MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

ИЗО

12.01.2006 (10:44)
Версия для печати

КОНТАКТ С МИКРОМИРОМ ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ ЭЛИКОМ


Этой осенью в Петербурге в очередной раз состоялся музейный фестиваль “Современное искусство в традиционном музее”. За пять лет своего существования этот уникальный проект института “ПРО АРТЕ” стал традиционной формой культурного досуга жителей города в сентябре. Кроме помощи художникам “ПРО АРТЕ”, при поддержке своих меценатов, в буквальном смысле спасает от исчезновения малые петербургские музеи и выставочные залы (в списке выставочных площадок, разумеется, нет ни Эрмитажа, ни Русского музея). Многое изменилось за эти пять лет, в музеи вернулись посетители, а современное искусство снискало одобрение горожан. Бабушки наблюдают, как их внуки с восторгом дергают рычаги и нажимают кнопки загадочных конструкций, воплощающих смелые замыслы художников. Отличительная черта сегодняшних выставок — их интерактивность. Краски, фанеры и клея в произведениях остается все меньше, в основном авторы арендуют видеопроекторы и заказывают изготовление лайт-боксов, так что главными пожирателями грантовых средств оказываются рекламно-производственные фирмы.

Фестивальный конкурс “ПРО АРТЕ” до сих пор для многих художников- — единственная возможность осуществить свои проекты, попасть на экран телевизора и, главное, выйти к широкой зрительской аудитории. Задумка “ПРО АРТЕ” универсальна, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, экспозиция в музейном пространстве придает уверенности начинающим художникам. А, во-вторых, сам факт упоминания твоего имени наряду с именами признанных мастеров (в разное время в программе фестиваля отметились и Ольга Тобрелутс, и Георгий Гурьянов, и многие художники из-за рубежа) является большим авансом на пути к будущему признанию.

Среди прочих художественных проектов этого года, объединяющих традицию и современность, науку и искусство, реальное и виртуальное, особой зрелищностью отличалась аудио-визуальная инсталляция коллектива “2012” (Санкт-Петербург). Ботанический музей на четыре недели превратился в интерактивный чилл-аут, где расположились проекционные экраны, транслирующие медитативный видеоряд, и в реальном времени синтезировался атмосферный эмбиент. Проникнуть в мир научного естествознания оказалось возможным через созерцание красочных снимков пестиков, тычинок и прочих красот микрокосмоса, позаимствованных в фондах Ботанического института и микшированных для слайд-шоу фотографом и видеохудожником Юрием Эликом, интервью с которым мы и предлагаем читателю.

ZAART: Название мультимедийного проекта “2012” отсылает нас к году, которым заканчивается календарь Майя.

— Это космологическая вещь. Когда европейцы его расшифровали, оказалось, что он очень точный, точнее, чем юлианский. Для примитивного народа, каким майя виделись европейцам, календарь очень “продвинутый”, с очень сложной системой космологии. И вся эта космология, вселенский цикл заканчиваются в 2012 году по европейскому летоисчислению. Этот год мы выбрали в свое время для названия нашего коллектива.

ZA: В одном из интервью вы сказали: “то, что наступает потом, мы попытались представить в видео и аудио”.

— Говоря это, я имел в виду интерес к трансцендентному, к тому, что не лежит на поверхности нашей жизни, а скрывается за некой гранью. Можно употребить слово “психоделический” — музыкальные проекты группы “2012” имели именно такой характер. Электронно-шумово-эмбиентный. И визуально то, что мы делаем, направлено в эту сторону, в сторону абстрактных образов.

ZA: В эстетическом плане фактура главенствует над веществом, уравнивая живое и неживое. Абстракция снимает различия большого и малого. Как вы открыли свой творческий метод?

— В каком-то смысле огонь и ржавчина тоже живые. Фактура — одна из моих любимых фотографических тем, один приятель даже назвал меня певцом энтропии. Пока предмет новый, он не столь интересен, а вот когда он подвергнется воздействию окружающей среды, на его поверхности образуется своя жизнь, за которой просто интересно наблюдать, и которая уже перекликается с чем-то живым и вызывает свои ассоциации.

ZA: Музыка у вас не случайно звучит хаотично и напоминает этнику, нойз и все на свете?

— С музыкой вопрос не ко мне лично. Случалось, я экспериментировал с шумовой музыкой, но это не является моей основной деятельностью. Для инсталляции “Контакт с микромиром” музыку делали два музыканта: Гоша Солцев из “Шумов России” писал саундрек, звуковую подкладку, а Игорь Пацукайло из группы “BARDOSENETICCUBE” сделал другую очень важную работу — сэмплы, которые звучали, когда посетители нажимали на клавиши. От себя могу сказать, что, видимо, есть какие-то параллели, постоянно идет работа не только с электронной, но и с шумовой музыкой. Это действительно перекликается с миром наших образов. Когда ты фотографируешь, зачастую обнаруживаешь фактуру или предмет, который прочитывается в каком-то другом контексте, чем повседневность. То же происходит и со звуками. Порой слышишь звуки, которые как-то выделяются, живут особенной жизнью.

ZA: Среди звукового ряда натуральные звуки преобладают, или все происходит внутри “железа”?

— Естественные звуки мы всегда использовали. Я давал Гоше записанные мной звуки воды, в лесу писал голоса, мы использовали сэмплы птиц, насекомых, жаб. На шестом фестивале “SKIF” (мемориальный фестиваль Сергея Курехина, воплощающий в жизнь идею тотального перформанса поп-механики, не ограниченную ни временем, ни пространством, ни жанровыми рамками — ред.) мы сделали программу именно из голосов природы, звуковую картину, которая демонстрировалась в зимнем саду Ленинградского Дворца Молодежи.

ZA: Визуальные образы рождаются из виртуальной среды неожиданно, или вы работаете, оттачивая искомый образ?

— Я скорее настраиваюсь на то, чтобы они возникли. Любимый способ работы — находить. Поскольку я скорее фотограф, нежели художник, эти образы я где-то нахожу. А уже творческая часть состоит в том, чтобы вычленить их из среды. Большую часть исходных образов для инсталляции в Ботаническом саду я позаимствовал у сотрудников музея, делавших микрофотографии в ходе своей научной работы. Там были очень интересные материалы, которые мне было приятно показать людям, но при этом подав их в художественном, трансцендентно-психоделическом ключе.

ZA: Вы проводите, подобно ученым, какую-то исследовательскую работу, когда занимаетесь микро- или макросъемкой — как фотограф и художник?

— Для того чтобы увидеть что-то интересное, достаточно посмотреть на привычные вещи отстраненным взглядом. Технически сильное увеличение — один из способов это сделать. Другая сторона этого — наоборот, очень большие предметы. Ассоциация, которую тоже не я придумал: в фильме “Коянискаци” съемка Земли из космоса плавно переходит в микрофотографию, микросхемы… В природе все очень похоже, “микро” и “макро” часто перекликаются.

ZA: В сумме проступает вещество, из которого сделан мир.

— Вещество или дух, не знаю.

ZA: Таким образом, вся эта творческая деятельность — преодоление границ материальности, высвобождение духовной составляющей? Вы намеренно преследуете такие почти религиозные цели?

— Я бы воздержался от слова “религиозный”. Я не принадлежу ни к одной из религий, но духовная сторона жизни для меня, несомненно, присутствует. Дело в том, что это материи довольно тонкие, мне всегда хочется избежать такого, знаете, культуртрегерства — вот, дескать, я увидел, “прозрел” нечто и пытаюсь донести это до окружающих. Скорее, хочется пробудить в людях внимание к этой стороне мира, и тогда они смогут сделать собственные выводы.

ZA: По поводу проекта в Ботаническом музее. Я понимаю, что это очень совпало с вашей линией творчества, особенно когда вы обратились к их архивам. Но что собой представляет проект сам по себе, как он был задуман, и что в результате получилось? Как бы вы описали художественный образ происходившего?

— Это опять-таки вопрос не ко мне, скорее, это роль критика — мыслить в таких терминах. Что мне самому хотелось сказать? У группы “2012” есть тема, изначально сформулированная как создание неких аудиовизуальных пространств, в которые человек каким-то образом может погрузиться. Создать свою локальную альтернативную реальность посредством всех этих видеопроекций и звуков. Центральная часть инсталляции “Контакт с микромиром” была посвящена в первую очередь этому.

ZA: В рамках вашего проекта мультимедийные технологии используются в полный рост вне привязок к сюжетике, литературщине и так далее.

— Абстрактное искусство тем и интересно, что оно не сковано каким-то сюжетом и способно пробуждать в человеке полет мысли.

ZA: При этом зрители могли определенным образом задавать направление развертывающемуся ассоциативному ряду, нажимая клавиши синтезатора.

— Эти клавиши управляли не только звуками, но и изображениями, и с ними можно было поиграть. Можно сказать, что, в принципе, все это очень примитивно. При стремительном развитии техники через десять-пятнадцать лет будет возможным создавать вещи намного более сложные и, соответственно, более тонко управляемые инсталляции. Это тоже дает новый уровень. С одной стороны, это было неким аттракционом, я наблюдал, как дети с особенным удовольствием играли на этих клавишах. С другой стороны, у зрителя действительно была возможность увлечься процессом, не просто стоять и смотреть.

ZA: Какие профессиональные навыки служат вам подспорьем в творчестве?

— По образованию я биолог, заканчивал биологический факультет в Университете, поэтому мне было вдвойне интересно делать инсталляцию на такую микробиологическую тему. Потом был период работы программистом. А когда все ушло в большой бизнес — стало скучно. И я занялся художественными проектами — попытками на более профессиональном уровне использовать идею создания единого аудиовизуального пространства.



Беседовал Алексей Ловцов - ZAART
Использование материалов только с согласия редакции издания ZAART


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=158&article=628    /    Просмотров: 5500

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"