МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ЖУРНАЛ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ссылки

Журнал Молодежной Культуры
15.08.05 (06:05)
МУРАВЬИ ДРУЖАТ СЕМЬЯМИ

Российские биологи, изучающие муравьев, установили, что их поселения устроены еще более сложно, чем считали ранее. Несколько муравейников объединены в одну коалицию, которую можно считать "сложным муравейником", а их население - одной большой объединенной семьей.
Биологи из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН (ИПЭЭ РАН) вместе со своими коллегами из Зоологического музея МГУ работали в муравьином (мирмекологическом) заказнике "Верхняя Клязьма" в Московской области на модельном комплексе муравейников. Все муравьиные гнезда на экспериментальном участке исследователи закартировали и расставили в них искусственные кормушки с специально подкрашенной белковой пищей.
Наблюдая за жизнью рыжих лесных муравьев Myrmica rubra на полигоне, биологи обнаружили, что многие расположенные поблизости гнезда связаны тоннелями и наземными дорожками, по которым муравьи активно перемещаются из гнезда в гнездо. Такие гнезда образуют одну коалицию, обитатели которой совместно используют территорию и источники пищи. В коалицию входят как постоянные гнезда (от 1 до 6), в которых насекомые живут круглый год, так и временные - сезонные или кормовые.
Муравьи, принадлежащие к одной коалиции, свободно перемещаются из гнезда в гнездо, в то время как "чужие" муравьи, пробегая мимо постороннего гнезда, ведут себя очень осторожно. Умные насекомые легко отличают "своих" от "чужих". Муравьи же из разных гнезд, входящих в одну коалицию, столовались на одних и тех же кормушках, и между ними не было никакой конкуренции.
Поскольку муравьи, принадлежащие к одной коалиции, не проявляют никаких признаков агрессии друг к другу, ученые считают, что они образуют большую семью - так называемую семью-плеяду. Члены этой семьи совместно осваивают территорию и источники питания.
Коалиционные связи сохранились даже после того, как ученые переселили муравьев из естественных гнезд в искусственные, сохранив при этом принадлежность каждого своему жилищу.
Такую сложную социальную структуру поселений рыжих лесных муравьев, по мнению ученых, нужно обязательно учитывать в разработке новых методов исследования.

Источник информации: Зоологический журнал, 2005, т. 84, N6, с. 651-665.

www.elementy.ru