МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Теория истории
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
27.04.2004 (18:00)
Версия для печати
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Тулисов Е.С. - "Проект Ахей"

 

Вопросы взаимодействия власти и общества вызывают у современных исследователей постоянный интерес. По мнению многих из них деление социального организма на собственно “власть” и собственно “общество” заложено в самой его социальной природе. Процессы социализации элементов этого организма приводят к постоянной репродукции существующей биполярности. В ходе социальной адаптации человек ассоциирует себя с определенной категорией. Принадлежность к категории управляющих или категории управляемых во многом зависит от степени социализации. В данном контексте социализация – это процесс усваивания алгоритмов социального поведения, существующих норм и обычаев, а так же стремление к воспроизводству этих процессов. При этом индивид или группа индивидов, которые создают модели социального поведения и определяют то, что в понимании общей массы является (или становится) нормой, с большей вероятностью попадают в категорию управляющих. Процессы поляризации происходят на основе “коллективного договора”. То есть, при формировании любой социальной системы, будь то государство или небольшое предприятие или учреждение, большинство ее участников вольно или невольно делегирует часть своих полномочий тем представителям, которые могут обеспечить ее нормальное функционирование и репродукцию.1 В то же время, предполагается, что получившие властные полномочия не будут стремиться к собственным выгодам, а будут действуют в интересах прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, то есть удовлетворять потребности самих управляемых.2 Так или иначе, еще на этапе складывания любого социального организма формируются два полюса: начальники и подчиненные, управляющие и управляемые, власть и общество.

Выстраивание отношений между категориями управляющих и управляемых происходит через различные административные системы, обеспечивающие процессы управления. Под административной системой в данном случае понимается рационально организованная система управления, то есть совокупность органов, учреждений и институтов, между которыми распределяются соответствующие функциональные задачи. Распределение функций внутри системы происходит в зависимости от степени специализации, детализации и бюрократизации. Осуществление ряда специализированных функций обеспечивает реализацию основной цели данного социального консорциума. Иными словами различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом.

Относительная стабильность методов организации административных систем приводит к тому, что они интересуют не только современных управленцев-практиков, но и профессиональных историков. Это можно объяснить, наверное, тем, что деятельность по созданию аппарата управления и изучение истории различных административных систем имеют много общих аспектов.

Основные принципы методологии исследования заключаются в использовании диалектического подхода в сочетании с принципами историзма, научной объективности и системно-функционального анализа. Общий ход исследования можно описать как постепенную декомпозицию административной системы, то есть вычленение из ее состава определенных подсистем, анализ их функционально-структурного устройства с дальнейшим аналитическим разложением на более элементарные управленческие таксоны. Подобный анализ системы по нисходящей линии позволяет разложить ее на несколько уровней, каждый из которых можно рассматривать в качестве отдельной системы.

  1. Составление общей структурной схемы;

  2. Определение состава основных структурных подразделений и организация взаимодействия между ними по вертикали и по горизонтали;

  3. Разработка штатного расписания структурных подразделений и должностных инструкций.

Очередность в выполнении этих алгоритмов в историческом исследовании может не соблюдаться, так как основной задачей историка является восстановление структурной организации административной системы, а оно возможно путем построения элементов в любой последовательности.

Структура административной системы как правило состоит из трех уровней:3

    1. Орган, определяющий цели и основные направления деятельности;

    2. Органы, институты и учреждения, осуществляющие координационно-распорядительные функции;

    3. Учреждения-исполнители.

При построении структуры административной системы используются линейный, функциональный и смешанный способ структурирования. Линейный способ характеризуется вертикальными отношениями непосредственного подчинения нижестоящего структурного подразделения вышестоящему. При реализации функционального принципа формирования административной системы нижестоящее подразделение подчиняется сразу нескольким функциональным подразделениям. Наиболее распространен смешанный линейно-функциональный принцип структурной организации, при которой специализация управленческого персонала строится по определенным функциональным подсистемам, возглавляемым линейными руководителями.4

После определения структурного построения системы анализируются формы управления (единоначалие, коллегиальность, смешанные формы). Выбор форм управления во многом зависит от основной цели деятельности, от вхождения данной системы в структуру более сложной административной системы, от разветвленности сети структурных подразделений системы, от личных качеств руководителя и других факторов.

Следующим этапом в исследовании административной системы является определение основных форм деятельности ее элементов. Формы деятельности здесь следует рассматривать прежде всего как средство практического осуществления функций и достижения целей. Основные формы определяют организацию процесса администрирования в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений. Здесь можно выделить три основных группы методов управленческой деятельности:

    1. Методы административного воздействия на выполнение основных функциональных задач;

    2. Методы организации работы административной системы;

    3. Методы процедурного характера по осуществлению административных полномочий.

Обеспечение реализации основной цели и функциональных задач социального объединения становится возможным только при условии, что большинство отождествляет себя с этими целями и задачами. В этой связи кадровая политика или “направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием”5 занимает одно из ведущих мест. При этом не менее важным является определение и способы сочетания принципов морального и материального стимулирования.

Еще одним фактором, характеризующим административную систему, является обеспечение управленческой деятельности. Процессы обеспечения управления связаны с организацией соответствующих коммуникативных схем. При этом способы коммуникации характеризуют уровень развития и эффективность административной системы. Коммуникативные схемы могут осуществляться через организационно-распорядительные документы, возникающие в ходе функционирования административной системы, и схемы документооборота. Деятельность современных административных систем невозможна без компьютерных и телекоммуникационных технологий, которые обеспечивают более оперативное управление информационными ресурсами и самой системой.

Таким образом, при исследовании или организации любой административной системы следует учитывать, что системообразующими факторами при ее формировании являются:

1. Процесс определения основной цели;

2. Формулировка основных функций и задач;

3. Структурная организация административной системы;

4. Формы управления;

5. Формы деятельности;

6. Кадровая политика и формы стимулирования;

7. Организация информационного, документационного и коммуникационного обеспечения управления.

При изучении административной системы в историческом контексте реставрация этой цепи возможна в любом порядке. К примеру, сначала может быть определена и проанализирована структура системы, изучив которую, можно выделить основные функции, а затем и главную цель создания административной системы. Так или иначе, воссоздать полную картину ее функционирования можно только при детальном и комплексном исследовании всех системообразующих факторов.

__________________________

1Тулисов Е.С. История управления горнозаводской промышленностью Урала на рубеже XVIII и XIX веков. Екатеринбург, 1999. С. 3. 2Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. М., 1988. - С. 4. 3Трехступенчатость административных систем отмечается многими исследователями: Рыночная экономика. М., 1992. Т. 2. Ч. 1; Пензин Э.А. Сибирский обербергамт - орган управления горнозаводской промышленностью Урала в первой половине XVIII века // Проблемы генезиса и развития капитализма на Урале: история, историография, источниковедение. Свердловск, 1986. С. 104-121; Корепанов Н.С. Уральское горное управление // Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 1996. № 3. С.215-229; Тулисов Е.С. Указ. соч. и др. 4Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. М., 1993. 5Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М., 1997. С. 193. Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=36&article=114    /    Просмотров: 7775

Последние статьи раздела
БИБЛИЯ – КАЛЕНДАРЬ - ПРИРОДА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

ИСТОРИЯ, НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"