МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Новейшая история
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2004 (18:00)
Версия для печати
ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СНГ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕСПЕКТИВЫ

Андрей Лямзин - "Проект Ахей"

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. в г. Ташкенте главами шести государств СНГ - Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. Впоследствии к Договору присоединились Азербайджан, Грузия, Белоруссия. Он вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет с последующим продлением и был зарегистрирован в ООН 1 ноября 1995 г. С распадом Советского Союза, бывшие советские республики лишились такого мощного внешнеполитического механизма как Советская Армия. Несмотря на то, что серьёзных угроз в привычном понимании уже не существовало, страны продолжали испытывать беспокойство за свою безопасность. Основанием этому служили многочисленные региональные конфликты, разгоревшиеся на пространстве бывшего СССР. Поэтому ряд государств СНГ решили объединиться с целью обеспечения общими усилиями собственной безопасности. Между тем, некоторые исследователи утверждают, что настоящей опасности, странам подписавшим договор, в реальности не существовало 1. Действительно, в преамбуле документа ничего не говорится о каких-то конкретных угрозах, побудивших заключить это соглашение. Неприятель предстаёт в виде абстрактной страны-агрессора. В Статье 4 договора говорится: "Если одно из государств участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего договора" 2. В начале 90-х довольно трудно было бы себе представить подобные действия со стороны Турции, Ирана или Китая. Направленность данного документа, в связи с этим, вызывает некоторые сомнения. Быть может в данном случае мы наблюдаем пример того, как военные, по традиции, готовятся к прошлой войне. Вместе с тем, ряд государств-членов ДКБ испытывал насущную необходимость в ликвидации угроз не внешнего характера, а находящихся внутри клуба стран ДКБ. В Таджикистане шла гражданская война, Грузия пыталась установить контроль над Абхазией, а Армения и Азербайджан сражались из-за Нагорного Карабаха. В последнем случае имело место очевидное противоречие между соглашением и реальностью. Две страны-члена ДКБ вели друг с другом войну, тогда как в Статье 1 договора указывалось: "Государства участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях" 3. Россия, нарушая Статью 1, в которой говорится о том, что "Государства-участники не будут … принимать участие … в действиях, направленных против другого государства-участника" 4, тайно поддерживала Армению в Карабахском конфликте.

В ходе реализации соглашения выяснилось, что ДКБ это скорее союз направленный на оборону от внешней агрессии, нежели в полном смысле этого слова система коллективной безопасности. Термин "коллективная безопасность" имеет более широкое наполнение. Он включает в себя не только защиту от внешнего врага, но и преодоление нестабильности внутри союза, способность противостоять "мягким угрозам", таким как распространение наркотиков, экологические и экономические проблемы, ограничения прав человека.

Далеко не все подобные проблемы внутри стран ДКБ удалось благополучно разрешить. А главное, самые крупные конфликты, в конечном итоге, были урегулированы с учетом, прежде всего интересов России. В Таджикистане утвердился пророссийский режим Рахмонова, который не во всём устраивал Узбекистан, страну претендующую на лидерство в регионе. Нагорный Карабах остался армянским. Грузия не смогла вернуть контроль над Абхазией. При этом в Таджикистане и Абхазии действовали миротворческие силы СНГ, состоявшие главным образом из российских военных.

Возможно по этой причине, некоторые государства разочаровались в плодотворности многостороннего сотрудничества с участием России. Азербайджан, Грузия и Узбекистан объединились вместе с Украиной и Молдавией в блок ГУУАМ, ориентирующийся на сотрудничество с НАТО. Эти страны вышли из ДКБ, не пролонгировав его в 1999 г.

Интерес к ДКБ тем не менее усилился в конце 90-х годов, когда активизация талибов в Афганистане и террористические акции радикальных исламских группировок в Узбекистане и Киргизии вызвали беспокойство элиты центрально-азиатских государств.

В этой связи была предпринята попытка повысить эффективность деятельности ДКБ. На Минской сессии Совета коллективной безопасности в мае 2000 г. регионы коллективной безопасности были разграничены на европейский, кавказский и центральноазиатский. На Бишкекской сессии в октябре 2000 г. было принято решение о создании системы коллективных сил безопасности. По решению Ереванской сессии в мае 2001 г. были созданы Коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) Центрально-Азиатского региона.

В 2001 году участниками Договора были сделаны решительные шаги по формированию сил быстрого развертывания. В состав КСБР были включены казахстанский штурмовой батальон "Казбат", киргизский горно-стрелковый батальон, российская тактическая группа на уровне батальонных соединений и отдельный батальон связи, а также таджикский десантно-штурмовой батальон. Этим силам была придана необходимая авиатехника, в том числе транспортная и штурмовая авиация, вертолеты5 .

Однако, далеко не все подписанные решения осуществлялись надлежащими темпами. Россия, не имея достаточно экономических возможностей была не в состоянии финансировать должным образом обучение иностранных военнослужащих, финансировать техническое перевооружение армий союзников по ДКБ. По этой причине союзники начали более тесно сотрудничать с США и странами НАТО.

Но наибольшее влияние на ситуацию в регионе и перспективы дальнейшего развития договора оказали теракты 11 сентября 2001 г. и последовавшая за ними контртеррористическая операция в Афганистане.

К середине 2001 года в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах в отношениях США, России и Китая сложился определенный баланс сил по умолчанию: за Россией - военно-политическое присутствие, прежде всего через инструменты ДКБ и 201-ю мотострелковую дивизию; за США - экономическое закрепление в стратегических экономических сферах, прежде всего нефтегазовой; за Китаем - экспорт товаров и импорт сырьевых ресурсов.

Однако этот геополитический баланс был нарушен после 11 сентября. Осенью 2001 г. США зримо обозначились в Центральной Азии как крупный геополитический игрок.

На территории этого региона впервые в истории появились сразу несколько военных баз США и НАТО, которые осуществляли авиационную поддержку сил антиталибской коалиции. В Бишкеке, а аэропорту "Манас", открыта авиабаза "Ганси", на которой несут службу около 1600 человек из разных стран НАТО и находится около 30 самолётов (12 истребителей F-16, транспортные С-130 "Геркулес", а также самолёты-топливозаправщики). Истребители до сих пор почти ежедневно вылетают на боевые задания в Афганистан 6. За каждый взлёт своего самолёта Америка платит Киргизии 7 тыс. долларов.

Группировка в 1500 человек дислоцируется в Узбекистане. Американские самолёты располагаются в Ханабаде Кашкадарьинской области и населённом пункте Кокайты. В Термезе находится военно-воздушная база бундесвера.

США осуществляют также активную финансовую поддержку военного строительства в центрально-азиатских республиках. С 2002 г. на поддержку Таджикских погранвойск американцы потратили 1 млн. 700 тыс. долларов. В 2004 г. Вашингтон планирует выделить 4,5 млн. долларов Казахстану на закупку военного снаряжения и обучение личного состава 7.

Такое тесное сотрудничество с США и НАТО продемонстрировало Москве, что страны ДКБ не очень надеются на его эффективность. Тем не менее, попытки активизации работы в рамках данного соглашения продолжились. В апреле 2002 г. ДКБ был преобразован в военно-политический блок Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Активизируется военно-техническое сотрудничество. В октябре 2003 г. в 30 км от Бишкека в г. Кант открылась российская военно-воздушная база. На её торжественное открытие прибыли президенты Акаев и Путин. На аэродроме разместилось 10 Су-24 и Су-27, два военно-транспортных самолёта и 13 учебно-тренировочных. Хотя база находится в Киргизии на безвозмездной основе, на её обустройство планируется выделить ещё 7 млн. долларов и по 4 млн. долларов в год будет обходиться её содержание. Организационно она входит в Уральскую армию ВВС и ПВО со штабом в Екатеринбурге.

Министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что "Страны, входящие в ОДКБ, будут иметь возможность покупать российские вооружения по российским ценам. Это также послужит привлекательности ОДКБ"

Примечания

  1. Михайлов А. Геополитическая ловушка для Москвы // www.ng.ru/2000-07-18/
  2. Договор о коллективной безопасности // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Сост. Т.А. Шаклеина. Т. IV. М., 2002. С. 312.
  3. Договор о коллективной безопасности // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Т. IV. М., 2002. С. 311.
  4. Договор о коллективной безопасности // Там же.
  5. Ашимбаев М., Лаумулин М. Трудный путь к региональной безопасности // http://www.continent.kz/2002/ 10/09.html
  6. Панфилова В. В гостях у "джи-ай" в Киргизии // http://nvo.ng.ru/notes/2003-10-10/8_exclusive.html
  7. Стрешнев Р. Центральная Азия в планах США // http://www.redstar.ru/2003/07/15_07/3_03.html
  8. Поставка вооружений в рамках ОДКБ будет осуществляться по внутренним российским ценам" - глава Минбороны РФ // Интерфакс, 08.06.03 г.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=40&article=71    /    Просмотров: 15563

Последние статьи раздела
ОБЩЕСТВА СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РСФСР (1928-1932 ГГ.)

КОНЕЦ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ «ЛЕГЕНДАРНОГО МАРШАЛА»: СМЕЩЕНИЕ К.Е. ВОРОШИЛОВА С ПОСТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР В МАЕ 1960 Г.

К ВОПРОСУ О МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ОБЛИКЕ БЕЛОЙ АРМИИ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В СУРГУТЕ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ССЫЛКА НА СЕВЕР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СОВРЕМЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"