МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Новая история
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
04.01.2009 (13:28)
Версия для печати
УЧИЛИЩЕ ПРИ ТИПОГРАФИИ ГАЗЕТЫ «НОВОЕ ВРЕМЯ» (А.С. СУВОРИНА)

Н.Г. Кузьмина (г. Санкт-Петербург) - "Проект Ахей"

 На открытие школы при типографии газеты «Новое Время» было получено разрешение от учебного начальства 4-го июня 1884 года, а самое открытие официально состоялось 16-го сентября того же года при 29-ти учениках [1; 7].

До 1880-х гг. подготовка знающих дело типографских работников была явлением случайным, так как не существовало ни школ, ни книг, из которых можно было бы почерпнуть необходимые сведения. Обучение производилось практическим путём в типографских мастерских под руководством взрослых работников, которые очень часто сами были не вполне сведущи. Разумеется, обучение при таких условиях шло безо всякой системы и, не охватывая всего разнообразия работ, в большинстве случаев ограничивалось лишь изучением техники сплошного набора. Вооруженный таким знанием наборщик впоследствии, при получении работы попадал в затруднительное положение и должен был обращаться к более профессиональным рабочим за разъяснениями или отказываться от данного ему задания.

Необходимость более широкого распространения в России промышленного образования проявилось в конце ХIХ в.

7 марта 1888 г.а были Высочайше утверждены составленные Министерством народного просвещения основные положения о промышленных училищах, и этим было положено начало открытия средних низших технических, а также ремесленных училищ по разным специальностям.

Только печатному делу, несмотря на важность этой отрасли промышленности, не было уделено внимания ни со стороны правительства, ни со стороны администрации городов. Подготовка работников печатного дела, за немногими исключениями, происходила путем «выучки» в наборных и других мастерских, в которых из поколения в поколение передавались элементарные навыки знаний. Между тем с повсеместным распространением общего образования и с оживлением книжного рынка все более стала ощущаться крайняя необходимость в профессиональных рабочих печатного дела, получивших образование в специальных школах.

Школа при типографии газеты «Новое Время», открытая на частные средства одного лица, преследовала самую скромную цель: дать учащимся правильное и основательное знание технических приемов в наборно-типографском деле наряду с очень важным для наборщика общим образованием, по крайней мере, в объеме курса двухклассных училищ Министерства народного просвещения. Признавая важность для наборщиков умения читать и писать на иностранных языках, в курс школы были введены языки французский и немецкий.

Стремясь дать профессиональные знания и общее образование, школа постоянно имела в виду и воспитательные цели, которые для всякой школы обязательны. Всеми средствами педагогический персонал стремился достигнуть того, чтобы из школы выходили честные, аккуратные, благовоспитанные, нравственные, любящие родину и религиозные люди. Каждый год в первый день занятий, 1 сентября, служили молебен по случаю начала учебных занятий.

Школа также ставила своей целью дать учащимся правильное и основательное знание техники, главным образом, наборного дела, подготовить развитых работников, и одновременно поднять и развить общее, в большинстве случаев, очень слабое первоначальное образование учащихся. В школе А.С. Суворина теоретическое и практическое преподавание наборного дела было тесно объединено. Поэтому результаты, достигнутые школой, вполне оправдывали те затраты, которые вкладывал в нее издатель А.С. Суворин.

Переходя к описанию установленных в школе порядков и правил, а также к объяснению организации учебных занятий и практических работ, необходимо заметить, что школа при основании была рассчитана всего на 30 учеников; затем, с расширением учебной мастерской, оказалось возможным принимать уже до 45 человек.

Опыт показал, что типографские ученики по общеобразовательным предметам в 4 года могли пройти только курс двухклассных училищ Министерства народного просвещения, во-первых, потому что на эти предметы уделялось меньше учебных часов, чем в обыкновенных школах, и во-вторых, потому что ученики типографий, приходившее на уроки уставшими после практических занятий, не получали заданий на дом.

Для тех учеников, которые поступали с общеобразовательной подготовкой в большем объеме, чем курс начальной школы, пребывание в типографской школе обыкновенно сокращалось на год.

Учебные занятия, как по общеобразовательным, так и по специальным предметам проводились ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней и каникулярного времени, т.е. рождественских и пасхальных праздников и летних месяцев, с начала июня до второй половины августа. Всего учебный курс занимал 34 учебные недели [2; 11].

В летнее каникулярное время ученики отдыхали группами, поочередно в течение месячного срока.

Занятия распределялись следующим образом: утром, от 8 до 12 часов, ученики работали в мастерской, выполняя работы – или учебные, или данные типографией. С 12-ти до 2-х часов делался перерыв на обед, отдых и приготовление уроков. С 2-х до 4-х часов дня были уроки по технике и теории типографского дела и рисованию. С 4-х до 7-ми часов вечера происходили занятия в классах по общеобразовательным предметам. В субботу и накануне праздников занятия заканчивались в 6 часов вечера.

Виды работ начинающих учеников в типографии газеты «Новое время» по началу были не очень сложные, но требующие внимания.

Типографским ученикам поручалось ответственная и очень важная обязанность: вставлять выдернутые литеры и переменять цифры в тех объявлениях, которые выходят в назначенный срок и известное число раз. Ученики обыкновенно занимались и сортированием сыпи. Сыпью в типографиях называется рассыпанный набор, т.е. смешанные в одной куче всевозможные литеры и разнообразный типографский (пробельный) материал. Сыпь может получиться случайно, когда ненамеренно рассыпят гранку или форму. Ученики, прежде всего, отделяли шрифт разных кеглей, а затем разбирали и сами буквы [3].

План учебных занятий вырабатывался опытным путём. В училище был установлен 4-х летний курс, но ученики разделялись на 3 отделения: в первых двух отделениях – младшем и среднем – они занимались по одному году, а в старшем – два года, но в последний год они повторяли пройденное в предыдущие годы. Зато практические занятия, предлагаемые в последней год обучения, отличались более сложным и более трудным характером.

Программа общеобразовательных предметов, также выработанная опытным путем, охватывала приблизительно курс двухклассных сельских училищ Министерства народного просвещения. Надо заметить, что ученикам на дом уроки не задавались, они должны были готовить их в классе в то время, когда преподаватели были заняты в другом отделении. Программа курса включала в себя знания по следующим предметам: теория типографского искусства, практические занятия, рисование, Закон Божий, русский язык, французский язык, немецкий язык, арифметика, география, русская история, чистописание и чтение неразборчивых рукописей.

Общеобразовательные предметы, наравне с типографскими, проходили и ученики вспомогательных отделений типографии: литографии, цинкографии, словолитни. Практические занятия по своим специальностям они имели в соответствующих мастерских (литографии, цинкографии, фотографии и словолитни) под руководством заведующих названных отделений типографии. Училище имело учебную наборную мастерскую, снабженную типографскими принадлежностями – шрифтами, кассами, реалами, образцами и пр., где проходили практические занятия по своим специальностям ученики школы [4; 12].

За свою непродолжительную в течение дня работу в мастерских ученики получали ежемесячное жалование, которое назначалось им три месяца спустя после поступления в училище. Сначала в размере 2-3 руб., потом постепенно увеличивалось, достигая к концу школьного курса 15-ти руб. в месяц. В начале ХХ в. стали выдавать пособия, начиная с четвертого месяца поступления в школу. Каждому ученику выдавались до окончания курса денежные пособия из средств типографии: в 1-й год – от 3 до 5 руб. в месяц, во 2-й – от 5 до 7 руб., в 3-й – от 7 до 10 руб. и в 4-й – от 10 до 15 руб. При назначении этих пособий в том или другом размере принимались во внимание прилежание и успехи учеников в науках и в работах, а также их поведение. Увеличение жалования зависело от хорошего поведения, прилежания и успехов их как по типографскому делу, так и по общеобразовательным предметам. При выпуске из училища каждому окончившему курс выдавалось пособие в размере 15 руб. Обучались ученики бесплатно и при этом получали за счёт А.С. Суворина книги, тетради, пособия. Ученики школы также бесплатно получали спецодежду и, как и все служащие в учреждениях А.С. Суворина, получали бесплатные лекарства и медицинскую помощь.

По окончании учебного года переводы в следующие классы совершались по годовым отметкам, а малоуспевающим назначались испытания после летних каникул, и не более как по двум предметам. Не выдержавшие испытания оставались в том же классе еще на год. Начиная со второй половины мая в школе проходили выпускные испытания, письменные и устные пройденного курса. Кроме того, к началу июня каждый оканчивающий курс должен был представить исполненную самостоятельно экзаменационную работу по наборному делу, в которую входили следующие виды набора: сплошной, стихотворный, на иностранном языке с подстрочным переводом, математический, табличный, объявлений, акцидентный. По такой работе специалисты дела – управляющий типографией, метранпаж, преподаватели школы и другие приглашенные лица – судили, насколько ученик приготовлен к своему делу и может ли быть выпущен в наборщики. Во время экзаменов по теории типографского дела производилась оценка и практических занятий учеников. Для этого каждый из них представлял самостоятельно исполненные экзаменационные работы, сброшюрованные в книжечку, в которой находились образцы всевозможных типографских работ.

Анализ одной из таких работ даёт представление об уровне подготовки ученика Д. Владимирова за 1909 – 1910 учебный год. Технологические данные: работа выполнена в виде брошюры примерного формата 15х22 см. Обложка из тонкой обложечной бумаги, примерно 60-80 г/м2, темно-белая с вкраплениями как бы обрывков синих ниток. Сам текст размещался на 16 страницах газетной бумаги. Скрепление выполнялось способом шитья проволокой внакидку в 2 скобы, которые очень проржавели от времени, и бумага в этих местах посерела и разрушилась. Обложка, она же титульный лист, выполнялась с применением орнамента, рамок, линеек, виньеток и другого типографского оформительского материала. В верхней части, в рамке – «Школа при типографии газеты “Новое время” (А.С. Суворина)». Посередине, в центре, в большой рамке название: «Учебные работы Д. Владимирова за 1909 – 1910 учебный год». Внизу, также в рамке: «С.-Петербург 1910». На второй странице обложки на отдельном наклеенном листе в рамке меньшего размера, чем обложка, написано: «№ 5. Экзаменационная работа при выпуске из школы в виде книжечки, в которой содержаться все виды типографских работ. Обложки книжечки выполнены по самостоятельному рисунку учеников». Этот текст повторялся на русском, немецком и французском языках.

Далее на первой странице, наверху, заставка с растительным орнаментом с одинарными и двойными линейками. Работа состояла из нескольких разделов:

1) сплошной текст на русском языке начинался с буквицы-инициала, художественное произведение со сноской внизу страницы; 2) страницы 2-3 – сплошной текст на русском языке, в котором даны рисунки технического набора со схемами приборов (три рис.); 3) страницы 4-5 текст: первое – обычное четверостишие стихотворения, второе – строфы с отступами через строку в шахматном порядке, третье – басня Крылова с разными отступами, четвертое – басня «Демьянова уха» с прямой речью; 4) страницы 6-7 – сценарии спектаклей: первый – сплошной практически, второй – текст пьесы; 5) страницы. 8 – набор текста на французском языке с подстрочным переводом на русский язык, рассказ взят в толстую рамку с закругленными углами, под каждым словом на французском языке – перевод на русский язык, но значительно меньшим кеглем; 6) страница 9 – текст в столбик, цифровой – практически табличный текст в 5 и 3 колонки – числа, без рамок, линий и др. элементов таблиц, в левой стороне – буквенный текст; 7) страница 10 – текст с отступлениями по каждому параграфу, числовой (пассив) бухгалтерский числовой ряд со смещением к итоговой сумме, внизу – сноска с рядом цифр; 8) страница 11 – текст афиши уменьшенного размера – это театральное объявление с применением разных гарнитур жирного и полужирного начертания и разных кеглей с размещением по середине (центрирование текста); 9) страница 12 – сложные математические выкладки в виде простых дробей, корней квадратных, интегралов, тригонометрический функций cos, sin; 10) страница 13 – только табличный набор, шапка (головка) таблицы – сложная со всевозможными разделениями в несколько этажей, в левой части – буквенные названия (месяцы, губернии), остальная часть таблицы – цифровой материал; 11) страницы 14-15 (таблица) – большая таблица годового баланса из 13 граф, шапка – простая (наименования банков), левая колонка – простая (наименование средств); 12) страница 16 (реклама) – рекламное объявление магазина музыкальных инструментов Ю. Циммермана. Текст развернут по широкой стороне тетради. Набор выполнен с отступами лесенкой, по диагонали – имя и фамилия владельца магазина в рамке объемной с углами-стрелами. По бокам – виньетки [5].

Все эти работы заключены в обложку, рисунок которой также выполнен самостоятельно заканчивающим курс и свидетельствует о степени его художественного вкуса и творческой способности.

Те из учеников, которые при поступлении в училище не имели свидетельства об окончании начальной школы, подготавливались к экзамену на льготу 4-го разряда по воинской повинности.   Педагогический персонал училища представлен следующими лицами:

1) Законоучитель – протоирей П.В. Любославский;

2) Преподаватели общеобразовательных предметов И.И. Чернявский и Я.В. Мамаев;

3) Преподавательница французского и немецкого языков – А.И. Колокольцева;

4) Преподаватель рисования – В.А. Чач;

5) Преподаватель теории типографского дела – В.Н. Филаретов;

6) Преподаватель техники наборного дела – А.М. Масляненко;

7) Зав. учебной мастерской – В.И. Филаретов и В.В. Киянов.

Ранее в школе также служили протоиреи М.А. Лебедев и В.И. Перетерский, преподаватель техники типографского дела И.Ф. Богданов, преподаватели типографской техники И.Д. Демьянов и М.А. Александров, преподаватели чистописания и рисования Д.И. Филиппов и Кюрт, заведовали учебной мастерской А.И. Бутыльников, П.В. Васильев, Ф.П. Матвеев и Ф.А. Кулаков.

В течение 30-летнего существования (с 1884 по 1914 г.) училища при типографии газеты «Новое Время» полный курс окончило 154 человека и 7 учеников получили общее образование; кроме того, – 10 человек, которые при открытии училища уже оканчивали срок своего ученичества и были выпущены спустя 2 года после открытия училища. За тридцатилетний период существования школа подготовила 164 ученика [6; 175]. Возраст выпускников школы колебался между 16 и 18 годами. Некоторые из учеников, не окончившие полный курс, переходили в другие типографии в качестве наборщиков, считая свою подготовку для этого достаточной, иные перешли в различные конторы и канцелярии.

Большинство окончивших курс училища оставались служить в типографии газеты «Новое Время», некоторые из них имели весьма солидные заработки: 100 и более рублей в месяц и занимали места метранпажей и их помощников.

Школа газеты «Новое Время» представляла работы своих учеников по общеобразовательным предметам и учебные работы по типографскому делу на 3-х выставках, на которых ее деятельность была оценена следующими наградами:

1) на 1-й Всероссийской выставке печатного дела, бывшей в Санкт-Петербурге в 1895 г, учебному персоналу школы был выдан диплом признательности от Распорядительного комитета выставки.

2) На Всероссийской художественно-промышленной выставке, бывшей в Нижнем Новгороде в 1896 г., школа была удостоена диплома 1-й степени.

3) На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. школа была награждена серебряной медалью [7; 228].

 С деятельностью школы газеты «Новое Время» связано появление специальной литературы в этой области – двух книг по типографскому делу: «Краткие сведения по типографскому делу», составитель Петр Петрович Коломнин, 1899 г., «Руководство к наборно-типографскому делу в вопросах и ответах», составитель Илларион Федорович Богданов. Обе книги заслужили одобрение Ученого комитета Министерства народного просвещения.

Наконец, об общественном значении всякой школы можно судить по степени доверия к ней, выражающегося в стремлении учащихся попасть туда. Нужно полагать, что школа газеты «Новое Время» таким доверием, несомненно, пользовалась, так как число учеников, желающих поступить в неё, всегда превышала в пять или шесть раз число свободных вакансий. Кроме того, окончившие курс школы старались определить в неё своих сыновей и младших братьев, признавая, таким образом, что они ценят те знания, которые дала им школа.

За весь период своего существования, с 1884 по 1914 гг., школа дала возможность изучать типографское дело 362 ученикам. Полный курс школы окончило 164 человека.

Список литературы:

1.     Школа при типографии газеты «Новое время» (А.С. Суворина). СПб, 1896.

2.     «Новое время», газета, Петербург. Типография. Школа. Училище при типографии газеты «Новое время» (А.С. Суворина). 1884 – 1899. СПб., 1900.

3.     Коломнин П.П. Краткие сведения по типографскому делу / П.П. Коломнин. СПб., 1899.

4.     «Новое время» газета. Петербург. Типография. Школа. Краткие сведения об учебном курсе школы при типографии газеты «Новое время» (А.С. Суворина). СПб., 1895.

5.     Владимиров Д. Учебные работы за 1909 – 1910 учебный год / Д. Владимиров. СПб., 1910.

6.     Галактионов И.Д. Ученичество в печатных заведениях / И.Д. Галактионов. Пг., 1915.

7.     Каталог русского отдела Международной выставки печатного дела и графики в Лейпциге. СПб., 1914.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=39&article=949    /    Просмотров: 6633

Последние статьи раздела
УЧИЛИЩЕ ПРИ ТИПОГРАФИИ ГАЗЕТЫ «НОВОЕ ВРЕМЯ» (А.С. СУВОРИНА)

НЕМЕЦКАЯ ИММИГРАЦИЯ В США В КОНЦЕ XVIII - XIX ВВ. К ВОПРОСУ О ЧИСЛЕННОСТИ И ПРИЧИНАХ

ОБРАЗ ВОСТОКА В МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – XX ВВ.)

НАПОЛЕОН В МОСКВЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ НА ФОНЕ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И МИКРОИСТОРИИ

“МОИ ЛИЦЕЙСКИЕ ДОСУГИ…”: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДВОРЯНСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПУШКИНСКОГО ВЫПУСКАИМПЕРАТОРСКОГО ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ)



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"