МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Теория истории
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
21.09.2004 (12:41)
Версия для печати
ВРЕМЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА: МИФ, ЭПОС, ЛОГОС

Кругликова Г.И. - "Проект Ахей"

 

Взаимоотношения человека с миром времени стары как сам человеческий мир. Эти взаимоотношения не отмечаются единообразием: они сложны, пестры, причудливы и непостоянны. История постижения времени, наглядно иллюстрирующая динамику общественного развития, связана с проблемой существования “двух времен” - природного и социального.

Время как символическую структуру, выражающую организацию общества через временные ритмы определил А.Юбер. Два образа времени - астрономическое как календарное время или “время часов” и социокультурное, представляющее собой “социальный смысл”, выделили П. Сорокин и Р. Мертон, дав основные характеристики каждому. Дж.Льюис и Э.Вайгерт, исследуя проблему роли времени в организации функционирования общества, доказывают, что три цикла природного или календарно-астрономического времени (суточный, недельный и годовой) превратились в циклы социального времени и жестко детерминируют социальное поведение индивида в современном обществе1. Благодаря разработке проблемы социального времени, начавшейся в к. XIX в., утвердилось представление о времени как об одном из наиболее значимых факторов общественной жизни.

Уже в античности сложились основные типы понимания времени: мифологическое, эпическое и классически-полисное время как первая ступень осознания социально-исторического времени.

Изначальная познавательная деятельность человека эпохи присваивающего хозяйства была основана, вероятно, на гелиотропизме. На ранних стадиях эволюции человека “биологическая память суточного цикла осмысляется наблюдениями за суточным циклом Солнца (что находит свое выражение в наиболее архаических солярных культах) и постепенно сменяется левополушарным членением времени, предусматривающим не только прошлое и настоящее, но моделируемое время, то есть будущее. Таким образом формируется бесконечная последовательность вчера - сегодня - завтра”2. Восход и заход Солнца дали людям первую и основную меру времени - день, а затем и сутки.

Важной вехой постижения времени стало выделение лунных циклов. Наблюдения за Луной позволили выделить первые циклы из нескольких солнечных суток, основанные на представлениях о фазах Луны. Лунные периоды стали временными отрезками, в которых человек мог планировать свое будущее. Полный цикл изменений вида (фаз) Луны давал понятие о месяце. Счет времени в месяце удобно было вести от “рождения новой Луны”, древнегреческие астрономы назвали это явление неоменией.

Перемещающиеся в поисках пропитания палеолитические общины нуждались в путеводных ориентирах. В этой связи формировались представления о видимом горизонте. Время не отделялось от пространства. Лингвисты отмечают, что время как длительность жизни человеческого рода зачастую связывается со “стоянкой”. Люди верхнего палеолита четко выделяли четыре стороны горизонта: его северное, южное, западное и восточное направления. Наблюдения за небосводом давали возможность использовать небесные ориентиры.

В качестве небесного ориентира помимо Солнца и Луны одной из первых была выделена Полярная звезда. Выделялись не только отдельные светила, но и группы светил - созвездия. Им давались имена, отражающие как практическую деятельность людей, так и мифологические воззрения на природу.

Этнографы зафиксировали случаи полного совпадения группировки звезд в созвездия у далеких друг от друга народов. Уже ранними охотничьими общинами эпохи палеолита была выделена звездная группа Плеяд (созвездие Тельца), получившая название “семи сестер” в разных точках земного шара: у аборигенов Австралии, индейцев Америки, коренного населения Сибири, в античном Средиземноморье. Столь же ранним ориентиром служила Большая Медведица. Привлекал внимание Млечный путь. Без ориентиров в поисках пропитания была невозможной жизнь собирателей. Но в условиях ирригационного земледелия пространственных ориентиров было недостаточно.

Сложные природно-географические условия и примитивные технологические возможности периода перехода от присваивающего к производящему хозяйству требовали решения одной из первых научно-технических задач человечества: счисления, измерения, учета и структурирования времени. Особенно острой эта задача стала в период формирования государственности; решение ее было возможно только посредством создания системного наблюдением за звездным небом, за движением небесных светил. Решение этой задачи сопровождалось эволюцией представлений о времени, но неизменно несло на себе отпечаток мифологического его восприятия.

Основной чертой мифологического времени является антропоморфизм. Мифологическое мышление родового коллектива - это понимание “всего неодушевленного в качестве одушевленного и всего неродственного как ближайшим образом родственного”, то есть представление, что “Солнце, Луна, звезды, атмосферные явления, наземные и подземные предметы и события - все это есть только совокупность родителей и детей, дедов и внуков, братьев и сестер и т.д.”3.

Человек не отделял себя от судьбы и богов. Бог - это и само явление, и его воплощение, и его течение; в образах богов олицетворялось время. С именами богов связаны названия планет, дней недели, зачастую - месяцев. Календарь - это не только график деятельности человека в рамках года, составленный с учетом биоритмов природы, но и распорядок деятельности богов. Время воспринималось как повторение одного и того же: сама природа сменой сезонов и биологических ритмов запрограммировала его движение по кругу, его цикличность. Для мифологического времени характерна неразделенность представлений времени и вечности: время - развернутая вечность, а вечность - свернутое в одной точке, в одно мгновение время4.

Миф фиксирует во времени превращение хаоса в космос. Мифы - идеальный способ передачи духовных начал, норм, идей, наставлений, то есть универсальных представлений, которые становятся общими истинами для жизненного опыта как всего коллектива, так и для каждого его представителя. Мифы - это, во многом, символы, обращенные к человеку на языке психосимволики.

  • космогонические, повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе,

  • этиологические (причинные), объясняют появление различных природных и культурных особенностей и объектов,

  • эсхатологические - сообщают о “последних” вещах, о конце мира, дают прогнозы.

Особенно важен анализ космогонических мифов, к которым примыкают антропогонические, трактующие происхождение (сотворение) человека (первочеловека), мифических первопредков и человечества; астральные: солярные и лунарные - мифы о звездах и планетах, в первую очередь о Солнце и Луне; календарные - мифы, теснейшим образом связанные с мифологизацией смены временных циклов - дня и ночи, зимы и лета и т. п. (вплоть до космических циклов), с циклом календарных обрядов. Исследователи предполагают, что еще у мустьерцев отождествление человеческой жизни с жизненными циклами растений сыграло немалую роль в формировании представлений о живом (под Солнцем) и мертвом (под Землей) пространствах как о цикличности жизни5.

Смена сезонов повсеместно увязана с деяниями умирающих и воскресающих богов, суточный цикл - со спуском в преисподнюю солнечной барки Ра, путешествием Шамаша (Уту) от “горы восхода” до “горы заката” и т.д. Одним из древнейших богов египтян был Хор (Гор) - сокол, летящий сквозь мировое пространство. Левый глаз Хора - Луна, правый - Солнце. С полетом Хора-сокола первобытное мировоззрение связывало смену времен года и времени суток.

Космогонические циклы в мифах - уничтожение и создание мира связаны с именами богов. Согласно индийской мифологии, Вселенная представляется яйцом Брахмы. Единицей измерения космического времени является день творца Брахмы, Ночь творца, или прекращение его созидательной деятельности, означает разрушение или хаос. Такое чередование дней и ночей, творения и разрушения образует ряды, не имеющие начала. Вселенная не имеет даты начала творения, она не имеет начала во времени. Для любого члена этого ряда, не имеющего начала, существует только относительная хронология (раньше или позже). Процветание и упадок, подъем и падение идут одно за другим и вращаются подобно колесу времени.

Согласно календарным мифам структурированное время, определяемое по светилам, вводится в процессе космогонии. Таким образом календарные мифы соотносятся с космогоническими мифами, введение календаря соотносится с деятельностью мифологических героев во благо людей. Согласно египетской мифологии, бог Ра жил на священном холме Бен-Бен в Гелиополе, ночью спал в цветке лотоса, а по утрам взмывал в небеса и летал над своим царством. Иногда он опускался слишком низко, и тогда начиналась засуха. В те времена, в солнечном году было столько же дней, сколько и в лунном - 360. Властелином и исчислителем времени был бог Тот - “левый глаз” Хора. Тот разделил год на три части и каждой из них дал название: сезон Половодья, сезон Всходов, сезон Урожая. Так возникли времена года. Затем Тот поделил каждый из сезонов на четыре части, по 30 дней в каждом - так появились 12 месяцев. Первым месяцем в году стал первый месяц Половодья - месяц Тога, который начинался в день летнего солнцестояния. Тот забрал 5 суток у Луны - с тех пор лунный год длится всего 355 суток, - и присоединил их к солнечному году, который стал равняться 365 суткам. Так мифология отражает наличие двух типов календарей: солнечного и лунного.

Пространственно-временные представления индусов сопоставляются с жертвенным конем, чье туловище - год, члены - времена года. Календарная символика приписывалась и анатомии человека, согласно которой 360 костей скелета человека - дни. По частям человеческого тела назывались месяцы у эвенков. Календарь эвенков состоял из 13-ти месяцев, начиная с головы: первый месяц - “голова”. Далее он опускался по левой части тела (второй месяц - “левое плечо”) до 7-го месяца; 7-й месяц - “последние суставы пальцев, или “когти” левой руки знаменовал середину года. Затем по пальцам правой руки календарь поднимался вверх и оканчивался 13-м месяцем — “правое плечо”.

По вавилонской традиции, строение календаря - деяние Мардука. В китайской мифологии пять мифических государей-героев связаны с центром и четырьмя сторонами света, созвездиями и планетами, 4 временами года. В греческой мифологии богини времен года - горы, три дочери Зевса и Фемиды - Эвномия (“благозаконие”), Дике (“справедливость”) и Ирена (“мир”) упорядочивают жизнь человека, вносят в нее установленную периодичность, наблюдают за ее закономерным течением, а также олицетворяют мировой порядок и справедливость.

С мифологическим временем тесно связано эпическое время - вариант, более поздняя ступень мифологического времени на пути ко времени историческому. Эпос возник в эпоху разложения родовых отношений. В отличие от мифа, эпос - продукт исторического времени, когда сознание выходит из круга мифологических, традиционно-невременных представлений и начинает обращаться с ними как с забавными вымыслами далекого прошлого6. Многие боги превращаются в героев, в основателей государств, т.е. исторических деятелей. Так бог армянской мифологии Арá Гехецик (Ара Прекрасный), умирающий и воскресающий бог, сын Арама (праотец армян), культ которого сложился у протоармян во II тыс. до н.э, в эпосе выступает царем армянского государства. Шамирам, богиня любви и сладострастия становится царицей Ассирии. Разгневанная отвержением ее любви, Ассирия идет войной на страну Ары. Герой уже отделяет себя от богов, а значит, вынужден отделять, еще во многом неосознанно, свой временной жизненный путь от вечности, в которой пребывают боги. Эпический рассказ является своеобразной предисторической ступенью знания.

Зарождение научного знания было объединено в древнем мире в рамках философии. Возникновение философии было тесно связано с развитием начал астрономии и математики. Практические нужды государства и его институтов (производственные, фискальные, политические, военные, религиозные), индивидуальные интересы человека (материальные и духовные) подталкивали развитие науки. Зарождение философии исторически совпадает с началом осмысления времени как социально-исторического. Философия возникла как синтез ранних мифологизированных космогонии и научных представлений на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Первых мудрецов-философов независимо от их этнической принадлежности, времени и места проживания не удовлетворяли мифологические постулаты. Их волновали проблемы космологии и космогонии уже с познавательской, исследовательской точки зрения. В раннегреческой философии сложились две модели космогенеза: ионийская опытно-натуралистическая модель и италийская априорно-логическая.

Мерой умственного отношения к бытию становятся опытное наблюдение, практически здравый расчет, положительная целепознавательная установка. Древние греки пришли к классически-полисному пониманию времени. Как отмечал А.Ф. Лосев, для классически-полисного понимания времени характерно постепенное освобождение от антропоморфизма, от родовых авторитетов для осуществления гражданских функций7. Раннеполисное понимание времени, еще близкое к эпическому и мифологическому, характерно для логографов и Геродота (485- ок.425 гг. до н.э). Фукидид, будучи младше Геродота всего примерно на 25 лет, представляет уже совершенно иное время древнегреческого общества - эпоху “нового философского движения, критической мысли и рационализма, отрешения от старых верований и преданий”, пору “начинающегося индивидуализма”; он современник Еврипида, софистов и Сократа - “представитель века разума и философии”8.

Таким образом, от времени мифологического - ко времени эпическому, от него - к историческому: таковы основные этапы эволюции представлений о времени. В этой временной последовательности происходит переход от мифа к логосу, от мифологического сознания - к сознанию логическому, необходимому для рационального познания мира и его явлений. В этой временной последовательности осуществляется переход от родовой общины к общине соседско-территориальной, от нее - к государству: такова общая тенденция культурно-социального и политико-экономического развития. Усложняющиеся социально-экономические и политические функции требовали совершенствования организационной деятельности, свершающейся во времени, а следовательно и четких систем счета времени, построенных на теоретических знаниях.

_________________________________

1 Историографический обзор и библиографию см.: Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. 2 Ершова Г.Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться (Истоки представлений о модели мира). Фрай Диего де Ланда. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. М., 2000. С. ЗЗЗ.

3 Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. С. 31.

4 Там же. С. 195.

5 Ершова Г.Г. Указ. Соч. С. 342-343. 6 Семушкин А.В. Эмпедокл. М., 1985. С. 67.

7 Лосев А.Ф. Указ. Соч. С. 50.

8 Бузескул В. Краткое введение в историю Греции. Харьков, 1910. С. 49.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  5  /  Число голосов:  1  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=36&article=217    /    Просмотров: 9275

Последние статьи раздела
БИБЛИЯ – КАЛЕНДАРЬ - ПРИРОДА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

ИСТОРИЯ, НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"