МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Новейшая история
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2004 (18:00)
Версия для печати
СТРАНЫ СНГ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Андрей Лямзин - "Проект Ахей"

Страны Содружества Независимых Государств, будучи некогда советскими республиками, имели единые образовательные стандарты и единую систему образования. Не возникало вопросов о признании дипломов тех или иных учебных заведений внутри СССР. С распадом единого Союза ситуация начала меняться. Начали нарастать дезинтеграционные тенденции. Системы образования бывших братских республик стали отдаляться друг от друга. Сыграла свою роль и позиция России, вузы которой, в начале 1990-х почти прекратили бесплатное обучение студентов из стран СНГ. Вместе с тем, ослабление связей в области образования связано также и с переориентацией экономических связей новых независимых государств (ННГ). Ориентация на своих южных соседей и, особенно на страны Запада способствуют изменениям в образовательных стандартах. В то же время, проникновение на европейский рынок связан с тем, что, как правило, в Европе предпочтение отдаётся людям окончившим европейские вузы и имеющим адекватные дипломы. Далеко не все трудовые мигранты имеют соответствующие дипломы. Этот факт и побуждает страны, тесно соседствующие и сотрудничающие с Европой активно включаться в европейскую образовательную систему. Это в полной мере относится к странам Балтии, которые сделали однозначный выбор в пользу Европы и с 1999 г. вошли в зону Болонского процесса. Несколько иная ситуация складывается в странах СНГ. Эти государства в большей степени нацелены на сотрудничество с Россией, что обусловлено не столько их симпатиями, сколько логикой экономического сотрудничества. Опыт постсоветского развития показал, что страны Европы склонны ограничивать иммиграционные процессы. С другой стороны, Россия и другие страны СНГ предоставляют больше возможностей в плане трудовой миграции своим соседям по ближнему зарубежью. Согласно данным статкомитета СНГ, масштабы миграционного обмена между государствами-участниками СНГ и государствами дальнего зарубежья значительно меньше, чем между странами содружества 1. Как правило эти цифры различаются на порядок, хотя в государствах, более близких к Европе территориально, ситуация не так сильно различается. В качестве примера можно привести Украину и Молдавию. Так, в 1999 г. из Украины в страны СНГ выбыло 61,9 тыс. чел., а в дальнее зарубежье 48,7 тыс2 . Аналогичное соотношение для Азербайджана 8,5 и 0,5 тыс. чел.

Такая диспропорция в процессах трудовой миграции говорит о том, что прежде всего, объединение образовательных систем наиболее актуально в рамках государств постсоветского пространства. Именно здесь наибольшее количество студентов смогут применить полученные знания. По этой причине внутри государств СНГ наметилась и продолжает своё развитие тенденция к созданию единого образовательного пространства.

Ещё 15 мая 1992 г. в рамках СНГ было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования, а 17 января 1997 г. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Для реализации этого соглашения был создан Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Стороны обязались осуществлять взаимодействие в разработке и применении образовательных стандартов.

Поиски сближения в рамках Таможенного союза привели к заключению ряда соглашений. 24 ноября 1998 г. правительства Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России подписали Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. В этот же день, другим соглашением, гражданам этих государств было гарантировано равное право поступления в учебные заведения. 26 февраля 2002 г. к Соглашению об эквивалентности документов присоединился Таджикистан.

В начале 2002 г. вступило в действие соглашение о деятельности и условиях финансирования межгосударственного диссертационного совета государств - членов Евразийского экономического сообщества (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) по защите диссертаций, представленных на соискание ученой степени доктора или кандидата наук. Дипломы кандидата и доктора наук, выдаваемые по решению совета органом аттестации одной из сторон, будут признаваться во всех государствах - членах Евразийского экономического сообщества и давать их владельцам право осуществлять в этих государствах профессиональную деятельность в соответствии с присужденной степенью.

В последние несколько лет более тесным стало сотрудничество с Украиной. В декабре 2001 г. президенты России и Украины одобрили проект строительства в Харькове крупнейшего российско-украинского университета, который планируется вывести на уровень МГУ или Кембриджа. Вложения в строительство корпусов должны составить около 7 млн. долларов. 29 января 2003 г. президенты Путин и Кучма в рамках открытия года России в Украине подписали договор о признании дипломов об образовании и научных званий. А 9 февраля аналогичный протокол о внесении изменений в соглашение между КМУ и правительством РФ о взаимном признании и эквивалентности следующих документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 года подписали министры образования России В.М. Филиппов и Украины В.Г. Кремень.

В то время как страны-члены ЕврАзЭС стремятся к сотрудничеству и объединении своих образовательных систем, а Украина подумывает о вступлении в эту организацию, существуют тенденции, которые отдаляют некоторые страны СНГ друг от друга. Ряд государств, в их числе страны блока ГУУАМ, например Молдавия и Украина перестраивают свои образовательные системы в соответствии с западными стандартами. Не всегда этот процесс идёт гладко, имеются споры и противоречия, но, тем не менее, стандарты меняются.

В Молдавии уже почти 10 лет существует 12-летнее обучение в школе, 10-балльная система оценок, а также бакалавриат и магистратура. На Украине в школе учились 11 лет, а с 2001 г. - 12, также имеются бакалавриат и магистратура. Бакалавр на Украине считается не закончившим высшее образование, что создаёт сложности при приёме на работа, и, естественно, потребует корректировки при переходе на европейскую систему с рамках Болонского процесса. Многие эксперты полагают, что различия требований к высшему образованию на Западе и в Украине настолько велики, что речь идет о двух разных системах 3. Тем не менее, в данном вопросе важна именно наметившаяся тенденция. И Украина и Молдавия присоединились к Лиссабонской конвенции раньше России.

Интересно, что хотя Белоруссия и стремится к тесной интеграции с Россией, в ней также наметились тенденции ориентации на западные образовательные системы. Недавно в Белоруссии была принята новая версия закона об образовании, который в основных положениях соответствует Болонской декларации. Развиваются проекты реформирования высшей школы инициированные БГУ и поддержанные министерством образования. Некоторые белорусские университеты активно сотрудничают в рамках мегапроекта Campus Europae, который объединяет 11 европейских стран. Беларусь представлена в этом проекте Европейским гуманитарным университетом4 .

Таким образом, мы видим, что практически все страны Европы, входящие в СНГ в ближайшем будущем стремятся связать свою судьбу с Болонским процессом. Кроме того, было бы неправильным ограничивать круг претендентов только странами, географически относящимися к Европе. Киргизия, например, давно ориентируется на экономическое сотрудничество с европейскими странами, она первой в СНГ вступила в ВТО в 1998 г., а в ближайшие годы планируется проведение реорганизация системы высшего образования с целью приближения к мировым стандартам. По словам министра образования и культуры республики Камилы Шаршекеевой, соответствие международным стандартам позволит более широко привлекать иностранных студентов для обучения. Войти в Болонский процесс с благословения Аскара Акаева намерен и Международный университет Кыргызстана

Казахстан тоже планирует переход на 12-летнее обучение, хотя пока не выработал единой стратегии в этом вопросе. Так, председатель совета ректоров вузов Казахстана Мыртазай Жолдасбеков, полагает, что создание ЕС и Болонский процесс - тесно связанные явления, поэтому пока Казахстан не вступил в ЕС, то и с Болонской декларацией спешить не нужно 5.

Несмотря на определённые сомнения некоторой части научной общественности, мы видим, что ориентация на европейскую образовательную систему превратилась в достаточно устойчивую тенденцию, которая охватывает не только проблемные для России регионы, но и традиционно дружески к ней расположенные. Поэтому в том случае, если соседи России по ближнему зарубежью вплотную подойдут к вступлению в зону Болонского процесса и сделают этот шаг, между Россией и этим странами вырастет ещё один высокий барьер. Россия не сможет в принудительном порядке остановить переход стран СНГ к западным образовательным стандартам. Из этой ситуации видится только один разумный выход - к установлению единой универсальной системы.

Но какие перспективы сулит этот процесс странам СНГ? На наш взгляд, в случае присоединения к Болонской декларации, в области образования реально наметятся два процесса.

Примечания

  1. Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития. М., 2001. С. 371.
  2. Там же. С. 372.
  3. Корсак К. Наша образованность: мифы и реалии // http://www.mirror.kiev.ua
  4. Образовательные программы: европейское измерение // http://www.ehu.unibel.by
  5. Жолдасбеков М. Вопросы модернизации высшей школы // http://www.kazpravda.kz/archive/09_01_2003/n.html



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=40&article=70    /    Просмотров: 11621

Последние статьи раздела
ОБЩЕСТВА СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РСФСР (1928-1932 ГГ.)

КОНЕЦ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ «ЛЕГЕНДАРНОГО МАРШАЛА»: СМЕЩЕНИЕ К.Е. ВОРОШИЛОВА С ПОСТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР В МАЕ 1960 Г.

К ВОПРОСУ О МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ОБЛИКЕ БЕЛОЙ АРМИИ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В СУРГУТЕ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ССЫЛКА НА СЕВЕР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СОВРЕМЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"