МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Теория истории
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
24.04.2004 (18:00)
Версия для печати
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

Силантьев Д.В - "Проект Ахей"

опубликовано: Философия и наука/Материалы второй мужвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей. Екатеринбург, 2003. 

Синергетика уже достаточно прочно завоевала место в ряду других методологических парадигм, используемых социальными науками. С самого своего появления, теория самоорганизации (большинство ученых признает идентичность этого термина с синергетикой) проявляла стремление к универсализации своих принципов. Уже творцы нового направления в науке, И. Пригожин и И. Стенгерс, стремились экстраполировать принципы самоорганизации на экологию, экономику, климатологию и биологию (1). С ее помощью не только объясняют поведение людей в малых группах, но и ищут механизмы глобальных исторических процессов: крушения и возникновения государств, смены цивилизаций и т.д. Между тем, многим представляется спорным возможность применения методологических установок разработанных в рамках термодинамики и химии к явления общественной природы.  
Достоверность синергетических законов обеспечивается их естественнонаучным обоснованием. Основой экстраполяции является широкое использование метода аналогии. Иногда происходила подмена некоторых понятий синергетическими терминами. Это вызывает возражения со стороны разных специалистов. Подобная ситуация объясняется неразработанностью механизмов переноса «точного знания» на гуманитарные сферы (2). При этом еще сам Пригожин предупреждал о необходимости соблюдение осторожности при подобных действиях (3).
Методологически, аналогии и прототипы основаны на представлении об единстве мира и изоморфизме как одной из важнейших характеристик бытия. Умозаключение, полученное способом аналогии, носит лишь правдоподобный характер, но является источником научных гипотез и рассуждений (4). Для того, что бы синергетические модели стали применимы к социальному знанию необходимо наличие универсализированной понятийно-категориальной модели. Можно выделить три этапа методологического становления междисциплинарного синтеза. На первом, на котором сейчас находится большинство исследователей, происходит поиск аналогий между синергетическими моделями и общественной жизнью, их описание. Второй – создание синергетической модели социальной самоорганизации, базирующейся на широком синтезе всех общественных наук. И третий этап – интерпретация этой модели. Научное познание призвано интегрировать информацию о различных явлениях. Синергетическое познание предполагает отыскание закономерностей, применимых к системам различной природы. В первую очередь, процессов их саморазвития и эволюции. При этом опасность сведения многообразия социальных процессов к упрощенной схеме снижается за счет постулирования принципа эмерджентности. В соответствии с основами синергетики, новый порядок, рожденный из хаоса, не сводится к сумме частей его породивших. В данном случае, речь должна идти об оптимальных, для исследовательских целей, соотношении изоморфизма и полиморфизма.
Таким образом, синергетика не переносит на гуманитарную сферу закономерности точных и естественных наук. Она дает новое представление о существовании мира и роли в нем хаоса, порядка и их взаимодействия.
Уже сейчас очевидно, что концептуальный аппарат синергетики не только обеспечивает стирание границ между естествознанием и обществоведением, но и является мощным эвристическим стимулом как для истории и социологии, так и для других наук связанных с Человеком. Превнося в социальное знание такие категории как «устойчивость и неустойчивость», «бифуркация», «аттрактор», теория самоорганизации способствует превращению истории из науки описательной (т.е. фиксирующей и объясняющей факты прошлого) в теоретическую науку, имеющую сослагательное наклонение и «сценарный подход» (5). Соответственно синергетика укрепляет и методологию футурологических исследований -интуитивные прогнозы уступают место конструктивным моделям. Комплекс синергетических категорий позволяет по-новому осмыслить традиционные проблемы антропологии, культурологии, социальной и исторической психологии, этики, раскрывая при этом раскрывая при этом малоизученные прежде причины зависимости (6).
Основная причина отставания внедрения синергетики в социальные науки - разрыв между гуманитарным и техническим образование. Профессионально разобраться в вопросах науки из «другой» сферы (технической или гуманитарной) очень сложно. Однако такие попытки постоянно предпринимаются. Синергетика уже перешагнула рамки простой междисциплинарной науки, появлением которых характеризуется прогресс научной мысли во второй половине XX века. Сейчас она способна выступать как система мировидения, по-новому ставящая многие сложные вопросы, касающиеся не только процессов порядкообразования в некоторых классах систем, но и в целом научного взгляда на мир. Синергетика постепенно превращается из суммы формул в набор философских категорий, применимых к любой области знания.


1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.
2. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994. С. 26.
3. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования// Педагогика, №4, 1996. С. 109.
4. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Спб., 1999. С. 64.
5. Гомаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории//Общественные науки и современность, №2, 1994.
6. Назаретян А.П. Модели самоорганизации в науках и человеке и обществе// www.sinergetic.ru

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  5  /  Число голосов:  1  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=36&article=57    /    Просмотров: 13276

Последние статьи раздела
БИБЛИЯ – КАЛЕНДАРЬ - ПРИРОДА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

ИСТОРИЯ, НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"