МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Филология
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (18:36)
Версия для печати
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ МУЗА КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ»

Варвара Головатина - "Проект Ахей"

Как показал анализ фрагментов поэтических произведений русских писателей XIX-XX вв., основную роль среди средств, репрезентирующих концепт “вдохновение”, играет лексика (вдохновенье, вдохновенный, пылать, трепет и пр.), затем идут сочетания слов, многие из которых можно считать устойчивыми, стилистические и синтаксические средства. Наиболее крупным грамматическим классом лексики с семантикой “вдохновение” являются существительные (69,3% от всех лексических средств). Причем в первую очередь исследуемое значение передается при помощи существительного вдохновение и его общепринятых, зафиксированных в словарях синонимов (воодушевление, подъем, восторженность). Помимо этого в своих стихотворных произведениях авторы используют большое количество других лексем, которые только в контексте получают значение “вдохновение” (восторг, волнение, желание, трепет, жар, огонь, божество и др.). Анализ подобных средств репрезентации исследуемого концепта позволяет получить более полное представление о нем, выявить дополнительные присущие ему признаки.

Существительное муза является одним из часто используемых в поэзии подобных контекстных синонимов существительного вдохновение (около 18% от всех существительных, репрезентирующих данный концепт). Эти лексемы употребляются в похожих контекстах. Например: “И разума, и Музы не хочу…” (О. Мандельштам), ср.: “не хочу вдохновения”; “Ночью Муза слетит утешать” (А. Ахматова), ср.: “И если слетает ко мне по ночам вдохновенье” (Н. Гумилев) и т.д.

Существительное муза и синонимичные ему словосочетания девица вдохновения, богиня песнопений, муза лиры в контексте сочетаются с глагольными предикатами, благодаря которым отражается представление о том, что вдохновение находится как бы вне человека, его носителя, а также о концептуализации вдохновения в образе живого существа. Например, использование глаголов движения слетать, входить, приходить, нисходить, спускаться подтверждает идею о том, что возникновение и переживание вдохновения – это посещение лирического героя каким-то существом. Н.Д. Арутюнова размышляя о специфике передачи в языке внутренней жизни человека, отмечала, что людям свойственно экстериоризировать ее составляющие. Эмоции и чувства предстают “не только как нечто отделенное от нас, но как нечто, вступающее с нашим “я” в определенные, дружеские или враждебные, отношения, как нечто, нам помогающее или вредящее”, как собеседники и советчики, как враги и мучители (Арутюнова, 1976, 94).

Сочетаемость лексемы муза также свидетельствует о том, что процесс творчества воспринимается не как самостоятельное действие поэта, а как деятельность музы. Муза внушает, шепчет поэту стихи, пишет или поет их за него. Она влечет, зовет, водит поэта за собой, наполняет его душу музыкой и пр. Например: “А недописанную мной страницу…допишет Музы смуглая рука” (А. Ахматова).

Анализ стихотворных фрагментов, включающих лексему муза и ее синонимы, позволяет говорить о том, что вдохновение концептуализируется как музыка, которую дает услышать поэту муза (“О Муза,…звала ты грезить наяву, чтоб дух мой дикою и дивной наполнить музыкой” (В. Иванов) или как шепот музы (“Муза в уборе весны постучалась поэту, сумраком ночи покрыта, шептала неясные речи…” (А. Блок), т.е. как определенный звук.

Использование образа музы в стихотворных произведениях также свидетельствует о том, что вдохновение, являясь чувством, существующим независимо от человека, своего непосредственного носителя, может быть ему неприятно, поскольку он не может контролировать его приход. Действия музы могут быть направлены против воли человека: “Никогда, никогда // Не искал я с тобою союза, // Никогда не хотел // Подчиняться я власти твоей, – // Ты сама меня выбрала, // И сама мне душу пронзила, // Ты сама указала мне // На великое чудо земли…” (Н. Заболоцкий). В этом фрагменте образу Музы противопоставляется “я” поэта. В первом четверостишье использованы отрицательные формы глаголов, трижды повторяется наречие никогда. Лирический герой сознательно отказывается от вдохновения, пытается избежать ее власти. А во втором четверостишье субъектом действия уже является Муза. Подлежащим в предложении выступает местоимение ты, в то время как в первом четверостишии на его месте было местоимение я (поэт). Муза самовольно (неслучаен повтор лексемы сама), независимо от желаний поэта управляет им. Такое же отношение к вдохновению отражено в стихотворении М. Цветаевой “Душа”: “Муза! Муза! Да как – смеешь ты?”.

Наиболее часто образ Музы встречается в произведениях поэтов XX века. Он очень характерен для творчества А. Ахматовой и В. Иванова. Именно в их произведениях он более ярко выписан, красочен и разнообразен. Доминирующие представления о Музе у поэтов XIX и XX века во многом отличаются друг от друга. Для поэзии XIX века более характерно восторженное восприятие Музы. Она предстает в образе “нежной подруги”, юной девушки-красавицы (часто возлюбленной), спускающейся с небес одарить поэта самым прекрасным для него чувством – вдохновением, дать творческих сил. Ее прихода поэт ждет с нетерпением, т.к. тот набор чувств, ощущений и переживаний, который связан с вдохновением, сам процесс творчества доставляют ему удовольствие. У поэтов XX века отношение к образу Музы меняется. Это связано, скорее всего, с общим изменением взглядов на поэзию, творчество и вдохновение, обусловленным внелитературными факторами. Ее посещение и действия неприятны и мучительны для лирического героя. Выявить особенности чувств, характеризующих переживание вдохновения, помогает эмотивная лексика: “печальная Муза, протяжно поет и уныло”, “жестокая и юная тоска”, “будешь навеки печален и юн” и пр. Примечательно в этом смысле стихотворение Ахматовой “Муза”: “Как жить мне с этой обузой, // А еще называют Музой… // Жестче, чем лихорадка, оттреплет, // И опять за весь год ни гу-гу”. Здесь нет лексики, указывающей на душевную боль лирической героини. Но такое состояние передается посредством описания ее физических страданий. Вдохновение в данном случае представляется как болезнь и обуза.

Образ Музы в поэзии XX века отличается большей пластичностью и живостью. Муза ведет себя как обычный человек: ходит, говорит, чувствует и пр. Она обладает четко выписанным обликом, в то время как муза XIX века – это лишь божество, предстающее в образе молодой, красивой девушки. Интересен в этом отношении образ Музы в стихах А. Ахматовой. Это живое, реальное существо и, прежде всего, подруга, советчица, строгая наставница. Можно даже составить ее портрет.

Таким образом, лексема муза и синонимичные ей сочетания слов являются одним из часто употребляемых средств передачи значения “вдохновения” и репрезентации концепта “вдохновение”. Анализ стихотворных фрагментов, содержащих их, показал, что вдохновение представляется как чувство существующее отдельно от человека. Оно концептуализируется как мифологическое существо, управляющее действиями и состоянием человека, как болезнь и звук, воспринимается оно как приятное, а также неприятное для человека чувство.

  1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М., 1976.
  2. Ахматова А. Собрание сочинений в 6-ти тт. – М., 2002.
  3. Блок А.А. Собрание сочинений в 8-ми тт. – М.-Л., 1963.
  4. Заболоцкий Н.А. Избранное. – М., 1960.
  5. Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. – СПб., 1995.
  6. Мандельштам О.Э. Сочинения в 2-х тт. – М., 1990.
  7. Цветаева М. Сочинения в 2-х тт. – М, 1988.


Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=44&article=265    /    Просмотров: 8729

Последние статьи раздела
«EMPIRE V» – НОВАЯ КНИГА ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА (РЕЦЕНЗИЯ)

Э.В. КУЗНЕЦОВА: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ВДОХНОВЕНИЕ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

КОГНИТИВНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВДОХНОВЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ И ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЯ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"