МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Теория истории
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
20.09.2004 (21:04)
Версия для печати
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ

Кругликова Г.И - "Проект Ахей"

 

Проблема структурирования исторического времени  до 90-х гг. ХХ столетия казалась достаточно устоявшейся в отечественной исторической науке. Но, как отмечает доктор философских наук Н.С. Розов, структура истории - это один из так называемых «проклятых вопросов», а точнее, великих проблем философии и науки, интерес к которой никогда не будет исчерпан и новые версии решения которой никогда не иссякнут (1).  «Мы комплектуем штат исторических факультетов, организуем подготовку дипломников и студентов младших курсов, основываясь на трехчленном делении [Древность, Средние века и Новое время]. Учебники подкрепляют эту модель [периодизации], а специальные журналы стараются скрупулезно придерживаться общепринятых границ  эпох. Профессорско-преподавательский состав внимательно делит историческое пространство, чтобы избежать вторжения на «принадлежащие» коллегам территории» - сокрушается по поводу косности периодизации истории в американском университете В. Грин (2).  В тоже время он признает, что из педагогических соображений мировые историки должны стремиться к разумной симметрии  между главными историческими эрами, несмотря на огромные диспропорции в доступности исторических данных для отдельных временных периодов и для различных регионов мира (3).  Нельзя не задуматься и над его мыслью о том, что границы периодов, однажды прочно установленные и повсеместно признанные, могут стать смирительной рубашкой для ума: они оказывают серьезное влияние на склад нашего мышления - способ, с помощью которого мы сохраняем образы, ассоциируем, осознаем начало, середину и завершение вещей (4).

 В основе преподавания и нашей отечественной истории лежит традиционный евроцентристский подход к периодизации: Первобытность, Древность, Средние века, Новое время, Новейшее время. Однако бурное  последнее 10-летие ХХ  века включило отечественных историков в водоворот дискуссий об основаниях и альтернативных подходах к членению исторического времени. Решая задачу внешнего деления Всемирной истории, исследователи в качестве наиболее важного организующего принципа, помогающего выстраивать события в едином  последовательном порядке, выделяют  хронологию - науку об измерении времени посредством регулярных делений, устанавливающую верные даты событий (5).

Создание так называемой относительной «архаичной» хронологии, в рамках которой определяется промежуток времени, разделяющий те или иные события, предопределили достижения астрономической хронологии древности. Первобытные народы в своей организационно-практической деятельности учитывали возрастные данные.  Не ведя счет своего собственного возраста, они отдавали дань опыту старейшин. Календарное время, основанное на стандартных единицах измерения времени, обеспечивало течение прежде всего повседневной хозяйственной  жизни. Учет опыта старейших членов коллектива, а затем и целых поколений во многом обеспечивал успех этой деятельности. Время наполнялось качественным содержанием. Счет поколений это простейший прием хронологического изложения событий – хронографии.

 Наряду с календарным счетом зарождался счет, наполненный историческим содержанием – хронологический счет времени. Первые историки, создатели концепции исторического времени, вели свое повествование от одного или нескольких, связанных в единую хронологическую канву, событий.  В создаваемых государствах длительное время не существовало установленных систем летосчисления. Традиционно счет годов велся и возобновлялся  по годам царствования каждого правителя. Но данный счет ограничивался небольшим историческим пространством и не мог претендовать на всеобщность использования.

Следующим этапом развития хронологического времени явилось создание хронологических систем, действующих в рамках отдельного государства. Хронологическая система - это система исторического счета времени, в основе которой лежит календарная система летосчисления с определенной эпохой эры, т.е. определенная календарная эра. Эрой называется вся совокупность лет в той или иной системе летосчисления (6).  Великий  Бируни (973-1048) давал следующее определение эры: «эра - это определенный промежуток времени, который отсчитывается от начала какого-нибудь минувшего года, когда был, [например], послан пророк со знамениями и доказательствами или появился могучий, великий царь, или погиб какой-нибудь народ от всеобщего разрушающего потопа, гибельного землетрясения и провала, либо поразил людей губительный мор или истребительный голод, либо произошла смена династии или перемена религии, либо случилось страшное явление из числа небесных знамений или достопамятных происшествий, которые бывают лишь через долгие века и длительные времена» (7).

В III в. до н.э. появляются исторические труды, основанные на «историографической» хронологической системе. Египетский жрец и историк Манефон из Себеннита (IV-Ш вв. до н.э.), написал на греческом языке в трех книгах труд  «Египтика», посвященный Птолемею II, при дворе которого он находился. «Египтика» – первая хронология Древнего Египта  от мифической эпохи (V тыс. до н.э.)  до 343 г. до н.э. Манефон ввел деление египетской истории на 30 династий. Каждая из династий связывалась не родством, а происхождением или царствованием в одном и том же городе. Поделенный Манефоном на три части труд, сгруппировал I-ХI, ХII-ХIХ, ХХ-ХХХ династии приблизительно в три декады и отграничил каждую. Таким образом была создана  хронологическая система, получившая название «эры фараонов» (8). Начало эры было определено исходя из календарно-астрономических расчетов. Сам труд Манефона не сохранился, он дошел до нас во фрагментарном изложении Иосифа Флавия (37-100), Секста Юлия Африканского (II-III вв.), Евсевия Кесарийского (260—339). «Эра фараонов» используется историками и в наши дни.

Древние греки, благодаря введению Гиппием  в 420 г. до н.э. олимпийского календаря-хронологии, начинавшегося 776 г. до н.э.,  начали линейную систему отсчета времени. Аристотель перепроверил, упорядочил и продолжил списки победителей общегреческих игр (9). В средине III в. до н.э. греческие ученые Тимей и Эратосфен ввели  летосчисление по олимпиадам - промежуток в четыре года между олимпийскими играми.

В Риме традиционно счет лет велся ab urbe condita – от основания города Рима. Только дата основания Рима не была раз и навсегда установленной:  в III-II вв. до н.э. за основание Рима брался 749 г. до н.э., начиная с Полибия  – 751 г. до н.э. (ее использовали Цицерон, Тит Ливий и Диодор).   Аттик Тит Помпоний (110-32 гг. до н.э.) в кратком хронологическом очерке истории Рима  «Хроника» (“Liber annalis”) вел счет от 753 г. до н.э.  Популизированная Марком Теренцием Варроном (116-27 гг. до н.э.), а затем и Иосифом Флавием, эта дата - 753 год - стала общепринятой датой основания Рима.

Клавдий Птолемей (II в.), греческий ученый, живший в Александрии, составил династическую таблицу  правления царей многих народов  от Набонассара до Антония Пия  -  «Канон царей», в основу которого было положено египетское летосчисление. За точку отсчета он взял 1 Тота первого года правления Набонассара – 26 февраля 747 г. по юлианскому календарю (эра Набонассара).  «Канон» охватывал  907 египетских календарных лет в следующей последовательности: вавилонские цари  (747-538 гг. до н.э.), персидские цари (538-324 гг. до н.э.), македонские цари и Птолемеи (до 30 г. до н.э.), римские императоры до Антония Пия (138-161).

С возникновением и распространением мировых религий, возникают системы летосчисления, распространявшиеся уже на целые регионы. Примером этому могут служить эры, эпохи которых связываются с христианскими, исламскими, буддийскими традициями.

Огромное влияние на развитие европейской исторической хронологии оказало возникновение христианства. В сочинениях христианских писателей и их критиков дискутировались  проблемы мироздания, в том числе и его хронологический порядок. Христиане подчинили мирскую историю священной библейской, с точки зрения которой вся история была Всемирной историей, являясь для человечества частью божьего промысла (10).

Распространение христианства породило в III в. христианскую хронологию. Отцом церковной истории называют епископа Кесарии Палестинской Евсевия (ок.260-339), ученика и последователя видного деятеля Кесарийской церкви Памфила, казненного во время  гонений 309 г.  Евсевий стоял у истоков разработки христианской календарной системы и хронологии. В его «Хронике» изложены хронологические расчеты греческих ученых, считавших по олимпиадам, списки фараонов Манефона и расчеты других авторов. Евсевий соединил библейско-христианскую и языческую истории, положив в основу своей исторической концепции тезис о том, что история должна быть универсальной и, следовательно, ориентироваться надо на отображение общего хода истории. Во времена средневековья эта концепция получила широкое распространение и создание универсальной, т.е. всемирной истории стало особо важным предметом историков. Данный подход требовал создания универсальной хронологической системы.

Христианский эпос - Творение, Воплощение и Судный день. Иосиф Флавий, Юст Тивериадский, основываясь на иудейской ветхозаветной традиции, занимались расчетами даты библейского сотворения мира и определили ее 5000 г. до н.э. по современному календарю. В 240 г. иудейский талмудист Мар-Самуил предложил сотворением мира считать новую дату – 7 октября 3761 г. до н.э. Узаконенная иудейским первосвященником Гиллелем II ок. 360 г., дата 7 октября 3761 г. до н.э. является официальной в Израиле.

 Представители христианской хронологии, полагаясь на расчеты даты Сотворения мира иудейских авторов, сосредоточили свои усилия на определение даты рождения Христа. Выдающиеся теологи Иреней (ок.140-ок.202) и Тертуллиан (ок. 150-222) считали, что «Христос Господь пришел в мир около 41-го года правления Августа». Согласно Евсевию, «это был 42-й год царствования Августа, а властвования над Египтом 28-й». Особо следует отметить «Хронографический сборник 354 г.», согласно которому Иисус родился в год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т.е. 1-й год современной системы летосчисления.

Было создано около 200 эр от «сотворения мира», а отрезок времени от «сотворения мира» до «рождества Христова» в разных вариантах насчитывал от 3483 до 6984 годов,  и составлял в среднем около 5500 лет. Богословы в расчетах исходили из библейского утверждения: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний…», которое содержится и в новозаветном «Втором послании апостола Петра»: «…у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день», а Адам же «был создан в середине шестого дня творения». Отсюда был сделан вывод о том, что Христос «снизошел на Землю» в средине 6-го тысячелетия, т.е. около 5500 г. от «сотворения мира».

Эра от «сотворения мира», причем в 2-х вариантах или стилях, использовалась в Византии. При императоре Констанции (353) была создана эра, летосчисление по которой велось с субботы 1 сентября 5509 г. до н.э. Но Констанций не был «последовательным христианином», поэтому имя его и составленная при нем эра упоминались весьма неохотно.  Ранневизантийская эра  «непоследовательного христианина», еретика Констанция в VI в. была уточнена,  и  в Византии начала использоваться другая эра от «сотворения мира» с эпохой эры 1 марта 5508 г. до н.э. Следует особо подчеркнуть, что константинопольская патриархия всегда начинала церковный год 1 сентября.

М.Я. Сюзюмов отмечал,  что византийская  эра от «сотворения мира» с эпохой эры 1 марта 5508 г. до н.э. «долгое время имела хождение наряду с другими эрами от сотворения мира, окончательно же победила в Византии в середине IX века, ко времени распространения христианства среди славян. Древняя Русь приняла летосчисление в готовом виде. Так создалась византино-русская эра от сотворения мира, которая держалась в России со времени принятия христианства вплоть до правления императора Петра I, перешедшего на западноевропейскую эру Дионисия» (11).

Хронология из чисто технической дисциплины превратилась в предмет ожесточенных споров между различными церквами и сектами. Остро стоял вопрос об исчислении дня Пасхи.

В 525 г. (241 г. эры Диоклетиана) римский монах, папский архивариус, скиф по происхождению Дионисий Малой, составляя I таблицу пасхальных циклов, отошел  от хронологии Ветхого Завета и сделал собственные расчеты даты рождения Христа. Он отказался от принятой тогда эры Диоклетиана на основании того, что тот был гонителем христиан и предложил новую эру, которую мы называем эрой Дионисия или нашей эрой.

Согласно Дионисию, эпохой нашей эры является 1 января 753 г. от «основания Рима», 43-го года правления Августа, 4-го года 194-й олимпиады, в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павл.  С 21 апреля 1 г. н. э. начался 754 г. от «основания Рима», с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год правления Августа. Сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта («воплощение Господа» - «ab incarnatio Domini»), а 25 декабря 1 года принятой им эры будто бы родился Христос (12). 

Христианская эра, предложенная Дионисием Малым была использована его современником Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже – Юлианом Толедским, а затем и Бедой Достопочтенным. В официальных папских документах датировка «от Рождества Христова» впервые встречается  с 607 г. при папе Бонифации IV,  но только с 1431 г. при папе Евгении IV она стала применяться регулярно, а затем превратилась в официальную хронологическую систему европейских государств.

В 1627 г. Дионисий Петавий (Петавиус) впервые предложил расширить христианскую эру за счет лет до рождества Христова (a. D. - ante Deum) методом обратного отсчета события, т.е. назад от «рождества Христова», применив идею числовой оси с обратной нумерацией.  При этом к 1-му году от Рождества Христова непосредственно примыкает 1-й год до Рождества Христова;  нулевой год не был введен и нулевой на этой числовой оси является только «точка» – граница между концом 60-й секунды 24-го часа 31 декабря 1 г. до н.э. и началом 1-й секунды 1-го часа 1 января 1 г. н.э.  Этот счет лет называется историческим или хронологическим счетом. В 1740 г. французский ученый Жак Кассини предложил астрономическую систему счета лет, введя нулевой год.  Таким образом, были выработаны две системы счета:

             

Соотношение исторического и астрономического счета лет

   Исторический счет лет

      Астрономический счет лет

1-й г. до н.э.

2-й г. до н.э.

3-й г. до н.э.

0  нулевой год

              -  (минус) 1-й  год

              -  (минус) 2-й  год

По «правилу Кассини», для определения отрезка времени между двумя событиями, разделенными эпохой нашей эры, номер года до н.э. необходимо уменьшить на единицу, пометив его знаком « - ».

В 1583 г. французский ученый Жозеф  Скалигер, которого считают одним из основоположников современной хронологии как исторической дисциплины, опубликовал «Новый труд об улучшении счета времени», а в 1606 г. – «Сокровище времени». В качестве хронологических расчетов Скалигер ввел непрерывный счет дней, начиная с 1 января 4713 г. до н.э. (эпоха эры), что оказалось удобным при изучении периодических астрономических явлений, значительно облегчило  переходы от одной системы летосчисления к другой и решение многих хронологических задач. Он использовал 28-й, 19-й и 15-летний циклы  и таким образом ввел в обращение период в 7980 лет (28 х 19 х 15 = 7980), названный   юлианским периодом. Предложенная Скалигером система счета дала возможность связать различные календарные эры, выразив их эпохи через юлианские дни.

Некоторые календарные эры, эпохи которых выражены

 через юлианские дни

Название эры

    Эпоха эры

Число юлианских дней

Еврейская

7.X. 3761 г. до н.э.

=    347 998

Калиюга

18.II. 3102 г. до н.э.

=    588 466

Набонассара

26.II. 747 г. до н.э.

= 1 448 638

Дионисия

1.I. 1 г.н.э.

= 1 721 058

Сака

15.III. 78 г. н.э.

= 1 749 621

 

Диоклетиана

29.VIII. 284 г. н.э

= 1 825 030

Хиджры

16.VII. 622 г. н.э.

= 1 948 440

Джелал-ад-дина

15.III. 1079 г.н.э.

= 2 115 236

Республиканская

22.IX. 1792 г. н.э.

= 2 375 851

В 1908 г. австрийский ученый Р. Шрам составил специальные таблицы юлианских дней применительно к различным календарным системам. Возможность счисления времени юлианскими днями была высоко оценена хронологами. В 1887 г. австрийский астроном Теодор Оппольцер (1841-1886) опубликовал «Канон затмений», который содержит данные о 13 200 затмений Солнца и Луны в период с 1208 г. до н.э. по 2163 г., т.е. за 3370 лет. Каждое из затмений обозначалось датой юлианского и григорианского календаря, а так же соответствующим юлианским днем.

Хронология Скалигера и Петавиуса, широко используемая в настоящее время в отечественной хронологии, подвергается острой критике в «новой хронологии» А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского. Основой появления данного направления явились серьезные,  но до сих пор замалчиваемые в трудах профессиональных историков, критические идеи и работы И. Ньютона, д’Арсиллы, Ж. Гардуина, Р. Балдауфа, Т. Моммзена, Э. Джонсона, Н. Морозова. «Новая хронология» события Древней Греции, Древнего Рима, как и библейскую историю, переносит в Средневековье. Так, например, утверждается, что Рим - ровесник Москвы, основание которой датируется около 1380 г. на месте Куликовской битвы; рождение Иисуса Христа, прототипом которого якобы был папа Гильдебрандт,  относится к XI веку и т.д. В настоящее время хронология вновь, как и много веков назад, находится в преддверии широкой научной дискуссии. Свидетельство тому - большие тиражи работ представителей «новой хронологии», с одной стороны, и, состоявшаяся в декабре 1999 г. на историческом факультете МГУ им. Ломоносова, конференция, на которой была дана критическая оценка работ представителей «новой хронологии» - с  другой. Различным современным подходам к структурированию истории посвящен ряд статей альманаха «Время мира», вышедшего под редакцией Н.С. Розова, в котором впервые на русском языке опубликованы труды таких крупных исследователей, как В. Макнилл, И. Валлерстайн, В. Грин, Й. Гудсблом, Э. Гелнер, Д. Бентли, П. Стернз, П.  Мэннинг (13). В статье Н. С. Розова делается попытка обобщения и целостного осмысления современных дискуссий по структурированию истории, приводятся социально-онтологические основания и базовые категории для периодизации, строится версия периодизации Всемирной истории, претендующая на научную обоснованность (14).

_________________________

1.    Розов Н.С. Предисловие к альманаху «Время мира» // Время мира. Альманах. Вып. 2: Структуры истории / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2001. С. 8.

2.    Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории // Время мира. Альманах. Вып. 2: Структуры истории / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2001. С. 39.

3.    Грин В. Периодизируя Всемирную историю // Время мира. Альманах. Вып. 2: Структуры истории / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2001. С. 133.

4.    Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории // Время мира. Альманах. Вып. 2: Структуры истории / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2001. С. 39.

5.    Определение хронологии Й. Гудсблом приводит по словарю Вебстера. См.: Гудсблом Й. История человечества и долговременные социальные процессы... // Время мира. Альманах. Вып. 2: Структуры истории / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2001. С. 119.

6.    От лат. аеrа – «число», а может быть, по первым буквам фразы аb exordio regni Augusti - «от начала царствования Августа», когда его возвели в ранг пожизненного трибуна (29 августа 30 г. до н.э.). Начальная точка (событие реальное или вымышленное, мифическое),  от которой ведется счет годов в той или иной эре называется эпохой эры.

7.    Бируни А.Р. Памятники минувших поколений // Избранные произведения. Ташкент,  1957. С. 23.

8.    Деление древнеегипетской истории на  три царства – Древнее, Среднее и Новое принадлежит немецкому египтологу ХIХ в. Лепсиусу.

9.    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. V,  1, 26 / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1986.

10.  Макнил В. Меняющийся образ Всемирной истории // Время мира. Альманах. Вып. 2: Структуры истории / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2001. С. 17.

11.  Сюзюмов М.Я. Хронология всеобщая. Свердловск, 1971. С. 22-23.

12.  См.: Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985. С. 240-249; Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1970. С.188-190.

13.  Время мира. Альманах. Вып. 2: Структуры истории / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2001.

14.  Розов Н.С. На пути к обоснованным периодизациям Всемирной истории // Время мира. Альманах. Вып. 2: Структуры истории / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2001. С. 222-305.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=36&article=194    /    Просмотров: 19248

Последние статьи раздела
БИБЛИЯ – КАЛЕНДАРЬ - ПРИРОДА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

ИСТОРИЯ, НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"