MMJ.ru \ИЗДАНИЯ\ZAART\ЖУРНАЛ\ПРОЕКТ АХЕЙ
ZAART     
ЖУРНАЛ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
О ПРОЕКТЕ СТАТЬИ АРХИВ НОМЕРОВ СОБЫТИЯ 
 ИЗО 
 Актуальное 
 Строй 
 Танец 
 Театр 
 Кино 
 Вещание 
 Текст 
 Университет 
 Проект 
 Процесс 

ИЗО

04.02.2008 [18:02] ВЕРНЕМ УЛЫБКУ ДЕТЯМ
Три месяца по выставочным площадкам города путешествовал передвижной фотопроект «Вернем улыбку детям». Зрителям галереи «Пара Рам», Центра современной культуры УрГУ и УГТУ УПИ представили снимки Ирины Пашниной, врача Областной детской клинической больницы. На них — пациенты Центра детской онкологии и гематологии, обитатели совершенно особого, закрытого мира.
Просмотров:  4146
04.02.2008 [18:00] БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ ГЕНРИ МУРА
16 ноября 2007 - 10 января 2008 Генри Мур: мастер гравюры Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Просмотров:  4613
04.02.2008 [17:56] ЦИФРОМАНИЯ
В начале сентября Екатеринбург посетила нью-йоркская художница Ирина Данилова, куратор проекта «59 секунд». Главным событием ее пребывания в Екатеринбурге стал показ в Центре современной культуры УрГУ американской и международной программ независимого нью-йоркского видео-фестиваля — 59 Seconds video festival.
Просмотров:  4435
04.02.2008 [17:48] ПРО СТРАСТОТЕРПЦЕВ, ЧУДОТВОРЦЕВ И ПОГАНЫЙ СТОЛБ
Целый год продолжался долгоиграющий проект ЕФ ГЦСИ «СтолпоТворение». Начало было положено в сентябре 2006 года на проходившем в Москве фестивале «Cтой! Кто идет?», где мы презентовали выставку уральских художников. Чуть позже, в мае 2007, с выставкой смог познакомиться и екатеринбургский зритель. Завершилось же все public-art фестивалем, состоявшимся этим летом в нашем городе, и символом его, как и прежде, была выбрана недостроенная свердловская телебашня.
Просмотров:  4032
04.02.2008 [17:45] ПЕРМСКАЯ АНОМАЛИЯ
Вокруг идеи создания в Перми центра современного искусства на базе местной художественной галереи развиваются все более фантастические события, обрастающие горой слухов. Удивленная общественность еще не пришла в себя после получения известий об участии в архитектурном конкурсе на проект будущего здания ряда маститых отечественных и зарубежных архитекторов, среди которых и лауреаты Притцкеровской премии Ханс Холляйн и Заха Хадид, как подоспела очередная новость. 3 ноября состоялся блиц-визит в Пермь галериста Марата Гельмана и художника Ильи Кабакова с супругой Эмилией. Блогосфера гудит, очевидцы «пришествия» передают информацию из уст в уста. Впечатления об увиденном одного из таких «ньюсмейкеров» — Михаила Суркова — мы представляем в ZAART № 15.
Просмотров:  4201
04.02.2008 [17:43] ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ЕЛЬЦИНА И НЕ ПРОИГРАТЬ
То, что политика и современное искусство повязаны между собой, было понятно давно. Место президентской кампании, например, не только в центре общественного и гражданского существования, но в плоти самого что ни на есть художественного процесса. Так, в ней принял участие недавно открывшийся в Москве первый частный музей актуального искусства ART4. RU. Музей, правда, продолжил давнюю традицию безальтернативных выборов, когда за кого бы ни проголосовал избиратель, в выигрыше остается одна и та же политическая фигура. Но на этот раз вариации все же допускались. С 11 сентября по 11 октября в ART4. RU проходила выставка конкурсных проектов памятника Борису Николаевичу Ельцину «Монумент».
Просмотров:  3627
04.02.2008 [17:39] ВЕЛИКОЕ. ФРАНЦУЗСКОЕ. ПОСТКОЛОНИАЛЬНОЕ
Всего лишь дни и разношерстные темы. Всё перемежается и всё, как всегда, о границе. Чувствуется усталость и, возможно, обида: еще чуть-чуть и начнут вопиять о справедливости. Взгляд скользит по вокабулярию Биеннале и, кажется, что вот-вот встретятся вечно молодые Libert, Fratarnit, Egalit — утомиться бы…
Просмотров:  3765
04.02.2008 [17:34] I FEELING SO NERVOUS AND BLUE…
В этом номере о выставке Documenta12/Документа12 приходится писать уже после подведения всех итогов, после презентации по городам и весям России фильма Нижегородского филиала ГЦСИ о событиях, авторах и истории Документы. Но вспомнить о ней показалось необходимо хотя бы потому, что Анатолий Осмоловский в декабре 2007 получил премию Кандинского в номинации «художник года» как раз за работу Hardware/Изделие, которая была выставлена на главной площадке выставки — в музее Фридрицианум.
Просмотров:  3685
Просмотров:  5441
22.08.2007 [11:35] ОБРАТНАЯ ВЕРСИЯ ПИРАМИД
Состоявшийся осенью прошлого года проект ЕфГЦСИ «Прогулки за искусством» — своего рода археологическое открытие, в котором советская жизнь предстает в обратной перспективе. В обратной перспективе, в отличие от линейной, то, что находится далеко от наблюдателя, изображается крупнее, чем то, что близко. Мир далекого приобретает динамику движения нам навстречу. Глубокая метафора Бродского — «обратная версия пирамид» — стимулирует разнообразие интерпретаций: это и невидимая, скрытая от официальной версии, реальность человеческих состояний, изнанка великой Утопии, ее подполье; это и обнаружение в «пирамидостроении», как претензии тоталитарных империй на тысячелетнее царство, его недолговечности, шаткости, ненадежности. Если идея пирамиды — иерархия вертикали, победа над смертью, стабильное единство, то ее обратная версия — воронка, погреб, яма (погребальная/выгребная), разложение на частицы.
Просмотров:  5364
22.08.2007 [11:22] МОСКВА ГЛАЗАМИ НЕМОСКВЫ
Москва. Ярославский вокзал. Объявление. Уважаемые москвичи и гости столицы! Поезд № 2 сообщением Москва — Владивосток отправляется по Трассибирской магистрали и проследует с остановками в Нижнем Новгороде, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Улан-Удэ, Хабаровске, Владивостоке. На каждой стоянке — презентация участников проекта НЕМОСКВА, здания вокзалов реорганизуются в выставочные залы. Во время пути художники, искусствоведы, философы, социологи, критики, путешествующие сквозь Россию в поезде № 2, собираются в конференц-вагоне за круглым столом для рассмотрения взаимодействия Москвы и Не-Москвы. Трансляция материалов конференции осуществляется на сайте проекта www.nemoskva.net. Будьте внимательны!
Просмотров:  6872
22.08.2007 [11:19] ПАМЯТНИК: «НЕПЫЛЬНЫЙ» АРХИВ ИСТОРИИ?
Культурная память поддерживается не только с помощью разного рода текстов и социальных практик. У нее есть и специфические формы измерения, такие как место, локус. Пространство обнаруживает способность в концентрированном виде хранить информацию о прошлом и часто служит отправной точкой исторических медитаций. Памятник (наряду с монументом, мемориалом) — частный вид подобных пространственных знаков. В основе его «действия» — способность человека соотносить воспоминания с определенным местом. В то же время, это высказывание, смоделированное определенными социальными группами.
Просмотров:  5159
22.08.2007 [10:58] FILE ON ULAY, ИЛИ НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Интервью с художником Улаем (Голландия)
Просмотров:  4745
22.08.2007 [10:54] СОБАКИ, БЕГУЩИЕ ВСПЯТЬ
Екатеринбургское творческое объединение «Куда бегут собаки» привезло в Челябинск свои кинетические объекты, которые были выставлены в рамках «выставки мечты», традиционно проходящей в день рождения концептуальной галереи «ОкNо».
Просмотров:  7547
22.08.2007 [10:50] ПРЕОБРАЖЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В мае в Фотографическом музее «Дом Метенкова» были показаны выставки Международного фестиваля фотографии «Другое измерение». Это только часть большого проекта, организованного летом 2006 г. в Новосибирском художественном музее куратором Андреем Мартыновым. В своем первозданном виде фестиваль состоял из персональных выставок 13 авторов из 28 стран, и, конечно, скромные возможности «Дома Метенкова» не позволяли показать его полностью. Акцент был сделан на ключевых персонах, на авторах, наиболее точно представляющих концепцию проекта.
Просмотров:  4508
22.08.2007 [10:44] ЖИЗНЬ КАК ПЕРФОРМАНС С ПЕРЕРЫВОМ НА СОН
Интервью с Виктором Давыдовым
Просмотров:  5811
22.08.2007 [10:42] ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ВОЛЬНОГО СВЕРДЛОВСКА
4 марта 1987 года на малоизвестной улице Сурикова, во вновь отстроенном здании библиотеки открылась выставка. Потом ее называли авангардной, андеграундной, но тогда она именовалась весьма традиционно: «Второй всесоюзный фестиваль народного творчества. Выставка художников». Никакой специальной рекламы не было. Участники сами приглашали своих родственников, друзей. Однажды по местному телеканалу промелькнул репортаж (в то время на ТВ было лишь две программы). Тем не менее, из желающих побывать на выставке выстраивались очереди.
Просмотров:  4768
22.08.2007 [10:39] ПОМЫСЛИТЬ РЕАЛИЗМ
«Мыслящий реализм» — один из проектов 2-й Московской биеннале современного искусства. Правда, к основной экспозиции под заголовком «Примечания: геополитика, рынки, амнезия» он отношения не имеет. Будучи «скромным» и «деликатным», как его назвали организаторы на пресс-показе, проект, тем не менее, оказался одним из самых интересных.
Просмотров:  4878
22.08.2007 [10:35] ТОЛЬКО ПРИМЕЧАНИЯ?
Основная часть 2-ой Московской биеннале современного искусства — пять выставок группы кураторов, объединенных темой «Примечания: геополитика, рынки, амнезия». Эти выставки разместили в пока неэксплуатируемых помещениях ЦУМа и в строящейся башне «Федерация» нового делового района Москвы. С 19 и 20 этажей башни «Федерация» можно было увидеть, каковы сегодня геополитика и рынки, забывая о горестях капитализма перед лицом скучных строительных зрелищ.
Просмотров:  4554
Просмотров:  5001
27.03.2007 [11:59] КОВЫРЯЯСЬ В «СЕВЕРЕ»
Парадигма/Север. 2003. Издание Европейского университета Официальный сайт проекта: www.paradigm-fest.spb.ru
Просмотров:  4619
27.03.2007 [11:56] УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ. МАНГА VS КОМИКС
27 декабря 2006 года – 2 февраля 2007 года Выставочный зал Свердловской областной библиотеки им. В. Г. Белинского Организаторы: Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, издательство «Фабрика Комиксов», аниме-клуб «Хаккурю» Кураторы: Анна Яговитина и Ольга Ананина
Просмотров:  4938
27.03.2007 [11:53] ДОСТАНЕТСЯ КАЖДОМУ ПО НЕПОНЯТНОЙ СТРОЧКЕ, ЧТОБЫ НЕГОДОВАЛ, ТРЕПЕТАЛ ИЛИ СЪЕЛ
Два-Три. Выставка «книги художника», посвященная Велимиру Хлебникову 20 октября — 17 ноября 2006 года Выставочный зал Свердловской областной универсальной библиотеки имени В. Г. Белинского
Просмотров:  3868
27.03.2007 [11:47] ПРОГУЛКИ ЗА ИСКУССТВОМ. ЧАСТЬ II. МОСКВА-ЛЕНИНГРАД
«Прогулки за искусством», состоявшиеся в течение минувшей осени сразу в трех городах — Москве, Петербурге и Екатеринбурге, в местах конструктивистских застроек — это попытка понять, в чем же заключался авангардный и передовой характер культуры 20-30-х годов. Попытка пережить и прочувствовать то время сегодня, увидеть саму жизнь того времени во всех ее противоречиях, через культуру, через все, в чем проявили себя творческие люди того времени: живопись, литературу, музыку, театр и архитектуру. Возродив беньяминовский опыт непраздного фланирования как способа приобщения к историческому прошлому того или иного города, участники «Прогулок» пустились в путешествие по советским урочищам с фотоаппаратами наперевес, собирая виртуальную коллекцию для «Музея современного искусства». О «Прогулках» по конструктивистскому Свердловску ZAART уже писал («ZAART» №11). В этом номере мы представляем итоги петербургской и московской части проекта.
Просмотров:  4447
27.03.2007 [11:44] НА 10 МИНУТ СТАРШЕ
В октябре минувшего года в Лондоне, в Королевской академии искусств развернулась масштабная экспозиция «USA Today». Выставка произведений молодых американских художников из коллекции Чарльза Саатчи стала попыткой продемонстрировать новую Америку, явившуюся после событий 11 сентября. Именно этими событиями, точнее их последствиями, обусловлен интерес к американской арт-сцене со стороны известнейшего и богатейшего коллекционера, все прошлое десятилетие увлеченно собиравшего искусство «Young British Artists» и немецких художников.
Просмотров:  3840
27.03.2007 [11:40] НЕРАССЧИТАННЫЕ ЭФФЕКТЫ
Биеннале, как форма регулярного экспонирования художественного продукта, имеет долгую историю и обладает весомостью для художественного процесса. Определенный порядок концентрации современного искусства на той или иной территории видится как системное свойство пространства искусства, потому предполагает многомерность анализа той ситуации, которая есть интертекст для ожидаемого «большого смотра». Статус биеннале как события, априори вписанного в исторические процессы и моделирующего процессы будущего, требует серьезной интеллектуальной работы и приложения теоретических усилий не для моментального описания случайного фрагмента локальной проблематики, а для исследования условий, определяющих сущность современного искусства.
Просмотров:  4206
27.03.2007 [11:36] THAW ИЛИ, ПОСРЕДИ ДОРОГИ
В Петербурге, в Мраморном дворце открылась выставка, посвященная 15-летию Галереи Гельмана — «Оттепель или In the Middle of the Road». Автор пресс-релиза, Федор Ромер, связал название выставки c «потеплением» социо-культурной атмосферы России, происходившим во времена Перестройки и послужившим началом появления частных галерей и рождения «второго Автора» — галериста. После этих слов в сознании совершенно естественным образом всплывает имя главного друга — Марата Гельмана, превратившееся со временем в своего рода «тренд и бренд», печать «Высший сорт» для всего современного отечественного искусства.
Просмотров:  3872
27.03.2007 [11:33] ОБЩЕСТВО ЗООПАРКА
Предмет художественной рефлексии Якова Каждана в проекте «Зоопарк», представленном в Московском музее современного искусства с 8 декабря по 15 января, сложно назвать неожиданным. Природа, сущность и перспективы общества потребления давно стали фирменной темой современного искусства. Шесть инсталляций, расположенных в небольшом зале, недвусмысленно вызывают в воображении запах томатного супа и неотвязчивые мысли о поп-арте.
Просмотров:  3884
27.03.2007 [11:25] В ПОИСКАХ СИЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ
В России второй половины 2000-х (или «нулевых», как их принято каламбурно называть) необычайно актуализирован момент сверхусилия и фактор силы.
Просмотров:  4353
Просмотров:  5449
16.03.2007 [13:17] ФАККО И САККО НЕ ТЕРЯЮТ НАДЕЖДЫ
В этом году состоялось знакомство российского читателя с самыми известными персонажами голландских комиксов – «сладкой парочкой» Факко и Сакко, уткой и канарейкой. Сначала была опубликована русскоязычная версия комиксов «Факко и Сакко не теряют надежды», а в сентябре часть графических листов из этого небольшого сборника экспонировалась на выставке «Веселые картинки. Факко и Сакко: Голландская культура вялости» в Музее печати Санкт-Петербурга фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», проводимом Институтом ПРО АРТЕ. Вообще же комиксы «Факко и Сакко» являются частью глобального российско-голландского проекта «Инерция: устойчивость в искусстве», который организует Санкт-Петербургский Музей сновидений Зигмунда Фрейда совместно c Амстердамским Фондом «Переходные случаи» (Stichting Grensgevallen).
Просмотров:  4324
16.03.2007 [13:13] ИНТЕРАКТИВНЫЕ НАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА: ПАБЛИК-АРТ КШИШТОФА ВОДИЧКО
Технологии сегодня не только определяют моду, но и служат действенным буфером, звеном-посредником между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Рождающиеся в глубинах инженерного и художественного воображения, диковинные приборы и снаряжение по-своему исследуют границы коммуникации в публичном пространстве. Разве не эксцентрично концептуален, например, плащ-невидимка, сшитый из специальной голубой, «экранной» ткани, в котором тело сливается с окружающей средой?1 Да, иногда проще спрятаться, чем выставить личную историю, настроение и переживания на суд анонимного публичного Другого. Показательный пример в этом смысле — работы одного из самых ярых и бескомпромиссных борцов с отчуждением, этическим и политическим, польского иммигранта в Америке Кшиштофа Водичко, художника, который давно вошел в историю международного паблик-арта и сегодня также является директором Центра Передовых Визуальных Исследований Массачусетского Технологического Университета.
Просмотров:  4775
16.03.2007 [13:04] «КОМАНДИРЫ ДОЖДЕЙ»
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА
Просмотров:  5167
16.03.2007 [12:59] РАСШИРЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЖИВОГО
Кен Ринальдо — потомственный художник. Его дедушка-француз был членом Салона Независимых в Париже, его дедушка-шотландец был ученым-изобретателем, также он состоит в сложносочиненном родстве с Робертом Фултоном – изобретателем парохода. Он мечтал стать танцором, понял, что ему не покорить высоты классического балета, и пробовал работу арт-дилера. Работы Шемякина и Неизвестного знакомы ему не понаслышке. 10 сентября в Калининграде он представил свой проект «Расширенная Рыбья Реальность» (Augmented Fish Reality). Как раз перед интервью выставку пришли снимать журналисты. Им нужна была красивая картинка, эффектное действие, детали и подробности механизма. В зале стоят 3 робо-скульптуры, ряд камней вокруг, на стене – две видеопроекции. Тень разочарования на лице журналистов, все слишком медленно, слишком медитативно для забежавшего на выставку «глянуть искусства» зрителя, и тут Кен Ринальдо достает пульт дистанционного управления: инсталляция оживает, аквариумы передвигаются то ближе, то дальше друг от друга. Оживились и журналисты. О хитростях обращения с роборыбами и других многочисленных идеях Кена Ринальдо — роботехника, художника, куратора, изобретателя и профессора Университета Огайо мы поговорили в Музее Мирового океана.
Просмотров:  5111
16.03.2007 [12:53] ПРИНЦИП «БУТЕРФЛЯЯ»
Ученые предлагают почувствовать себя тараканом, а художники — взглянуть на мир рыбьими глазами. В своей работе «Открытые небеса» французский философ Пол Вирилио утверждает, что новые технологии «вскоре будут управлять не только нашим пространственным телом, но, самое главное, природой индивидуума». Наше состояние, по словам философа, «не будет отличаться от того, в каком находится любой калека», которого можно назвать «моделью нового человека». Именно потому примером лучшей стратегии, заключает Вирилио, уже сейчас может стать стратегия выживания «калеки», которая, условно говоря, ведет нас дорогой в сторону мутаций и дегуманизации.
Просмотров:  4019
15.03.2007 [09:34] АРТ-СТАТУС, ИЛИ КЕМЕРОВСКИЙ ФЛЭШ-МОБ
Кемеровский фестиваль современного искусства «Арт-статус», прошедший в сентябре в столице Кузбасса, не стал скрывать диффузный характер своей деятельности, а, наоборот, сделал основой концепции, провозглашая культурную диффузию принципиальным и необходимым процессом существования contemporary art в России. Есть ли в Кемерово актуальное современное искусство? Скорее да, чем нет. Единственное, что оно не задерживается здесь, и городской ландшафт не маркируется культурой. Вчерашние выпускники Кемеровского художественного училища сегодня успешно учатся в знаменитой «Мухе» (Санкт-Петербургском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной) или уже являются интересными, действующими художниками российского масштаба, как, например, Илья Гапонов. Кемерово остается с ними как шахтерский город, как родной дом, как воспоминание, как начало жизненного и творческого пути. Изменить ситуацию можно, вернувшись сюда и развернув панораму современного искусства в масштабах всего города, объединив себя и «родные пенаты» в едином творческом и профессиональном круге. Пространство, разорванное временем, километрами и культурной опустошенностью, наконец, сомкнется, и город, между Новосибирском и Красноярском окажется вписанным в общероссийский художественный процесс.
Просмотров:  8241
15.03.2007 [09:28] ФЕСТИВАЛЬНЫЙ МАРШРУТ
6-й Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», ежегодно проводимый в Петербурге Институтом Про Арте, открылся в буквальном смысле на приподнятой ноте — выступлением «Хора жалобщиков». «Хор жалобщиков» — остроумная затея художников из Суоми. Подолгу репетируя в детстве произношение своих имен и фамилий, Теллерво Каллейнен и Оливер Кохта-Каллейнен выработали в себе поистине нордическую выдержку. Не обладай они хваленым темпераментом, вряд ли пришли бы когда-либо к счастливой идее — о том, как бороться с перехлестывающим через край негативом и отрицательными эмоциями. Художники предложили всем желающим пожаловаться на все что угодно, а после переработать жалобы для хоровой песни и пропеть ее на радость себе и людям. Единомышленники нашлись и в Финляндии, и в Великобритании, и в Германии… В России идея прижилась в ее «северных широтах», придясь по душе невозмутимым петербуржцам, которые и взялись за дело при активном участии членов ТПО «Композитор» Петра Поспелова и Александра Маноцкова.
Просмотров:  4298
15.03.2007 [09:20] «ЛАНСЕРЕ ПОХОЖ НА ИНОПЛАНЕТЯНИНА, А КОРБЮЗЬЕ НА ЛЯГУШОНКА»*
27 сентября в Музее истории архитектуры и промышленной техники Урала открывалась выставка Петра Швецова «Голова архитектора». Синтетический концептуальный проект, объединяющий музыку, видео и живопись. Даже свет попадал в зал по-особому, через золоченую битумную бумагу, а в воздухе можно было уловить обрывки фраз, вздохи и неровное дыхание архитекторов…
Просмотров:  3982
15.03.2007 [09:17] МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НА УРАЛЕ
В России нет музея современного искусства. Мы решили его создать, понимая, что «знающему и видящему глазу» оно открывается повсюду — особенно на руинах советской цивилизации. Уралмаш — урочище, где мы нашли редкие экспонаты, которыми могли бы похвастаться Бобур или Гуггенхайм: архитектон Малевича, контррельеф Татлина, «Мерцбау» Швиттерса, старые игрушки Болтанского, лэнд-арт Смитсона, объекты Бойса и др. В основу коллекции легли артефакты эпохи конструктивизма и Баухауза.
Просмотров:  4788
15.03.2007 [08:53] В СТОРОНУ КЛЮЧИКОВ
16 сентября в девять утра у входа на Екатеринбургский железнодорожный вокзал встретились: художник Владимир Селезнев, куратор ЕфГЦСИ Анна Шалева, искусствоведы и кураторы Глеб Ершов и Стас Савицкий, накануне открывавшие в Университете им. А.М. Горького выставку «Прогулки по Музею современного искусства Екатеринбурга». Мы собирались в Нижний Тагил, чтобы осмотреть конструктивистский район Вагонки, знаменитый старый завод, и во что бы то ни стало увидеть в местном краеведческом музее картину «Седой Урал кует победу». Она запомнилась еще по прошлогодней поездке, кедровой мудростью и суровой кержацкой правдой не уступая «Мифогенной любви каст» Пепперштейна. Было плюс два, и обещали снег.
Просмотров:  4893
15.03.2007 [08:46] ПРОГУЛКИ ЗА ИСКУССТВОМ
«Круглый стол» «Прогулки за искусством: ценностная топография города» УрГУ, 16 сентября 2006 г.
Просмотров:  4571
Просмотров:  4409
03.08.2006 [10:22] ВИЛЕМ ФЛЮССЕР «ЗА ФИЛОСОФИЮ ФОТОГРАФИИ»
Перевод с немецкого Г. Хайдаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
Просмотров:  7648
03.08.2006 [10:20] МЕДИАФИЛОСОФ ВИЛЕМ ФЛЮССЕР
Нет сомнений — фотография стала актуальной формой художественного высказывания: год от года увеличивается количество фотовыставок, фестивалей, растет число художников, работающих в жанре фотографии, а количество увлекающихся и интересующихся фотографией сегодня таково, что ситуацию без преувеличения можно назвать бумом. К радости фотографов, к удивлению аналитиков и галерейщиков, к недоумению живописцев и амбивалентному чувству коллекционеров (к удовлетворению тех, кто уже имеет коллекцию, и, к сожалению, начинающих) она стала популярным жанром искусства, интеллектуальным увлечением и дорогим товаром. На этом фоне разительно мало теоретических работ по фотографии. Это бросается в глаза, если сравнить полки западных магазинов и библиотек. Переводы книг западных теоретиков ограничиваются двумя-тремя фамилиями, что, естественно, не отражает состояние анализа фотографии. Учитывая все это, издательство Санкт-Петербургского университета запускает проект серии «Теория и история фотографии». Мы надеемся, что дискуссии критиков и теоретиков, аналитиков и практиков, следы и отголоски которых найдут отражение в нашей серии, в конечном счете всем пойдут на пользу. Хорошей школы фотографии не может быть вне развитого контекста ее критики и аналитики и без всего контекста ее репрезентации. В этой серии мы постараемся отразить максимально широкий спектр позиций как отечественных, так и зарубежных исследователей фотографии.
Просмотров:  6063
03.08.2006 [10:19] НЕМОЕ ИСКУССТВО OUT VIDEO 2006: ХОДИ И СМОТРИ!
В этом году фестиваль «OUT VIDEO» выехал за границы родного Екатеринбурга. Тридцатисекундные ролики — видеоработы участников из разных стран мира — в течение месяца крутились на экранах наружного видео в 16 российских городах. Так, без лишнего шума и прямо на наших глазах, видео-арт фестиваль из местной достопримечательности превращается в нечто большее. И вероятно, уже не далек тот день, когда «OUT VIDEO» назовут общероссийским явлением, а значит, у public art’a в нашей стране совсем неплохие перспективы.
Просмотров:  4724
03.08.2006 [10:15] ГЛАЗА В ГЛАЗА
Сетевая инсталляция Андреа Цапп «Eye 2 Eye» 20 - 22 июня 2006 года Челябинск — Екатеринбург Галерея «ОкNо» (Челябинск) Центр современной культуры УрГУ им. А. М. Горького (Екатеринбург)
Просмотров:  4129
03.08.2006 [10:13] ГУД БАЙ, БРЕССОН?
Из живописи в фотографию пришло понимание «жанра» (или «бытового жанра») как изображения сцен и образов повседневной жизни. У большинства людей, знакомых с историей фотографии, «жанр» справедливо ассоциируется с тем, что делали Анри Картье-Брессон и его коллеги по фотоагенству Magnum. Описанный Брессоном творческий метод фотографа, названный им The Decisive Moment (Решающий момент) лег в основу всего фотографического искусства, а его работы с идеальной графикой черно-белого изображения навсегда остались удивительным примером умения создавать за доли секунды композиционно законченное произведение, полное драматизма и экспрессии. Но, как в живописи конца XIX века, так теперь в фотографии, многосоставное явление под названием «жанр» усложнилось и трансформировалось и, соответственно, требует теоретического переосмысления. Эту непростую, но очень интересную задачу попытались разрешить кураторы проекта «Решающее мгновение: жанровая фотография» Лариса Гринберг, Солмаз Гусейнова, Ольга Корсунова и Евгений Мохорев. Согласно их замыслу, выставка фотографий, а также программа дополнительных мероприятий, включающая показ фотофильмов, лекции, круглые столы, мастер-классы, должна явить многообразие точек зрения на то, что представляет из себя современный «жанр».
Просмотров:  4352
03.08.2006 [10:12] ИГРА В ВООБРАЖАЕМЫЙ МЯЧ
В Перми прошел фестиваль перформанса «Сквер». Заявленная тема «Новые мифы города» воспринималась как оксюморон: фестиваль открыл зрителю разве что хорошо забытое старое.
Просмотров:  4200
03.08.2006 [10:11] ПЕРФОРМАНС КАК ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Фонд «Культурная столица Поволжья» из года в год, вот уже в течение 6 лет, объявляет очередной культурной столицей один из городов Приволжского федерального округа и занимается своеобразной реанимацией среды посредством искусства. В 2006 году культурной столицей стала Пермь. Город с богатой историей и достаточно насыщенной художественной действительностью, имеющий свои культурные бренды: пермский Театр оперы и балета, Пермская картинная галерея, пермская деревянная скульптура, балет Евгения Панфилова. Есть здесь и практики современного актуального искусства, часто берущие на себя и менеджерскую функцию: единственный, зато очень известный медиа-художник Сергей Тетерин, синтез-театр «Post Vog», арт-группа KAZAHI. Одинокие игроки в пространстве пермского искусства, они в рамках «Культурной столицы Поволжья» презентовали городу необычные проекты, способные качественно обновить и оживить художественную территорию.
Просмотров:  4952
03.08.2006 [09:40] GOOD GIRLS GO TO HEAVEN, BAD GIRLS GO TO BERLIN
Good girls go to heaven, bad girls go to Berlin — слоган, который я увидела на фасаде одного из реставрируемых домов на улице Унтер ден Линден стал для меня любимой фразой о Берлине, где я провела два месяца в так называемом study visit, организованном Фондом культуры германских земель и Фондом им. Д.С.Лихачева. Главный вопрос, который возникает у человека, приехавшего изучать искусство в новом месте: где его найти? И тут на тебя обрушивается такое количество информации, что ты понимаешь, в Берлин едут не только «плохие девочки», но и огромное количество художников, кураторов, дилеров со всего мира… об этом не предупреждает ни один путеводитель, и главными навыками становится умение ориентироваться в метро и распределять приоритеты в выборе мест, куда «гулять за искусством».
Просмотров:  5091
03.08.2006 [09:37] ПРИРУЧЕНИЕ ПРИЗРАКОВ
ИНТЕРВЬЮ С ЕЛЕНОЙ ЦВЕТАЕВОЙ
Просмотров:  5781
03.08.2006 [09:36] ПОБЕДИТ ЛИ ИДЕОЛОГИЯ РЫНКА?
ЗАМЕТКИ ОБ «АРТ МОСКВЕ 2006»
Просмотров:  3993
03.08.2006 [09:33] ИННОВАЦИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Этой весной в Москве прошла выставка «Инновация», приуроченная к проведению конкурса в области современного искусства и знакомившая с художественными проектами номинантов. Награда, вручавшаяся в этом году впервые, пополнила список существующих российских премий той же направленности, которых, к слову сказать, совсем не много. Премия «Мастер», созданная в 2003 году по инициативе кураторов галереи «Ковчег», поощряет московских художников и критиков, локальный характер ее зафиксирован в положении о премии. «Черный квадрат», премия, учрежденная Региональным Общественным Фондом поддержки художественных проектов, по заявлению ее создателей, не получила достаточной поддержки общества, почему ее вручение было отложено на следующий год. Художник Георгий Острецов уже несколько лет подряд награждает «лучших людей России» серебряным знаком почета «Нового правительства», а Ольга Лопухова и Антон Литвин, участник квартета «ESCAPE», в мае 2006 года дали возможность ста московским художникам назвать своих «Соратников».
Просмотров:  4411
31.07.2006 [12:12] КНИГИ
АЛЕКСАНДР БАЛАШОВ «СЕМЕНОВ-АМУРСКИЙ» М., 2005. — 196 с. Герберт Рид «Краткая история современной живописи» М.: Искусство-XXI век, 2006. — 320 с., ил.
Просмотров:  5061
Просмотров:  4940
28.07.2006 [06:16] ОБРАЗ И ФАКТ
28 февраля 2006 года закрыт Уральский Музей Молодежи (Музей истории комсомола и молодежного движения). Дом 32 по улице Карла Либкнехта сменил владельца. 7 февраля музей устроил прощальную выставку «Здравствуй, музей!».
Просмотров:  4243
28.07.2006 [06:13] СТРАСТЬ ЖИВЕТ ЗДЕСЬ?
Возможно, кто-то в наши дни еще испытывает чувство неловкости или смущения, когда разговор заходит об арт-бизнесе и художественном рынке, твердо полагая, что «прекрасное не продается», но, скорее всего, таких меньшинство. Мы постепенно расстаемся с комплексами родом из советской эпохи и лозунгами, вроде «место искусства — не на рынке» и «искусство должно принадлежать народу!», а противоречия между высокими материями и коммерческими интересами больше не кажутся неразрешимыми. В новостных сводках регулярно появляются сообщения о новых ценовых рекордах, установленных на международных торгах маринами Айвазовского или ювелирными шедеврами Фаберже (правда, ажиотаж этот создается преимущественно состоятельными русскими коллекционерами). Современные художники из России также с недавнего времени вызывают повышенный интерес со стороны арт-дилеров и коммерческих галерей, в том числе иностранных.
Просмотров:  4368
28.07.2006 [06:10] СВОЕ МНЕНИЕ — СВОИ МЕДИА
От самиздата к тактическим медиа 27 января — 28 января Выставка, посвященная истории российского политизированного самиздата Виртуальная презентация книги Олега Киреева «Поваренная книга медиа-активиста» Библиотека главы города Екатеринбурга
Просмотров:  4200
28.07.2006 [06:08] КАМЕНЬ. НОЖНИЦЫ. БУМАГА РАЗ. ДВА. ТРИ
Коллаж в России. ХХ век 22 декабря — 15 мая 2006 года Государственный Русский музей
Просмотров:  5539
28.07.2006 [06:05] ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ БЛАГОВЕСТИЕ
Этой зимой в Москве впервые проходила выставка международной группы трансгуманистических художников ULTRAFUTURO «Самое хитрое слово» («The most tricky word»). С деятельностью группы знакомили фото- и видеоматериалы — документальные свидетельства осуществленных проектов: «Радио Кабалла», «Последний клапан» и «Обручение с Нарциссом, или Алиса здесь больше не живет». Кроме того, участница ULTRAFUTURO Боряна Росса представила новый перформанс, давший название всей выставке. Суть показанного перформанса заключалась в предоставлении зрителям возможности взглянуть на мир, на самих себя, на человека как на биологический организм глазами технологии. В перформансе был задействован высокотехнологический прибор — теплограф, регистрирующий и измеряющий излучаемое предметами и организмами тепло и визуализирующий их в виде цветных (спектральных) образов — термографических изображений. Публика видела художницу, одетую в костюм, изолирующий тепло ее тела, в неестественном цвете. Когда же костюм, а вместе с ним и кожу художницы разрезали лезвием, прибор сразу же зафиксировал эти «стигматы» и выдал образ на экран. В заключение художница осуществила алхимический акт по переплавке металла с собственной кровью и продемонстрировала результаты своих опытов. Таким образом, перед присутствовавшими зрителями открылась абсолютно новая стратегия рефлективного осмысления архетипических символов европейской культуры.
Просмотров:  4919
28.07.2006 [06:02] «КОГДА МЫ СМОТРИМ НА БОЛЬ ДРУГИХ…»
Ситуация начала тысячелетия провоцирует современных художников на дискурсивный анализ искусства прошлого века, его главных трэндов и пиковых моментов. К такому роду попыток можно отнести беспрецедентную художественную акцию Марины Абрамович несколько иронично названную «Семь легких пьес». Она прошла в ноябре 2005 года в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке представляя собой самостоятельное и очень важное арт-событие, состоявшееся именно «здесь» (в «теле» амбициозной выставки «Россия») и «сейчас» (когда кульминация в развитии перформанса в прошлом и когда многие авторы ушли из него в другие области творчества). Одна из тех немногих мастеров перформанса, кто не прерывал своих занятий в этом виде искусства, Абрамович попыталась вновь обозначить его актуальность, пережить его как «бесконечность времени»: «Я не хочу, чтобы публика чувствовала что она тратит время на перформансы, я просто хочу, чтобы она забыла о времени».
Просмотров:  5695
28.07.2006 [05:50] РАДИКАЛЬНЫЙ ТЕХНО-ГЕДОНИСТ ИЗ ВЕНЫ ИНТЕРВЬЮ С МАГНУСОМ ВЮРЦЕРОМ
Человек, с которым я хочу вас познакомить, очень необычен даже по венским меркам. Интеллектуал, техно-философ и художник, исследователь возможностей психики, организатор экзотических вечеринок, где роботы угощают людей выпивкой. Магнус Вюрцер — основатель и бессменный организатор (с 1999 года) философско-художественного фестиваля «Робоэкзотика», духовный последователь Тимоти Лири, принявший за аксиому высказывание «Великое Будущее Технологии уже наступило. Так давайте же получать удовольствие!»
Просмотров:  4049
12.01.2006 [07:48] ЛЭНД-АРТ: ПРОЕКЦИИ В «ПАССИВЕ» И «АКТИВЕ» (ЗАМЕТКИ О НАСУЩНОМ И О ПРОГУЛКАХ)
Все суждения о природе — суждения о природе человека. Искусство всегда есть лишь отражение этой диалектики. Природа — понятие, не имеющее антонима, всеобъемлющее и … пустое (беспредметное? — objectless). Герман Приганн, Вена, 1981 Искусству не только дозволено, но и предписано рассмотрение всей природы через призму человека. Как раз ввиду того, что здесь все концентрируется в одной точке, природа воспроизводит все свое разнообразие и повторяет в меньшем масштабе тот же самый путь, который уже был ею пройден в широких размерах. Фридрих Шеллинг
Просмотров:  6071
12.01.2006 [07:44] КОНТАКТ С МИКРОМИРОМ ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ ЭЛИКОМ
Этой осенью в Петербурге в очередной раз состоялся музейный фестиваль “Современное искусство в традиционном музее”. За пять лет своего существования этот уникальный проект института “ПРО АРТЕ” стал традиционной формой культурного досуга жителей города в сентябре.
Просмотров:  5157
12.01.2006 [07:39] СЛЕД ОТ ШТАТИВА, ИЛИ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРЯМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИНТЕРВЬЮ С ВАЛЕРИЕМ САВЧУКОМ
Заниматься фотографией сегодня стало проще, чем когда бы то ни было: постоянно совершенствующиеся фотокамеры позволяют быстро и без особых усилий получить качественное изображение. На полках книжных магазинов, на страницах фотожурналов и сайтов в большом количестве можно найти информацию о том, как лучше сделать, эффектнее обработать, выгоднее продать фотографию, а вот зачем, для чего?
Просмотров:  5384
12.01.2006 [07:36] ФОТОГРАФИЯ: ПОСТУПОК ИЩУЩЕГО ГЛАЗА
В августе — октябре 2005 г. в Фотографическом музее “Дом Метенкова” прошел фестиваль “Открытая фотография” — межрегиональный просветительский фотопроект, организованный Бюро “Культсовет” (Москва). Фестиваль стартовал в Красноярске, добрался до Казахстана, и, сделав в Екатеринбурге временную остановку, отправился в Нижний Новгород и другие города России. Программа фестиваля включала в себя несколько выставок, лекции фотографов Игоря Лебедева (Санкт-Петербург) и Даниила Парнюка (Минск), документальные фильмы о фотографии и свободное общение молодежи на акции “Фото нараспашку”. Фотография на фестивале была представлена во всех ипостасях, и это давало основания задуматься о ее месте в культуре.
Просмотров:  5387
12.01.2006 [07:33] ИСКУССТВО – В МАССЫ!
Видео-арт в России молод, неприхотлив и оттого вездесущ. Видеохудожникам и их произведениям, конечно, случается оказаться в солидной галерее, где экспонируется “серьезное” искусство, случается также в рамках образовательных программ бывать в стенах какого-нибудь достопочтенного учебного заведения на радость студенчеству. Это если пригласят. Но бороться с другими “искусствами”, более пафосными и амбициозными, за место под солнцем и добиваться музейных площадей вовсе не обязательно. Показы видео-арта могут проходить где угодно, пусть даже речь идет о городских пустырях. Необходимым и достаточным требованием является лишь наличие проектора, колонок и стены, вообще — любой вертикальной поверхности, на которую видео будет проецироваться.
Просмотров:  4285
12.01.2006 [07:32] НАЖМИ НА КНОПКУ — ПОЛУЧИШЬ РЕЗУЛЬТАТ?
В сентябре 2005 года разнообразные росписи в духе contemporary art вновь заполнили бетонные заборы нашего города — проект “Длинные истории” получил свое продолжение. Наверное, еще рано вспоминать, как все начиналось, как замысливался проект его бессменным куратором Арсением Сергеевым. Куда важнее найти корни этого явления — ведь художественная роспись по забору появилась три года назад не “впервые и вновь”, у современных художников были свои предшественники.
Просмотров:  4316
12.01.2006 [07:21] ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Аполлинарий. Выставка «книги художника» к 125-летию со дня рождения Гийома Аполлинера. 14 октября - 14 ноября. Выставочный зал Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В. Г. Белинского
Просмотров:  5428
11.01.2006 [11:35] АРТХРОНИКА
Сентябрь - ноябрь 2005 года
Просмотров:  4956
03.10.2005 [11:34] НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ (МНОЖИМ ВЗГЛЯДЫ И ПРОБЛЕМЫ)
19-20 мая в Екатеринбурге в рамках традиционных «Весенних искусствоведческих чтений» памяти Б.В. Павловского прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Новое искусствознание как социальная экспертиза культуры общества потребления», призванная выявлять текущий статус искусствознания в ряду других соответствующих гуманитарных наук. В дополнение за круглыми столами обсуждались вопросы новых образовательных стратегий и практик в сфере современного искусства» и проект «Евразийского Центра современного искусства, образования и арт-коммуникаций».
Просмотров:  7893
03.10.2005 [11:28] ВСЕ НОВОЕ В ИСКУССТВЕ – НОВОЕ?
Необходимость появления такого проекта, как «Новорусское!», эпатажного масштабностью своих замыслов, очевидна. Сегодня границы искусства размыты настолько, что спорным становится сама действительность произведений современного искусства, а тем более уж их новаторство. Для размышления зрителям были представлены работы современных художников из Москвы, Екатеринбурга, Калининграда, Новосибирска и Нижнего Тагила, которые компактно разместились в Музее Молодежи и призваны были показать то самое новое и то самое русское в современном искусстве. Однозначности не было ни в чем, и сами создатели выставки вопрошали с ярких афиш — «Все новое в искусстве — новое?».
Просмотров:  8980
03.10.2005 [11:24] ВЫСТАВКА “ОБМАНОК”
Современное искусство зачастило в Екатеринбург. Не успели жители отойти от “Новорусского”, которое удивляло город в конце мая, как в столицу Урала привезли новый проект с не менее интригующим названием “Рефлексия”, предаставленный в Екатеринбургской галерее современного искусства.
Просмотров:  7261
03.10.2005 [11:22] ПЕРФОРМАНС МИГРИРУЕТ
Перформанс все время в движении и, по определению, не может устоять на месте. Перформанс все время норовит выскользнуть из отведенного ему места, занять новые рубежи и территории, в особенности его привлекают именно рубежи. Стремясь преодолеть любые границы: от грани между реальностью повседневности и реальностью мира искусства до границ разных видов творчества, перформанс за все берется, все смешивает, все беспечно и озорно превращает в пространство игры, где законы формулируются и утверждаются только для того, чтобы в следующую секунду быть разрушенными.
Просмотров:  8578
03.10.2005 [11:15] «В ВЕНЕЦИИ МЫ БЫЛИ ГЛАВНЫМИ ГЕРОЯМИ»
Интервью с Вячеславом МИЗИНЫМ и Александром ШАБУРОВЫМ
Просмотров:  7359
03.10.2005 [11:09] ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СДВИГ. НОВАЯ РАЗМЕТКА ПОЛЯ ИСКУССТВА
«Видеоарт умирает», — сказал Барт Руттен, один из кураторов Института Montevideo/Time Based Arts (Амстердам). Он проработал в Монтевидео семь лет и считает, что пришло время, чтобы найти новые ориентиры в искусстве и в своей карьере. Он собирается стать куратором музея, значительную часть коллекции которого составляет фарфор, в том числе и современный. Назад к вещам, к чувственному, к материально ценному. Концептуальное искусство устарело, что, впрочем, означает лишь, что все от него устали. Это раз.
Просмотров:  7491
03.10.2005 [11:05] ЛЕНИН И ЛОТОС
Калмыки – буддийские кочевники из западной Монголии, которые в начале XVII века поселились в регионе между Волгоградом и Каспийским морем. При Советском Союзе Калмыкия с 1920 года была автономной областью, а с 1935 года автономной республикой (КАССР). В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в Сибирь, потому что советская власть его обвиняла в сотрудничестве с немецкой фашистской армией. Только начиная с 1957 года, при Хрущеве им разрешали вернуться, где была создана Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1959 году опять в КАССР. После перестройки в 1991 году Калмыкия приобрела статус автономной калмыцкой республики. Столица Элиста – буквально это означает «место в песке» – была основана около 150 лет назад и является единственным значительным поселком в степи с 110 000 жителями. Здесь говорят на русском и на калмыцком, хотя многие калмыки уже забыли свой родной язык. Но это всего лишь главные факты.
Просмотров:  7040
03.10.2005 [10:53] ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА:КОНТЕКСТ, ШАБЛОН, ПАУТИНА
Дискуссия в Центре действия НОГА 3 августа 2005 года.
Просмотров:  7663
03.10.2005 [10:35] СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ПРОВИНЦИИ: ЖИЗНЬ НА БОЛОТЕ, ИЛИ ПОТАЙНЫЕ ШВЫ «НЕОДЕЖДЫ»!
В конце апреля в Центре современного искусства «Арс-Форум» в Ярославле открылась выставка «Тело и поверхность»: коллаж, фотография, объекты из проектов разных лет: «СЭКОND XEND», «Неодежды», «Голая механика». Автор — художник Сергей Терентьев — творческий персонаж из Петрозаводска, умудряющийся существовать не только в провинциальном пространстве своего достаточно небольшого по Российским меркам города, но и в более широком художественном контексте. Сергей — арт-директор Центра культурных инициатив республики Карелия, куратор и участник ряда международных проектов. Столица республики Карелии — место, имеющее свои традиции в области современного искусства, опыт собственных международных выставок современного искусства, творческая среда, не лишенная провокационных арт-проектов и актуальных концептов творчества. В стремлении разузнать о нитях жизни современного искусства в Петрозаводске, о швах, связующих его с городом, и обменяться опытом выживания в провинции состоялся наш разговор с Сергеем Терентьевым и Марией Юфа, женой художника, искусствоведом.
Просмотров:  8532
03.10.2005 [10:30] ГАРВАРД. МАРБУРГ. ЕКАТЕРИНБУРГ?
Несмотря на то, что в Европе или Америке существование культурных центров и галерей современного искусства при университетах обычное дело, в российской образовательной практике такое событие, как создание Центра современной культуры УрГУ, не имеет прецедентов. Можно лишь вспомнить музей-коллекцию Леонида Талочкина, собрание произведений художников-нонконформистов, подаренное РГГУ (Российский государственный гуманитарный институт, г. Москва), и, пожалуй, музей Цветаева (но это уже пример из прошлого), ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, задумывавшийся первоначально как учебный и просветительский центр при Московском университете. Но если последний был ориентирован на классическое искусство, от Античности до Возрождения, ЦСК, функционирующий уже пятый год, работает с культурными явлениями дня сегодняшнего.
Просмотров:  7146
03.10.2005 [10:15] ДИЗАЙН — TERRA INCOGNITA
С 7 по 9 июля в Екатеринбурге проходила выставка работ финалистов Премии инновационного дизайна (Design Innovation Award). Специфика «выставки идей», демонстрирующей не готовые решения, а предложенные к реализации творческие проекты, потребовала неординарных экспозиционных ходов. Идеальной площадкой оказался павильон Киностудии — одновременно и производственное, и культурное пространство, своего рода испытательный полигон для различных экспериментов в области архитектуры, а также промышленного и графического дизайна.
Просмотров:  7594
24.05.2005 [10:45] ЛЕОНИД ТИШКОВ. ВОДОЛАЗЫ
Водолазы. Часть первая и часть вторая. Ожидается часть третья. Дальше выйдут Даблоиды, Стомаки, Живущие в хоботе. Как минимум, будет 6 книг. Выпускает их издательство «Гаятри» в серии «(НЕ)обычные существа».
Просмотров:  7261
24.05.2005 [10:44] ИНОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ
Узок круг профессионалов. В наши дни, когда «мыльницу» себе может позволить каждый школьник, а качественная проявка и печать фотографий обеспечена любому желающему, в фотографической элите Екатеринбурга признанных мастеров — с десяток-другой не больше. Николай Боченин, Дмитрий Федоров и Сергей Крылов — чьи работы были представлены на выставке «Летоисчисление» — как раз из них.
Просмотров:  7355
24.05.2005 [10:41] «ПОМНИ ДЕДУШКУ 2 — ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ»
Проект «Помни дедушку 2 — Взгляд в прошлое» объединяет объекты, фотографии и видеоарт художественного кооператива «Арт-сарай» (Казань), живопись Карин ван дер Молен и видео Патрика ван Букеля (Нидерланды), а также представляет книги из фондов научной библиотеки им. В.Г. Белинского и музыкальную композицию, созданную группой «4 позиции Бруно» (Екатеринбург). Выставка оказалась весьма актуальна в контексте повального увлечения символикой и атрибутикой советского времени.
Просмотров:  7664
24.05.2005 [10:39] РАЗМЫВАЯ ГРАНИЦЫ: ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФОТОПОСТМОДЕРН
Во время развития цифровых технологий обработки визуального материала изменяется статус фотографии. Классическая аналоговая фотография и ручная печать выделяются в отдельный вид художественно-ремесленного занятия, сродни офорту или литографии.
Просмотров:  6813
24.05.2005 [10:38] МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫЙ
Выставка Ильдара Зиганшина «Оцифрованный Лондон» экспонировалась в музейном пространстве Дома Метенкова и по сути своей стала отчетной для художника, сфера деятельности которого — фотография и графический дизайн. Среди наиболее известных екатеринбургскому зрителю серий данного автора можно назвать «Посвящения», «Любовь моя к русской женщине», «Жизнь упаковки», «Пипл», «Такие места», «CARGIRLs», «Сигналы континента», «Каталонский сон», «Корни табора», «Скандинавская поэзия». Объединяющая фотографии Лондона концепция постулирует нехитрую до тривиальности мысль «оцифровки мира».
Просмотров:  6634
24.05.2005 [10:33] ВЫСТАВКА СЕРГЕЯ ЧЕЗГАНОВА «ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ»
Эпоха постмодернизма привносит в отношения между произведением искусства и его зрителем элемент игры, правила в которой определяет художник. Уравнивая в правах действительное и вымышленное, художник придумывает некий образ, амплуа и начинает позиционировать себя в его рамках. Так, Сергей Чезганов, известный уральский художник-кинетист, придумывает свою обширную «необиографию». Он пишет иронические поп-артистские тексты, где факты его реальной автобиографии претерпевают значительную деформацию и обрастают фантастическими подробностями.
Просмотров:  7102
24.05.2005 [10:29] СОЗЕРЦАЮЩИЕ
Об ответственности художника многие века свидетельствовала ответственность за ремесленное исполнение произведения. В XIX веке вопросы ремесла предполагали помимо выработки собственно живописной техники самоопределение художника относительно ценности рисунка и памяти. «… Рисунок (традиция и школа хорошего рисунка) — это фундамент, на котором покоится все здание живописи, даже если последняя ставит перед собой задачу его уничтожить. Можно даже сказать: рисунок — это сознание живописи, та ее составляющая, которую в человеке мы назвали бы чувством ответственности», — замечал Ортега-и-Гассет, рассказывая о Гойе.
Просмотров:  7043
24.05.2005 [10:27] «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ», ОЧЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Стремление представить в рамках биеннале российских художников, работающих с темами, репрезентирующими ценности человеческой жизни: любовь, рождение и смерть (как бы это ни показалось на первый взгляд банальным), стали сутью концепции кураторов из Санкт-Петербургского, Нижегородского, Екатеринбургского и Калининградского филиалов ГЦСИ. Инициатива исходила от Марины Колдобской и Анны Матвеевой (Петербург), предложивших сотрудникам структуры ГЦСИ провести в рамках биеннале выставку, в которой нашло бы свое отражение новое понимание актуальности в искусстве.
Просмотров:  7319
24.05.2005 [10:26] КУДА ИДЕТ БИЕННАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ?
О московской биеннале стали говорить в широких художественных кругах около трех лет назад. Эта тема обсуждалась на Международной конференции во время АРТМОСКВЫ в 2003 году, куда были приглашены ведущие кураторы с международной репутацией. Тема продолжала обсуждаться на страницах Художественного журнала. Задачи и формы большого проекта стали темой открытого живого обсуждения: станет ли московская биеннале эффектным шоу или форумом интеллектуалов.
Просмотров:  7563
28.01.2005 [17:36] ИСКУССТВО В ОБЕРТКЕ ДРУЖБЫ
«Мой друг Букашкин». Галерея «Парарам», Екатеринбург. 22 октября – 5 ноября 2004 года
Просмотров:  8615
28.01.2005 [17:29] 10 ЛЕТ «ИЗДАТЕЛЬСТВУ ALCOOL»
Выставки «книги художника» стали регулярным событием в художественной практике выставочного зала Свердловской областной библиотеки им. В. Г. Белинского. Последняя экспозиция познакомила с книгами, изданными под маркой «Издательство ALCOOL».
Просмотров:  7302
27.01.2005 [19:47] ДЕБЮТАНТЫ
Группа «Sistra» и Дмитрий Кушкин. «Фотоbox» Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия 10 ноября 2004 года
Просмотров:  6564
27.01.2005 [19:40] ПРАКТИКИ ОБИТАНИЯ: ADAEQUATIO REI ET INTELLECTUS*
Чтобы свернуть выставочный проект «Практики обитания», реализованный в конце ноября в рамках конференции «Современный город: межкультурные коммуникации и практики толерантности», в общую картину восприятия без помощи особых медитативных техник, подойдет концепция сознания нейрохирурга Карла Прибрама. Суть ее в том, что мозг интерпретирует реальность «либо как поток частиц, либо как волну».
Просмотров:  7497
27.01.2005 [19:31] ХУДОЖНИК В ДЕЛЕ
Конечно, можно успокоиться расхожим утверждением, что «на АРТКлязьме все только пьют и трахаются», но все не так плоско. Фестиваль современного искусства под открытым небом «АРТКлязьма» – это часть большого проекта по десоветизации территории пансионата «Клязьминское водохранилище».
Просмотров:  8251
27.01.2005 [17:14] МАЛЕВИЧ СКОРЕЕ ЖИВ, НЕЖЕЛИ МЕРТВ
Международный фестиваль цифрового искусства «Art Digital» Галерея «М’АРС», Москва 25 января 2005 года
Просмотров:  7602
27.01.2005 [17:02] ЛЕТАТЬ…
24 ноября 2004 года в Инженерном замке Русского музея открылась персональная выставка Сэм Тейлор-Вуд – одной из самых романтических фигур прославленного поколения YBA («молодые британские художники»). К слову сказать, им уже около сорока, однако самые яркие из них – Дэмиан Херст, Гэри Хьюм, братья Джейк и Динос Чэпмены – продолжают оставаться актуальными. Материалом для выставки послужили фотографии и видеоинсталляции 2001 – 2004 годов, которые удивительно органично вписались в интерьеры замка, обыгрывая в новом ключе идеи возвышенного.
Просмотров:  7681
27.01.2005 [12:19] ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ АНДЕГРАУНД 1960 – 1980-Х ГОДОВ
Характерной чертой является известная разобщенность столичных и провинциальных процессов. Столица, выполняющая функции центра, являющаяся таковым в официальной сфере, в неофициальной, скорее, «эпицентр», средоточие крупных сил альтернативного искусства.
Просмотров:  12911
27.01.2005 [12:07] ВМЕСТО СТРАСТИ: ОБЪЕКТИВНАЯ ЦИФРОВАЯ ПРИРОДА
Вероятно, когда перестаешь мечтать, понимаешь, что мечты не сводимы к желаниям. Скорее, это вера в будущее, понимание жизненных целей.
Просмотров:  7841
08.10.2004 [06:53] ИСКУССТВО ИЗ ПОЛЬШИ: МАРШРУТЫ
«Красивыми и нервными», каковыми являются, по мнению знакомых мне мужчин, польские девушки, можно назвать и польские пространства, какими они предстают в воображении здесь, на Урале, в образах истерзанной Польши, перемолотой войнами, разделами, Холокостом, политическими и национальными распрями и естественной энергией людей. С такими мыслями я и поехала 5 августа в Нижнетагильский музей изобразительных искусств смотреть выставку «Под бело-красным флагом. Новая «штука» из Польши».
Просмотров:  7711
08.10.2004 [06:48] ПУЛИ-ПУЗЫРИ
Удар кием по мячу сродни выстрелу из автомата: экзистенциальная борьба с жизнью то и дело подменяется в существовании рядовых граждан прямыми военными действиями, азартные игры требуют солдатских навыков, и искусство примеряет маски арбитра, шлем, свисток и автомат Калашникова. Примеряет – и проникает на военную территорию как игрок. Выставочно-акционный сетевой проект «Художник и Оружие», собравший с 5 по 15 июля в Нижнем Тагиле расписные подносы, компьютерную анимацию, видео, фотографии и инициативных художников, подводил итоги масштабной в своем замысле социокультурной программы. Нынешней осенью проект представляют в Калининграде, но важность нижнетагильского этапа определяет то, что выставка и акции художников проходили на фоне, одновременно и в попытке кооперации (надежды на проникновение, внедрение) с регулярно проходящей здесь Российской выставкой вооружения (Russian Expo Arms).
Просмотров:  7099
08.10.2004 [06:40] LES FRIGOS ПАРИЖА - ПОЛЮС ИСКУССТВА
Адаптация нефункциональных, более неиспользуемых по назначению промышленных или транспортных объектов к новым социально-экономическим, экологическим и эстетическим условиям – один из эффектных путей расселения искусства. В замысле обосноваться на территории оружейного или металлургического производства, трамвайного депо или склада – конвертировать историю и идею объекта в пространство искусства. С изменением функции архитектурный образ здания можно сделать акцентированнее: например, подчеркнуть его индустриальный характер. Но рассматриваемый объект – парижский неофициальный дом артистов, художников и музыкантов «Les frigos» (что по-французски значит «холодильники») – интересен с другой стороны. Стены старой постройки снаружи и внутри расписаны граффити. Тем самым, они превращены в демонстрационные экраны нигилистического и протестного настроя обитателей. Художники заменили архитекторов, спрятали объемно-планировочную структуру за выразительной графической упаковкой, взяв в свои руки обустройство жилого и рабочего пространства.
Просмотров:  7851
08.10.2004 [06:27] ПАРА-НОРМАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА КАЗАНИ
«Что такое актуальное искусство?» В казанской художественной среде этому вопросу свойственны особая прямолинейность и инфантильность, ставящие в тупик и почему-то заставляющие собеседника чувствовать свою вину. Может быть, оттого, что немногие художники в Казани сегодня способны четко представить себе чудище по прозванию «симулякр» или суть действия по имени «перформанс». Самая распространенная реакция – снисходительная улыбка и любопытство: «а разве искусство может быть не актуальным?» В такой ситуации приходиться «разводить по понятиям». Вопрос, существует ли в Казани актуальное искусство, в художественном сообществе решается неоднозначно, и contemporary art бродит по городу подобно гоголевскому призраку в шинели.
Просмотров:  10166
01.01.1970 [00:00] АРТХРОНИКА
Сентябрь - ноябрь 2005 года
Просмотров:  4923
01.01.1970 [00:00] НАЖМИ НА КНОПКУ — ПОЛУЧИШЬ РЕЗУЛЬТАТ?
В сентябре 2005 года разнообразные росписи в духе contemporary art вновь заполнили бетонные заборы нашего города — проект «Длинные истории» получил свое продолжение. Наверное, еще рано вспоминать, как все начиналось, как замысливался проект его бессменным куратором Арсением Сергеевым. Куда важнее найти корни этого явления — ведь художественная роспись по забору появилась три года назад не «впервые и вновь», у современных художников были свои предшественники.
Просмотров:  4225

Copyright 2004-2008 © Журнал "ЗААРТ"
Все права защищены


Рейтинг ресурсов "УралWeb"   
Разработка дизайна - Студия "АРТОГОНАЛЬ"