МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ЖУРНАЛ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Журнал Молодежной Культуры/Новости
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Статьи
Новости
Фото блог
О проекте
Игры
Проект Ахей

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Журнал Молодежной Культуры
Журнал Молодежной Культуры
28.03.06 (03:23)
КНИГОИЗДАТЕЛИ: РОССИЯНЕ ПОТЕРЯЛИ ИНТЕРЕС К КНИГАМ

То, что Россия самая читающая страна в мире, на сегодняшний день – это миф. Мы попали в ситуацию, через которую прошли многие развитые страны, – падение интереса к книгам. По уровню показателя интереса к чтению Россия не попадает даже в десятку ведущих стран мира.

Очень серьезная конкуренция со стороны других средств массовой информации – телевидения, Интернета, радио, а также кинематографа и аудио- видеоносителей, недостаточная рентабельность российского книжного бизнеса ставит издательства в очень сложные условия: не хватает средств для продвижения книг, для формирования спроса и на многое другое, сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" генеральный директор группы компаний "Инфра-М" Вадим Синявский. Российское книжное сообщество пытается сегодня поднять эту проблему на уровне руководства страны, говорит он, чтобы разработать и внедрить общенациональную программу поддержки чтения, которые есть в развитых странах.

Достаточно полюбоваться на изобилие в любом крупном книжном магазине, чтобы усомниться в тревожных прогнозах некоторых экспертов о предкризисном состоянии отрасли. Но, как ни парадоксально это звучит, именно изобилие вкупе с низкими ценами (в России средняя цена книги около трех долларов, а, скажем, в Германии и США – 15-17 долл.) угрожают ее благополучию. Данные свидетельствуют о затоваривании, или иначе - на перепроизводстве: в 2005 году из всего объема находящихся в обращении книг только чуть более 60% дошли до прилавка. Остальные остались лежать на складах издательств и магазинов.

Причиной тому эксперты называют острую нехватку торговых площадей – издательства штампуют так много продукции, что ее физически ставить некуда. И тут мы сталкиваемся еще с одним парадоксом. По данным статистки, книготорговые площади ежегодно растут на 20%, а в целом книжный рынок увеличивается на 27% в год с перспективой достижения 35-40% роста. В России около трех тысяч книжных магазинов, из них примерно 600 сетевых, и за прошлый год все крупные игроки открыли новые торговые точки. Однако, как отметил В. Синявский, новые магазины появляются или в столицах, или в городах-миллионниках, или в крупных райцентрах. По его словам, малые города с населением меньше 100 тыс. жителей зачастую вообще не имеют специализированных книжных магазинов, сетевики только подбираются к ним. А в селах книжная торговля попросту сошла на нет.

Таким образом, концентрация магазинов и, следовательно, товара в мегаполисах, а по данным экспертов до 75% книг оседают в Москве и Санкт-Петербурге, ведет к застою. Влияет на положение дел и то, что около 90% всех издательств тоже сосредоточены в столицах.

В такой ситуации у торговли и издательств несколько путей для развития – сокращать тиражи, уменьшать число наименований и переходить на качественную продукцию, "вымывая" покетбукный pulp fiction, и, конечно, повышать цены. Но все участники рынка прекрасно понимают, что у нас не "Европа", и запас прочности в 5-7 раз в российской действительности весьма призрачен, так как привязан к пресловутой потребительской корзине. Цены не могут расти бесконечно, иначе для большинства людей покупка книг станет вообще не по карману.

Сейчас участники книжного рынка в активном поиске, и нынешний год, по мнению экспертов, может стать переломным. Наиболее выгодный путь развития для отрасли – это, конечно, движение в регионы, что происходит, но достаточно медленно и осторожно. Кризисные факторы влияют на прибыльность, и даже крупные игроки опасаются вкладываться в широкомасштабные проекты в глубинке, где люди поотвыкли от чтения. И даже завлекательные данные социологических служб, мол, спрос на книги в городках и сельских весях есть - магазинов нет, сетевиков не убеждает. Боятся прогореть. Нужны какие-то стимулы. Например, вливание в отрасль зарубежных денег. Однако, по словам другого собеседника телеканала РБК, директора по маркетингу издательства "Альпина Бизнес Букс" Александра Лиманского, даже в сети и в крупные книготорговые компании серьезные иностранные инвестиции не поступают. Что уж говорить про средний и малый бизнес. Сложный, небыстроприбыльный книжный бизнес у них не в приоритетах.

Еще путь – развитие Интернет-торговли. Сейчас е-продажи на уровне 2-3% от всего объема, в этом году ожидается 4-5%. Потенциал у нее очень большой, что видно на примере е-магазинов вообще, но опять-таки торможение из-за неразвитости Сети в регионах. Поэтому книжная е-торговля будет расти параллельно распространению в стране Интернета.

Не очень понятно, чем в такой ситуации может помочь государство. Не прямыми же денежными вливаниями. Но участники рынка считают, что может, если будет исходить из того, что книга не просто потребительский товар, а фактор социальный. Это, прежде всего, необходимость льготной аренды для книготорговых организаций, как в развитых странах, и нулевой ставки НДС, которая сегодня хотя и льготная - 10%, но одна из самых высоких в Европе на книгопродукцию. Или хотя бы ее снижение до 5%, с такой инициативой уже выходил Российский книжный союз (РКС), но, как видим, безрезультатно. Кстати, ведь действуют же льготные ставки аренды площадей для книжных магазинов с госучастием. Такие меры, несомненно, помогли бы сетевикам шагнуть в глубинку, где сегодня, по словам гостя телеканала РБК, генерального директора ГУП "Московский дом книги" Надежды Михайловой, книжные магазины закрывают и их помещения перепрофилируют. Она отметила, что РКС разработал концепцию программы развития чтения, так как на сегодняшний день это глобальная проблема общенационального масштаба, а ведь государство оценивается не столько по сырьевым ресурсам, сколько по интеллектуальному потенциалу нации.

Надеясь на государство, издатели и книготорговцы стараются не плошать сами, например, разрабатывают новые маркетинговые технологии, продвигая на рынок свежие отечественные бренды, сопоставимые с "торговыми марками" "Дэн Браун" или "Джоан Роулинг". Преуспевают в этом издательства "Эксмо", "АСТ", чьими находками стали Б. Акунин, А. Маринина, Д. Донцова, С. Лукьяненко и т.д., а также некоторые другие. Спрос на бестселлеры по общемировым технологиям формируется через сотрудничество с кинематографом. Однако они весьма затратные. Наш отечественный книжный бизнес пока не имеет достаточно прибыли и рентабельности, чтобы тратить большие деньги на маркетинг, говорит В. Синявский, но их тратить необходимо.


Просмотров: 2019


обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"