МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Новейшая история
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (13:27)
Версия для печати
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Неподобная Г.А. - "Проект Ахей"

 

Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. Освоение духовных богатств прошлого призвано выполнять важную синтезирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества. Политика духовного возрождения, провозглашенная правительством, не может быть полностью реализована без комплексного изучения и возрождения культурного наследия.

Охрана памятников истории и культуры - это своеобразное общественное явление, которое прошло свою, наполненную драматизмом историю. Отношение к культурному наследию как народному достоянию со стороны государства, партии большевиков наглядно проявилось уже в первые дни после свершения Октябрьской революции. Согласно декретам и постановлениям советской власти было намечено максимально сохранять и использовать памятники истории и культуры в интересах народа. В первые послереволюционные годы создавалась система государственных органов охраны памятников как в центре, так и в провинции. Национализировались и получали охранные грамоты крупнейшие музеи, частные коллекции, историко-культурные объекты, выдающиеся по своим художественным или историческим достоинствам.

Однако ни декреты, ни иные законодательные акты 1918-1921 гг., направленные на обеспечение сохранности, использования историко-культурного наследия, не установили ни сущности понятия “памятник”, ни конкретных форм регистрации. В силу этого работа по сохранению памятников прошлого велась стихийно и затрагивала в основном центральные районы страны.

Государство всегда пыталось поставить памятникоохранную деятельность под свой контроль и направить ее в нужное русло. Более того, было объявлено, что “область охраны памятников являлась и является в настоящее время широкой ареной классовой борьбы”.1 Охрана памятников в стране Советов была поставлена под жесткий государственный контроль путем создания единой централизованной системы руководства научными, музейными, краеведческими и памятникоохранительными учреждениями.2

Массовое распространение в нашей стране атеизма в начале 1920-х годов нанесло непоправимый ущерб культурному наследию. Это выразилось в повсеместном закрытии культовых зданий, большая часть которых объявлялась отжившим и ненужным хламом и просто уничтожалась.

Впоследствии во второй половине 1920-х годов охрану памятников подменила монументальная пропаганда, и государственная власть стремилась к ее усилению, проявляя заботу о подлинниках лишь в тех случаях, когда последние способствовали поддержанию официальной идеологии. Культурное наследие рассматривалось как одно из средств политической пропаганды в интересах правящей партии. Чисто административной мерой, исходящей от высших эшелонов власти, было снятие в 1930 г. с государственного учета 75% всех памятников страны.3

В 1950-60-х годах с появлением некоторых демократических элементов в нашей стране, законодательство все также продолжало сохранять идеологический анахронизм, утверждавший классовый подход к научным и художественным ценностям. Образованное Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры своей целью имело “активное содействие осуществлению мероприятий Партии и Правительства по охране памятников истории и культуры и использования их в деле коммунистического воспитания советского народа”. Необходимо отметить, что все же сквозь эти жесткие идеологические установки с трудом пробивалась практическая деятельность по сохранению истинных культурных ценностей.

Последние годы характеризуются более осознанным отношением к культурному наследию как фактору государственной стабильности и развития. К сожалению, объекты культурного наследия оказались в числе основных жертв “экологической агрессии”, распространенных ныне способов ведения хозяйства и присущего современному человечеству образа жизни в целом. Современная ситуация в деле сохранения недвижимого культурного наследия нашей страны определяется значительным разрывом между желанием общества оберегать и эффективно использовать полученные в наследство памятники и реальным состоянием дел в этой области.

Исходя из исторического опыта памятникоохранительной деятельности в нашей стране, можно сказать, что она всегда имела глубокие социальные причины и социальные последствия. У нас фактически нет памятников, которых бы не коснулась жесткая рука идеологического противоборства.

Таким образом, охрана памятников истории и культуры - это средство исторического просвещения и демократизации общества. Обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, цивилизованное государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического смысла, свидетелями народной судьбы, а значит, служат воспитанию поколений, пресекая беспамятство и национальное обезличивание.

__________________________________

1Кожин Н. Значение и задачи охраны памятников искусства, старины и ревдвижения // Советское краеведение. 1934. № 1. С.7.

2Жуков Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры (1917-1920). М., 1989.

3Платонов О.А. Путешествие в Китеж-град // Памятники Отечества: Альманах ВООПИК. 1991. № 2. С.142.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=40&article=253    /    Просмотров: 8343

Последние статьи раздела
ОБЩЕСТВА СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РСФСР (1928-1932 ГГ.)

КОНЕЦ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ «ЛЕГЕНДАРНОГО МАРШАЛА»: СМЕЩЕНИЕ К.Е. ВОРОШИЛОВА С ПОСТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР В МАЕ 1960 Г.

К ВОПРОСУ О МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ОБЛИКЕ БЕЛОЙ АРМИИ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В СУРГУТЕ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ССЫЛКА НА СЕВЕР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СОВРЕМЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"