МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/История средних веков
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
14.04.2005 (08:35)
Версия для печати
ОПЫТ КРИПТОЭВРИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕКСТА(НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МИХАИЛА ПСЕЛЛА)

Сокурова Н.И. - "Проект Ахей"

Педагогическая наука исследует не только современные педагогические процессы и явления, но в поле ее зрения, безусловно, находится интеллектуальный педагогический опыт прошлых эпох и поколений, который помогает более взвешенно, всесторонне ставить и решать назревшие педагогические проблемы. Невнимание к процессу преемственности педагогических знаний могло бы привести не только к осложнениям в творческих поисках, но и к забвению уже открытых методов и педагогических технологий в образовательном процессе. В отличие от педагогического наследия античности, нового и новейшего времени, педагогическая мысль Средневековья является менее исследованной в силу ряда обстоятельств. Игнорирование педагогических концепций средневековой эпохи объясняется длительным влиянием концепции Вольтера—Гиббона. Однако исследователям приходится преодолевать не только имеющуюся недооценку педагогического наследия Средневековья, но и серьезные трудности в овладении содержанием источникового материала. Специфика средневекового текста во многом остается неразгаданной, и это не позволяет выявить и осмыслить необходимую для анализа педагогическую информацию. Назревшая потребность поиска педагогического знания в средневековых источниках обусловливается также тем, что реально исследователям не удавалось в достаточной мере обнаружить всю педагогическую информацию, чему есть несколько причин: неполнота публикаций, недостаточное владение языком, игнорирование специфики средневекового текста, которая заключается в «деконкретизации», имплицитной информации и пр.

Историко-педагогический анализ средневекового источника, содержащего педагогические знания, должен опираться, несомненно, на традиционные теоретические и эмпирические методы исследования. Однако названные методы не позволяют проанализировать в достаточной мере источниковые информативные сведения, поскольку за пределами внимания исследователя остается имплицитная информация, не поддающаяся обработке с помощью традиционных средств анализа. Выходом из такой ситуации является обращение к голографическому подходу А. С. Белкина, согласно которому необходимо стремиться к объемному, многомерному изучению педагогического знания. И поскольку имплицитная информация закодирована и завуалирована, то следовало разработать, что и было сделано в нашей диссертации, новый метод исследования такой информации, который назван криптоэвристическим (греч. criptos – скрытый, evrisko - открываю).

Историко-педагогический анализ был проведен на материале энхиридия «Обозрение законов», который был создан ведущим европейским интеллектуалом самой развитой цивилизации того времени, византийской, Михаилом Пселлом (1018 – 1078 гг.). «Обозрение законов» — это практический труд, созданный для конкретной реализации в духе традиций эпохи. Теоретические работы по педагогике, осмысляющие практику, появились гораздо позже, в период Возрождения, и в диссертационном исследовании была изучена практическая деятельность Михаила Пселла в роли дидаскала, а после ее анализа была дана ее оценка. Она исходила из тех практических результатов, которых добился Михаил Пселл.

Очерченный круг проблем потребовал разработки модели историко­педагогического анализа гуманистической концепции образования Михаила Пселла на основе его энхиридия «Обозрение законов». Особенностью названной модели анализа является учет внешних связей элементов, то есть связей с внешней средой, внешними условиями. Последние были той оптимальной средой, которая могла стимулировать деятельность гуманистически настроенных интеллектуалов. Предложенная модель анализа включала такие внешние проявления эпохи Михаила Пселла, как частная собственность, античные педагогические традиции, правовая культура, светское образование, нравственные ценности христианства, билингвизм.

Обозначенная модель воссоздает парадигму анализа гуманистической концепции образования. Данная парадигма условно подразделяется на два основных этапа: информационный и сущностно-содержательный. На первом этапе формулируется цель историко-педагогического анализа, в соответствии с которой фиксируется объект исследования. Определяются принципы этого анализа (научность, организованность, системность, последовательность). Исследование проводится на основе голографического подхода А. С. Белкина. Фиксируются методы и средства историко-педагогического анализа.

Информационный этап базируется на той информации, которая заключена в педагогическом произведении Михаила Пселла — энхиридии «Обозрение законов», созданном, по нашему мнению, в 1060 г. для обучения наследника византийского престола Михаила (VII) Дуки. «Обозрение законов» было учебным пособием нового типа. Это персональный учебник, рассчитанный на одного-единственного ученика, представителя властной элиты, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Пособие создает оптимальные условия для обучения, воспитания и развития. Оно базируется на знании учеником греческого и латинского языков. Весь материал пособия носит светский характер. Явственно прослеживается стремление педагога реализовать жизненный опыт и витальные потребности ученика в педагогическом процессе. Налицо интеллектуальная поддержка ученика со стороны учителя. Михаил (VII) воспринимается как развивающаяся личность, достоинство которой высоко ценится кафигитом.

Выявленный имплицитный материал был осмыслен на втором, сущностно-содержательном, этапе. На базе этого материала с помощью историко-педагогического анализа была воссоздана педагогическая модель Михаила Пселла. Определены ее цель, принципы, содержание, приемы, средства и форма обучения и воспитания мафита. Сущность пселловской модели образования заключается в освоении отобранного материала, что подготавливает воспитуемого к защите прав и интересов всех членов византийского общества это, в частности ,  относилось к императору, будущему престолодержателю, а в целом же педагогическая концепция Михаила Пселла была ориентирована на защиту прав и интересов любой личности со стороны его воспитанников). Внешняя среда (частная собственность, правовая культура, античные педагогические традиции, светское образование, билингвизм и нравственные ценности христианства) была той благоприятной почвой, на которой произросли соответствующие компоненты гуманистической направленности педагогической модели Михаила Пселла (защита прав ребенка; создание благоприятных условий для обучения и воспитания; классическая составляющая образования; светский характер образования; эстетическая составляющая образования; связь с витальными потребностями; интеллектуальная поддержка со стороны учителя; восприятие ученика как развивающейся личности; признание ценности человеческой личности; защита достоинства ученика).

В этих десяти составляющих, в которых конкретизируется гуманистическое своеобразие модели образования Михаила Пселла и которые связаны с внешними условиями (внешние связи), находит преломление общая филактерическая направленность педагогической модели (внутренние связи). Взятые в совокупности, эти составляющие формируют филактерическую направленность, которая пронизывает все содержание энхиридия и весь замысел педагога-гуманиста.

Таким образом, гуманистическая концепция образования Михаила Пселла отличается уникальной взаимосвязанностью содержания и формы, нацеленной на воплощение замысла автора сформировать у воспитуемого качества такой значимой личности, которая бы на первое место ставила достоинство, права и интересы человека и была бы готова к всемерной защите этих неотъемлемых атрибутов личности.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=38&article=501    /    Просмотров: 6473

Последние статьи раздела
ОПЫТ КРИПТОЭВРИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕКСТА(НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МИХАИЛА ПСЕЛЛА)

ИСТОРИЯ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ:

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОРИКИ О ПРОБЛЕМАХ МЕЖДУКНЯЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ

ПРОБЛЕМЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"