МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Теория истории
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
27.04.2004 (18:00)
Версия для печати
ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Павлова О.С. - "Проект Ахей"

 

Ушедший в Лету XX век оставил человечеству богатое наследие в различных областях научной жизни. Научно-технические достижения позволили принципиально по-новому организовать социально-экономическую и политическую сферы современного общества; во многом обусловили и специфику его духовных ориентиров. Оценка результатов такого развития на сегодняшний день далеко не положительная и однозначная. Возможно поэтому восхищение результатами НТП граничит с чувством неудовлетворенности и даже горечи за все те негативные последствия, которые сопровождали весь ход истории XX века, не только в масштабах России, но и мира в целом. Закономерность этой ситуации очевидна и она свидетельствует только лишь об одном: научные взгляды на систему мироздания далеко не безграничны и всеобъемлющи, а отражают только лишь одну его грань и не самую главную. Многомерность мироустройства и непознаваемость его с точки зрения обыденного сознания и позиций материализма на сегодняшний день очевидны.

Наиболее ярко эта тенденция проявила себя в области исторической науки, поскольку последняя, в большей степени, нежели естествознание зависит от идеологической ситуации в обществе и для нее губительна монополия какой-либо одной теории1. Поэтому в условиях историко-методологического кризиса, в настоящее время очевидно, что столь долгое время господствовавший формационный подход в осмыслении исторических реалий, несмотря на все свои преимущества, не дает всеобъемлющего объяснения закономерностям человеческого общества. Сведение всего многообразия сторон развития человечества к характеристикам способа производства; соотношению базиса и надстройки2 и т.д. – неизменных и присущих для всех эпох и обществ – все это обусловило заслуженный интерес к цивилизационному подходу как альтернативному. Выдвигая принципы полицентричности и многовариантности всемирно-исторического процесса, данный подход акцентирует внимание на исследовании историко-этнической самобытности каждой цивилизации.3 Важно отметить в данном контексте и интерес к осмыслению истории с точки зрения богоцентрического подхода, согласно которому смысл ее заключается в последовательном движении человека к Богу.

И, тем не менее, ни один из вышеперечисленных подходов не дает исчерпывающего объяснения и понимания исторического процесса. Ряд исследователей причину этого видят в изолированности каждой науки, в частности истории, в рамках только лишь собственной методологии. Именно поэтому, в настоящее время наблюдается достаточно яркая тенденция к интеграции наук, их тесному взаимодействию. Уже сегодня видны результаты взаимодействия истории с психологией, социологией и т.д. Более того, новейшие достижения и открытия в области естественных наук проливают свет на необъяснимые и парадоксальные факты в сфере гуманитарного знания и наоборот. Так, в частности, открытия в области квантовой физики ставят человечество перед фактом не абсолютности утверждения о трехмерности пространства; реальности существования параллельных миров; реальность категории внутриисторического и внешнеисторического времени. Последнее также подтверждается наследием философского осмысления данной категории: начиная с Платона и Аристотеля4 и заканчивая исканиями Бергсона, Хайдеггера, Ясперса5. Это еще раз подтверждает однобокость материалистического понимания истории.

Именно поэтому с позиции многомерности и целостности понимания и объяснения истории человечества выступает метаисторический подход. С точки зрения исследователя в этой области Д.Андреева мета-история определяется им как лежащая пока вне поля зрения науки, вне ее интересов и методологии. Это совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые будучи погружены в другие потоки времени и в другие виды пространства, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Эти потусторонние процессы теснейшим образом связаны, его собою в значительной степени определяют, но отнюдь с ним не совпадают и с наибольшей полнотой раскрываются на путях именно того специфического метода познания, который следует назвать метаисторическим.6

Поэтому важно, чтобы и метаисторический подход имел собственную нишу в плане целостного, всеобъемлющего и нового осмысления исторических реалий; понимания истинного положения человека в мире, как гармоничной его составляющей; умения увидеть перспективы будущего развития России и планеты в целом в различных сферах жизнедеятельности.

Именно из понимания и признания наличия различных теорий в познании исторического процесса, можно надеяться, что человек III тысячелетия способен будет объективно оценить прошлое и увидеть перспективы будущего во всех его проявлениях.

____________________________

1 Многоконцептуальная история России. Кн. 1., Екатеринбург, 2000. С. 4-6.

2 Поздняков Э.А. Формационный и цивилизационный подходы // Формация или цивилизация? М., 1993. С. 53-63.

3 Барг М.А. Категория “цивилизации” как метод сравнительно-исторического исследования // Формация или цивилизация? М., 1995. С. 86-103.

4 Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. С. 73-97.

5 Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995. С. 76-88.

6 Андреев Д. Роза мира. М., 1999. С. 59-60.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=36&article=120    /    Просмотров: 8177

Последние статьи раздела
БИБЛИЯ – КАЛЕНДАРЬ - ПРИРОДА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

ИСТОРИЯ, НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"