МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Экономика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
15.05.2010 (04:17)
Версия для печати
ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Демидова Е.В., Уралнипроект РААСН - "Проект Ахей"

Изучение промышленных территорий немыслимо без исследования теоретического и исторического аспекта их возникновения и развития. В первобытном обществе жилище являлось сосредоточением почти всех хозяйственных и трудовых процессов. Дифференциация жилищ и мест трудовой деятельности зародилась в античную эпоху. В средние века процесс дифференциации не получил широкого развития: типичное городское жилище состояло из склада продуктов на третьем, жилья на втором и мастерской-магазина на первом этажах. Дома в сельской местности по настоящее время сохраняют тесную связь со складскими и чисто производственными зданиями и помещениями (рига, амбар, хлев, хозяйственные постройки на участке и др.). В эпоху капитализма отделение мест труда от жизненного пространства начало проходить более интенсивно – склады, фабрики и заводы, производственные мануфактуры обособляются на территории в крупные архитектурные комплексы. Именно тогда и начинается публикация работ по вопросам размещения производств на территории, в основном в рамках экономических и географических научных исследований. Исторически становление теории размещения (локализации) производства связывают с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й. Тюнена (нем. Johann Heinrich von Thünen) “Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии”. Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. Работу отличает высокий уровень абстракции, поскольку автор предполагает рассмотрение воображаемого изолированного государства, расположенного среди бесконечной однообразной равнины без судоходных рек и с единственным городом – рынком потребления в центре. Все экономическое пространство Тюнен делит на своеобразные кольца (круги), расположенные вокруг города в следующем порядке: 1 - молочное и садово-огородное хозяйство, 2 - лесное хозяйство с постоянным лесовозобновлением, 3,4,5 - зоны разных форм полеводства и животноводства, 6 - пастбищное скотоводство, 7 – охота и другие несельскохозяйственные промыслы1 (рис. 1). . Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться производство. В то же время чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города. Таким образом, немецким ученым был выявлен один из важнейших принципов пространственной дифференциации хозяйства – его зависимость от транспортно-географического положения. В 1882 году В. Лаунхардт (нем. Carl Wilhelm Friedrich Launhardt) разработал метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции, названный впоследствии методом Лаунхардта, или методом весового локационного треугольника. Как и у Тюнена, решающим фактором размещения производства по Лаунхардту являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории, а точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Продолжил данные изыскания А. Вебер, который в своей работе “О штандорте промышленности” (1909 г.) заложил основы выбора оптимального места для размещения предприятия (так называемого им – “штандорта”). Немецкий экономист берет за основу теории определенную изолированную в хозяйственном отношении замкнутую территорию, на которой мысленно предполагается наличие топливно-сырьевых и иных ресурсов, повсеместное развитие железнодорожного транспорта, неограниченное количество рабочей силы. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, “которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте”3. В результате отсеивания элементов производственных издержек, А. Вебер оставляет следующие три фактора, влияющие на локализацию предприятий: транспорт, рабочая сила и агломерация. Согласно транспортной ориентации предприятие, при прочих равных условиях, будет построено там, где будет наименьшей совокупность транспортных издержек на доставку необходимого сырья и на вывоз готового продукта потребителю. Исходя из соотношения указанных показателей легко установить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья материалов, а производства с небольшим индексом – к центру потребления. Далее, учитывая различия в издержках на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наименьшими рабочими издержками. Третий фактор означает скопление в одном пункте многих промышленных предприятий, удешевляющих издержки производства при строительстве новых промышленных предприятий. Таким образом, ученому первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Вербер не только продвинулся в изучении территориального размещения производства, но и заложил основу кластерной модели хозяйствования с учетом наличия агломерационного эффекта. Следующая плеяда западных ученых разрабатывала математические модели систем расселения. Первую теорию о функциях размещения системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В. Кристаллер (нем. Walter Christaller) в своем труде “Центральные места в южной Германии”, вышедшем в свет в 1933 г. Исходя из идеализированного допущения об изотропной поверхности4, он предположил, что населенные пункты на такой территории должны располагаться с определенной закономерностью, упорядочивающей размещение. Такой закономерностью, по его мнению, является размещение центрального пункта в центре, а соподчиненных ему пунктов — в углах шестиугольной решетки. Каждый такой шестигранник с семью населенными пунктами вместе с шестью другими входил в более обширную зону, насчитывающую 49 пунктов (7x7), при этом главный город центрального шестигранника является центральным пунктом для всей зоны (рис. 3). Кристаллер выделил применительно к условиям Южной Германии семь уровней иерархии (центр земли, округа, района, общины, город в пределах общины, поселок или село с административными службами, торговый центр) с примерными параметрами5. Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Ученый предположил, что минимум услуг должен предоставляться самым низшим центральным пунктом этой иерархии, который любой житель близлежащей округи должен иметь возможность достичь пешком за 1 час (т.е. радиус этой территории – немного более 3 км). По мере движения по иерархической лестнице вверх набор услуг увеличивается. Кристаллер считал свою модель “общей дедуктивной теорией”, объясняющей размеры, число и размещение населенных мест6. И хотя многие теоретические положения теории умозрительны и не выдерживают проверки практикой, главный его вклад видится нами в формулировке общих представлений о целесообразном расселении на той или иной территории, а также классификации по функциональному назначению с оценкой ее радиуса влияния. Другой немецкий экономист-географ Август Лёш (нем. August Lösch) в работе “Географическое размещение хозяйства” (1940 г.), продолжая развивать идеи Кристаллера, использовал идею гексагональной решетки взаимосвязанных населенных мест, придал ей больше гибкости и достоверности, увеличив набор рассматриваемых видов обслуживания и предполагая, что каждый из них может иметь собственную гексагональную систему, накладывающуюся на остальные. При этом выявляются сектора с большим и меньшим числом населенных мест, а вся более сложная и дифференцированная, чем у Кристаллера, сеть расселения названа Лёшем “экономическим ландшафтом”7. Определяющим фактором размещения индивидуальных предприятий Лёш считал извлечение максимальной прибыли. Теорию наименьших издержек Вебера он подверг критике. “Основная ошибка Вебера заключается в том, что он всегда искал место с минимальными издержками размещения предприятий... Правильным является только поиск места, обеспечивающего максимальные прибыли”8. Лёш считал, что для определения точного места, обеспечивающего максимальную прибыль, потребовалось бы решить задачи с большим количеством неизвестных, что теоретически возможно и практически осуществимо. К числу его заслуг следует отнести введение им в число факторов, влияющих на размещение, таких, как налоговая система, международная торговля и НТП. Именно Лёш поднял теорию размещения на макроэкономический уровень исследования, взяв как объект исследования не только предприятие, а всю территориальную структуру хозяйства. Обобщая изученный материал, можно сказать, что цикл работ по теориям пространственного размещения и развития производительных сил на территориальном уровне посвящен вопросам изучения факторов влияния, вопросам совершенствования пространственной организации производства и выявлению преимуществ каждого конкретного вида, а не с учетом всех их совокупностей. Территория здесь рассматривалось дискретно, без учета исторических, транспортных, инновационных, территориальных, трудовых и экономических условий. В современных теориях размещения внимание перемещается с традиционных факторов (транспортные, материальные, трудовые издержки) на проблемы реструктурируемых промышленно-технологических комплексов, инфраструктурного обеспечения, развития инноваций и телекоммуникационных систем, экологии; а в последние два десятилетия — на нематериальные факторы размещения, к которым относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанность людей к своей местности и т.п.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=997    /    Просмотров: 8070

Последние статьи раздела
ПОНЯТИЕ И ОПЫТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОРОДАХ

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КАРКАСЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ГЕНЕЗИС ТЕОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ: ОПЫТ, РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМАТИКА.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДОВ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"