных дефиниций ключевой лексемы-репрезентанта концепта (существительное вдохновение). Концепт “вдохновение” следует рассматривать как концепт-фрейм, т.е. как объемное представление о ситуации, а также возможной последовательности событий в рамках этой ситуации, связанных с конкретной языковой единицей.

Любое чувство возникает в силу определенных причин, под влиянием обстоятельств и проявляется в физиологических или психологических реакциях, за которыми следуют какие-то действия, имеющие некий результат. Само чувство обязательно оценивается субъектом как полезное и приятное или вредное и неприятное. Таким образом, вдохновение мы охарактеризуем по следующим параметрам: причины и источники возникновения, обстоятельства протекания, психофизические реакции на эмоцию, результат и оценка. А также: участники, локализация эмоции.

Участники. Вдохновение, как большинство эмоций, предполагает один субъект действия, которым является человек, переживающий это состояние. Однако в ряде случаев как субъект могут выступать либо часть тела человека, либо какой-либо предмет, принадлежащий ему. Сама эмоция может выступать в роли субъекта действия, оказывая влияние на человека.

  • божественные существа: поэт получает это чувство от богов или Музы как дар по собственной просьбе, независимо от желания или даже против своей воли;
  • различные чувства (любовь, дружба, гнев, страх), созерцание произведений искусства и красоты, воспоминания о юности и местах, в которых когда-то жил поэт и с которыми у него связаны приятные воспоминания;
  • целенаправленный созидательный труд художника;
  • вдохновение может возникнуть само по себе, ниоткуда.

Обстоятельства протекания вдохновения. Как правило, вдохновение человек испытывает ночью и в часы уединения. Это чувство характеризуется как мимолетное, но оставляющее в душе человека яркий след и неизгладимое впечатление (неслучайно сравнение вдохновения с молнией, бурей, вспышкой).

Психическая и физическая реакции на вдохновение.

Внешнее выражение:

  • реакции, характеризующие вдохновение как неприятную эмоцию: слезы, лихорадка, судороги, бессонница, лирического героя бросает то в жар, то в холод, безумие.
  • реакции, характеризующие вдохновение как приятное чувство: слезы, улыбка, смех.

Эмоциональное состояние. Душа вдохновленного человека переполняется весьма противоречивыми чувствами:

– положительные, светлые эмоции: восторг, счастье, радость, одухотворенность, умиротворение, негу, ощущение свободы и полета, возвышения до мира богов и божественного присутствия внутри себя. Человек переполняется силой, энергией, постигает смысл существования. – отрицательные эмоции: скука, страх, боль, мучения, беспокойство, тревога, грусть, даже ужас, страдания. Вдохновение может стать причиной гибели поэта. Человек старается избегать вдохновения, отказываясь от него, но в то же время его к нему непреодолимо влечет, от чего муки становятся еще невыносимее.

Локализация эмоции. Вдохновение, как правило, локализуется в человеческой груди, сердце, душе человека, глазах, на лице и на лбу, в мозгу, сознании. Это вполне соответствует общим представлениям о локализации человеческих чувств.

Результат воздействия эмоции вдохновение. Согласно словарным определениям, вдохновение предполагает повышенную творческую активность человека и необычайную продуктивность. При этом творчество кажется человеку необычайно легким. Вдохновение сопровождается прояснением мыслей и предельной ясностью сознания, помогает приобщиться к иному миру и его неземным тайнам, перед человеком открывается нечто неизведанное. Однако, как правило, поэту не удается выразить всего того, что переполняет его душу. Произведения, возникшие в момент вдохновения, не удовлетворяют его, когда он возвращается в свое нормальное состояние. Их необходимо дорабатывать и переделывать.

Оценка и отношение к эмоции вдохновения зависят от того, какие эмоциональное состояние она вызывает. Если для поэта это светлое, радостное чувство, то оно оценивается как приятное и необходимое для человека. А если оно понимается лирическим героем как тяжелое, неприятное чувство, то и оценивается как неприятное и опасное для человека.

Таким образом, вдохновение можно охарактеризовать следующим образом. Это сильное, яркое, незабываемое чувство своеобразного напряжения и подъема духовных сил, во время которого человек более чутко воспринимает окружающий мир, его охватывает поток разнообразных идей, мыслей, чувств, сознание проясняется, что делает процесс творчества легким, практически неосознаваемым.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  5  /  Число голосов:  1  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=266    /    Просмотров: 7647

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"