МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Новейшая история
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
30.09.2004 (13:24)
Версия для печати
К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ РАЗВИТИЯ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ В ПОВОЛЖЬЕ В 1917 ГОДУ. ЛОКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Липатова Н.В. - "Проект Ахей"

 

В исторической науке рассмотрение и преподавание вопросов, связанных с изучением государственных структур, как правило, ведется двумя путями. Либо сведение процессов к единому знаменателю, направлению и единообразию, либо к описанию отдельно взятого региона. События 1917 г. не являются исключением. Советы рабочих и солдатских депутатов, как институты, возникшие и действующие в период с марта по октябрь 1917 г., не разбирались с учетом локального характера каждого Совета. Если стадиальный аспект этой проблемы достаточно хорошо разработан, общее направление развития советов в 1917 г. в рамках руководящего органа Петроградского совета рабочих депутатов изучено основательно, то локальные проявления внутри каждого региона нуждаются в доработке. Данный доклад ставит своей целью преодолеть этот недостаток на примере Поволжского региона.

Рассмотрим взаимоотношения Советов рабочих и солдатских депутатов и структур Временного правительства на материалах Саратовской, Симбирской и Самарской губерний в период становления новых революционных органов.

С самого начала революционных событий в Симбирской губернии новой властью была сохранена прежняя структура управления. В руках Комитета Народной власти сосредоточились функции различного характера: надзор за подчиненной местностью, принятие мер и исполнение законов, назначение на должности чиновников, руководство милицией, контроль за местными судами, финансами в пределах губернии. Советы формировались медленнее, чем органы Временного правительства. Образование Совета рабочих и солдатских депутатов происходит 10 марта. Их деятельность в марте-апреле была малозначительной. Комитет народной власти со своей стороны не допускал в свой состав представителей Советов. Единственной структурой в Симбирске, где сосредотачивались представители всех управленческих сил и Советов, была добровольческая милиция. Эти особенности развития в Симбирске опровергают наличие двоевластия в этой губернии. Совет рабочих и солдатских депутатов был настолько слаб, что основные его функции были организация демонстраций и наблюдение за органами власти, однако, это действия из разряда пассивных. Это необходимо учитывать и в подачи материала и в методических разработках

В Самаре ситуация была иной. Особый временный городской комитет и Городской совет рабочих депутатов образовались одновременно. В Совет вошли представители всех социалистических сил: меньшевики, эсеры, большевики, бундовцы. Влияние Совета было обусловлено митинговой волной и наличием в Самаре большевистской организации. Формирование Совета солдатских депутатов имело свои особенности. В Самаре существовали два совета, объединяющих военных: Совет солдатских депутатов и Совет военных депутатов, где в последнем преобладали офицеры, эта особенность развития в Самаре тоже, как правило, остается за рамками исследований. Конечно такая ситуация существовала не долго и объединение этих структур произошло, однако именно такое формирование совета солдатских депутатов наложило отпечаток на характер развития событий. Объединение с Советом с рабочих депутатов так и не произошло до конца осени 1917 г..3 марта Комитет Народной Власти расширился до 200 человек за счет представителей Советов, включенных в исполком.1 Таким образом, в Самаре сложилась уникальная ситуация, когда все политические силы действовали в рамках одной государственной структуры. В связи с этим Комитет Народной Власти частично финансировал Совет рабочих депутатов и Совет военных депутатов. Самарский Совет получил от Комитета Народной Власти с марта по сентябрь 1917 г. 35112 рублей.2 В других регионах Советы вообще не получали средств от Временного правительства. Советы в ряде случаев выкупили в собственность предприятия. Так в Ардатовском уезде Симбирской губернии к Совету перешла половина русского автомобильного завода (рабочие выплачивали процент от заработной платы в фонд покупки завода). Конфискации же и экспроприации Советами были явлениями распространенными.

Для Саратова характерно представительство в Совете от крупных промышленных предприятий, где лидировали большевики. Каждый завод посылал 2-3 человека в Совет. Наказы и программы повторяли рекомендации Петроградского Совета. Совет Солдатских депутатов в Саратове не сложился. 6 марта Совет рабочих депутатов вводит в свой состав представителей от воинских частей и преобразуется в Совет рабочих и солдатских депутатов. В Общественном городском исполнительном комитете не было единого мнения о том, как действовать: ждать указаний сверху или строить власть самим. Только 5 марта Общественный Городской Исполнительный Комитет объявляет себя властью на территории губернии.

Революция предусматривает смену всех прежних законов. В Самаре и в меньшей степени в Саратове проявилась тенденция к единению при устранении старой царской администрации. В Симбирске новая власть организовалась после указаний из центра. Чем же занимались Советы, и что у них реально получалось? Сомнения в том, могут ли они справиться с хозяйственными, управленческими функциями на местах возникали и в самих Советах рабочих и солдатских депутатов. На съезде 23-24 марта 1917 г. Советов Саратова, Симбирска, Самары, Астрахани, Казани, Пензы были представлены 2 точки зрения.3 Во-первых, утверждалось, что Советы это временная революционная организация, необходимая для построения нового порядка, но у них нет ни знаний, ни опыта, ни возможностей для нормального ведения повседневной работы, ни подготовленных специалистов. Вторая точка зрения определялась революционным романтизмом: главное не бояться и все получится. Учиться можно и в процессе руководства местной жизнью.

Советы занимались рядом вопросов. На первом месте стояла агитация и пропаганда, подготовка революционных сил, следом шли борьба за улучшение условий труда, организация фабзавкомов, рабочего контроля, а уже потом текущие вопросы. Наиболее обширная агитация и пропаганда шла через газеты. Каждый Совет рабочих и солдатских депутатов имел свои “Известия”, где подробно излагал не только свои позиции, но и трактовку событий.

Советы рабочих депутатов в Поволжье не проявили себя должным образом в борьбе за улучшение условий труда. Вопрос о минимуме заработной платы так и не был разрешен, за исключением служащих городского трамвая Самары. Проблема с безработицей Советами решалась перераспределением рабочих мест. На Прохоровском заводе и некоторых других предприятиях увольнению по инициативе Советов подлежали бездетные незамужние женщины, в отношении которых завком постановил, что они могут существовать на зарплату мужа. За повседневные дела Советы брались в крайних случаях и с целью привлечения трудящихся на свою сторону. Например, в Симбирске депутаты открыли бесплатную читальню, сформировали “Легион свободы” для охраны ответственных объектов. Уездные Советы действовали подобным образом. Так, в Ардатовском уезде был отстранен от должности за взятки помощник начальника милиции,4 принято решение об истреблении волков в Сенгилеевском уезде,5 да и то с запозданием.

Советы показали неспособность решать местные хозяйственные вопросы. За 7 месяцев с марта по октябрь они пережили 3 реорганизации, несколько перевыборов. В их составе то упразднялись, то вновь возникали различные структурные подразделения, не предусмотренные уставом. Сам Совет отвечал и за принятие решения, и за его реализацию, и за ответственность и наказание за неисполнение. В них не было системы сдержек и противовесов. Организационно Советы представляли быстрореагирующую силу для решения неотложных задач, но не могли выполнить кропотливый, каждодневный труд управления.

Итак, во-первых, Советы в Поволжье не имели необходимых рычагов влияния на власть, во-вторых, не располагали достаточной финансовой базой, в третьих, депутаты не имели должной теоретической и практической подготовки в вопросах местного самоуправления. _______________________ 1 Кабытова Н.Н. Власть и общество в Российской провинции: 1917 год в Поволжье. Самара, 1999. 2 Известия Самарского Совета рабочих депутатов. 1917. № 86. С.1 3 Известия Саратовского Совета. 1917. 27 апреля. С.2. 4 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф.677. Оп.2. Д.5. Л.6. 5 ГАУО Ф. 677. Оп.2. Д. 30. Л.5.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=40&article=250    /    Просмотров: 5962

Последние статьи раздела
ОБЩЕСТВА СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РСФСР (1928-1932 ГГ.)

КОНЕЦ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ «ЛЕГЕНДАРНОГО МАРШАЛА»: СМЕЩЕНИЕ К.Е. ВОРОШИЛОВА С ПОСТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР В МАЕ 1960 Г.

К ВОПРОСУ О МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ОБЛИКЕ БЕЛОЙ АРМИИ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В СУРГУТЕ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ССЫЛКА НА СЕВЕР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СОВРЕМЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"