МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Теория истории
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
27.04.2004 (18:00)
Версия для печати
УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ НОВОЙ ИСТОРИИ КАК НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Степанова В.В.  - "Проект Ахей"

 

Ситуация с историческим образованием в настоящее время является весьма сложной. Потеря ориентиров и приоритетов единой федеральной политики в области образования, множество подходов и концепций с трудом воспринимается учителями и учащимися1.

Автор предлагает свое видение некоторых проблем преподавания истории в школе сквозь призму новой истории Европы и Америки. Этот курс знакомит с формированием в европейском обществе идей о свободе, собственности, правах человека, с новым государственным устройством, основанном на теории общественного договора, со становлением парламентского строя, рыночным хозяйством, конкуренцией, возникновением частной собственности, с историей предпринимательства, с процессом формированием “целерационального” поведения, то есть всего того, что остается в общественной жизни Европы и Америки до сегодняшнего дня.

Представляется, что принятая у нас традиционная хронология вполне возможна как один из вариантов преподавания курса в условиях отсутствия хорошо написанных учебников нового поколения. Главное заключается в том, имели ли свою целостность, динамика развития, качественное своеобразие явления того времени? Присутствовала ни новизна и перспективы развития в основополагающих тенденциях в рассматриваемый период? В учебниках по новой истории происходит значительный разброс хронологических рамок. Сам по себе этот момент не является существенным недостатком, если автор предлагает научные критерии такой периодизации, но этого не наблюдается и поэтому становится не понятным откуда берутся те или иные периоды новой истории, из какой логической связи выплывают те или иные события. При анализе учебников была сделана попытка проследить основные этапы формирования в Европе и Америке нового уникального строя, цивилизации (назовите как Вам это представляется лучше), но картины не получается. Авторы прыгают от одной темы к другой, разрывают события и, в целом, трудно представить процесс рождения и формирования капитализма или европейской цивилизации, то есть такого общественного устройства, в котором права и свободы личности защищены законом, где существует четкое представление о неприкосновенности частной собственности, где созданы, самое главное, условия для эффективной работы, которая хорошо оплачивается и у каждого формируется установка на то, чтобы лучше работать, а это значит, лучше жить. Именно создание установки на то, что чем лучше и добросовестнее ты будешь трудиться, сформировало Европу и Америку как лидеров и помогло совершить скачок от “захудалой” европейской окраины в мир большой политики и невероятного успеха, названного в исторической литературе “европейским чудом”2.

Спорной является в исторической науке методология изучения этого курса. Существует много подходов (методов) изучения капитализма: релятивистский, позитивистский, неопозитивистский, философский и социологический, школа Анналов, количественные, значимых концептов (идеальных типов). В учебниках по новой истории, несмотря на заявленные цивилизационные подходы, господствует марксистский метод. Представляется при этом, что логично учителям обратить внимание при изучении периода новой истории на эволюционные процессы, которые были более значимыми для европейского общества, чем это представлено в учебниках, а революции рассматривать как явление, вызванное несовершенством тех или иных обстоятельств.

Авторы учебников и учителя должны помнить, что все “победоносные” революции сопровождались насилием, смертью тысяч людей, причем неповинных, сжигались деревни, дома, уничтожалось веками нажитое добро. Думается, что учащимся необходимо научить определять цену того или иного события, революции. Необходима новая трактовка войн, анализ трагических последствий для обеих сторон и показ неспособности правящей элиты находить варианты мирных решений.

Сегодня для преподавателей новой истории важнейшей задачей является определение цели, ради которой она преподается. Не набор знаний о конкретных событиях, хотя и это является важным, а умение искать ответы на вопросы, поставленные современной жизнью. Думается, что ответ на этот вопрос предложен Н.И.Смоленским3.

Он считает приоритетным в преподавании истории научить учащихся выделять самые фундаментальные свойства исторического процесса, его направленности, некоторой общей линии развития, направленной к более зрелым формам исторической реальности, а это, в свою очередь, позволит ответить на вопрос: для чего нужно и необходимо изучение новой истории.

Учебные курсы по новой истории школьного уровня должны отвечать требованиям четкой структуры, логики, системности. Перенос преподавания новой истории с 8-9 классов средней школы в 7-8 классы создало ряд дополнительных трудностей. В некоторых школах наблюдается отказ вообще от курсов новой истории или сведения его к минимуму. Программно-методические материалы по курсу для 7-8-х классов составлены без учета возрастной особенности учащихся.

Научить учащихся рассматривать себя как составную часть мирового исторического процесса требует переосмысления всего опыта преподавания всеобщей истории. Чрезвычайно важной является проблема осознания себя и своего места в исторической палитре России, в мировой культуре. Это позволит ориентироваться в мире, в культуре, если осознал связывающие нити с мировой историей. Соотношение национального и общемирового материала стало предметом обсуждения на XIX Международном конгрессе исторических наук, проходившем с 16 по 23 августа 2000 года, собравшим 1900 историков из 67 стран4.

Авторы предложили использовать в преподавании истории принцип “гармонии интересов”, позволяющей избегать замалчивания в классе и в учебниках многих болезненных для преподавателей этнических, конфессиональных, социокультурных тем, представляя ход истории более адекватным исторической реальности.

Сибирь - совершенно уникальный социокультурный феномен, который необходимо изучать, чтобы человек, живущий здесь был интегрирован в свой, действительно уникальный мир, не похожий на другой. Сибирь находится на стыке цивилизаций, центрально-азиатской, южноазиатской, если брать малочисленные народы севера, монгольскую и буддистские традиции. Но эта зона, принадлежавшая и российской цивилизации, развернута во внешние культурные ареалы европейской культуры.

Европа пристально следила за всем происходящим в Сибири и включала этот регион в свои планы. Вольно или невольно Сибирь становилась важнейшим компонентом мировых процессов, таких как освоение Америки, открытие новых торговых путей. Сибирский компонент должен стать важным атрибутом российской и всеобщей истории.

Разделение всемирной истории на два самостоятельных курса- отечественную и всеобщую, противопоставление одну другой, исключение местного компонента из исторической действительности, тотальное фальсифицирование истории, стали действенным инструментом формирования тоталитарной системы в нашей стране. Для создания нормального общества чрезвычайно важно сегодня осмыслить опыт, накопленный мировой цивилизацией, что требует коренных реформ в преподавании, в первую очередь, новой истории.

Преподавание новой истории влияет на историческую память общества. В зависимости от направленности преподавания зависит такой феномен как превращение со временем памяти в “историю” или под влиянием историков она преобразуется в нужном направлении.

Новая история может играть роль “социальной терапии”, позволяющей нации или национальной группе справиться с переживанием “травматического исторического опыта”.

Новая история должна служить средством формирования грамотных пользователей демократическими институтами, как это происходит в европейских странах, в которых среднестатистический школьник подготовлен к чтению политических статей в газетах, способен различить программы в выборах, видеть возможность выражения своих или групповых интересов, знать принципы общественного самоуправления, чему и должна научить, в первую очередь, новая история.

______________________________________

1 Карпов С.П. Историческое образование: размышления о путях развития // Новая и новейшая история. 2000. № 2.

2 Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1800-1918. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 1998; Жарова Л.Н., Мишина И.А. Учебник для 7 класса. М., 1998; Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500-1800. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., 1997; Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1800-1918. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 1998; Кредер А.А. Новая история. Ч.2. Учебник для 8 класса основной школы. М., 1998; Жарова Л. Н., Загладин Н.В. Мишина И. А. Новая история. 19- начало 20 в. Учебник для 8 класса основной школы. М., 2000.

3 Смоленский Н.И. Проблемы логики общеисторического развития //Новая и новейшая история. 2000. № 1. С.3-19.

4 Тихвинский С.Л. Итоги XIX международного конгресса исторических наук в Осло // Новая и новейшая история. 2001. № 1. С. 3-28.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=36&article=123    /    Просмотров: 7101

Последние статьи раздела
БИБЛИЯ – КАЛЕНДАРЬ - ПРИРОДА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

ИСТОРИЯ, НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"