МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Теория истории
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
03.09.2004 (13:38)
Версия для печати
"МИКРОИСТОРИЯ" И МЕМУАРНЫЙ ИСТОЧНИК: К МЕТОДОЛОГИИ ПРОБЛЕМЫ

Сурин В.А. - "Проект Ахей"

В последнее время усилился интерес к проблеме микро - и макроподходов к изучению прошлого. В 1996 г. вышла коллективная работа "Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени”, а позже - два сборника - под общим названием "Казус. Индивидуальное и уникальное в истории". Наконец, совсем недавно вышел сборник статей "Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого", тираж которого - 800 экз. делает его недоступным многим.

В методологическом плане проблема микро- и макроподходов к изучению прошлого еще находится в стадии становления, а термин "микроистория" еще вызывает сомнения у многих историков, полагающих, что в исторической науке имеется немало других понятий с успехом заменяющих его. Между тем наметившийся за последние годы интерес к частным проблемам истории не дает возможности оставлять проблему открытой в течение длительного времени.

Между тем интерес к частной жизни, как к одному из проявлений или одной из сторон "микроистории" существовал с тех времен, с которых существует интерес к истории. Но в сфере внимания был интерес к жизни знаменитых людей: политических и государственных деятелей, военачальников, деятелей культуры, а жизнь "простых" людей была лишь тем историческим фоном, на котором свершали свои деяния подлинные или мнимые герои истории. Лишь в XVIII веке, а в России во второй половине этого века, в эпоху Просвещения, было замечено, что "маленький" человек имеет свои чувства, он совершает подвиги, переживает порывы духовного подъема или драмы падения. Этот "человек из толпы" становится объектом внимания писателей (Н.В. Гоголь "Шинель") и художников (картины П.А. Федотова), но и тогда в изображении историков он остается частью толпы (массы), правда, по-своему действующей: бушующей, грозно молчащей, ликующей. Лишь отдельные представители этой "массы" удостаивались чести быть изображенными "кистью" историка и то в отдельный период, а то и краткий момент их жизни, когда она в силу обстоятельств перекрещивалась с жизнью главных героев истории (Иван Сусанин в изображении Н.М. Карамзина).

Осознание "самоценности" человека, возросший интерес к своему внутреннему миру стал одной из главных духовных предпосылок для возникновения мемуаров и дневников. Происходит формирование не просто нового вида источников, но источника, который по одному из своих важнейших свойств субъективности способен наиболее адекватно отражать внутреннее состояние человека, его частную жизнь. Рост мемуарной литературы, особенно заметно происходящий с начала XIX века, создавал все более благоприятные условия для изучения "микроистории", но "микроистории" прежде всего дворянского мира, в лучшем случае мира имущих слоев общества (предприниматели, купцы): ведь подавляющая часть мемуарной литературы была создана представителями этих слоев. Появление сначала крестьянских, а затем и рабочих мемуаров мало изменило общую картину.

Все более ускоряющиеся темпы общественной жизни в XIX веке втягивали в нее все новые слои общества, что существенным образом меняло мемуаристику, делая ее более представительной в социальном плане, более глубокой - в содержательном. Мемуары постепенно "входят" в исторические исследования, однако, оставаясь при этом и в конце XIX века на положении Золушки среди других групп источников. Тем не менее, возможности для изучения "микроистории" возрастают и не только за счет развития мемуаристики, но и за счет возросшего интереса к этнографическому материалу, повседневной жизни (социальная статистика). Расширение круга исторических изданий, литературы по отечественной истории свидетельствовали и о росте потребителей исторических знании. Так создавались условия для развития краеведческого движения, которое могло стать, и в значительной степени стало основой для "микроисторических" исследований. Методологическое же обеспечение исторической наукой данного направления заключалось в рассмотрении все новых сторон народной жизни. В результате исследований В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, других историков второй половины Х1Х-ХХ веков народ, образно говоря, стал приобретать свое лицо.

Российские "бури" начала XX столетия и возникшее из их "пучины" государство, получившее у многих историков, название " тоталитарное" во многом изменило и положение исторической науки и "социальные" функции мемуарной литературы. Движение исторической науки не остановилось, но оно приобрело благодаря влиянию извне более "целенаправленный" характер: на первый план выдвигается изучение движения масс, а отдельный человек интересен лишь постольку, поскольку он соответствует общественным (т.е. коммунистическим) идеалам. Складываются своеобразные "иконографические" каноны в соответствии, с которыми исторические герои награждались определенным набором качеств. "Мемуаротворчество" также пытаются, и небезуспешно, втиснуть в "прокрустово ложе" заранее определенных задач: если мемуаристика 20-х гг. отличается в значительной своей части искренностью чувств, "непричесанностью", то от мемуарной литературы 30-х гг. веет казенным холодом. Правда, существовала и подпольная мемуаристика, свидетелями "чудесного" появления которой мы сейчас являемся. Дневники К.И. Чуковского, В.И. Вернадского, "Воспоминания" Н.Я. Мандельштам, некоторые другие произведения свидетельствуют о несгибаемости человеческого духа, способности человека в тяжелейших условиях сохранить интеллектуальную свободу.

В более широком плане возможности исторических микроисследований были жестко "блокированы" и обстоятельствами военного и послевоенного времени и цензурой. Пафос "строителей коммунизма", имеющий под собой заметные успехи в различных сферах жизни советского общества, создал благоприятные условия для изучения истории родного края, города, села, предприятия. Но литература этого направления по существу мало чем отличается от произведений эпохи "Истории фабрик и заводов" и нужно приложить немало усилий для того, чтобы составить хотя бы приблизительной впечатление о своеобразии личности того или иного "персонажа" книги. Мемуарная литература периода "оттепели" вряд ли могла повлиять на краеведческую литературу в сторону приближения ее к реальной жизни.

К середине 80-х краеведы и журналисты, профессиональные историки создали обширную литературу при подготовке к изданию, в которой нередко использовались источники личного характера, устные воспоминания. Хотя круг использованных в данных книгах источников существенно шире, чем в литературе 50-х гг., тем не менее, и здесь встречаются идеологические штампы как в изображении отдельных "героев", так и в описании событий.

Мемуарный источник в силу своего характера может и должен стать серьезным инструментом в исторических микроисследованиях, будь то история отдельного населенного пункта, история жизни человека.

Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:    /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=36&article=113    /    Просмотров: 10640

Последние статьи раздела
БИБЛИЯ – КАЛЕНДАРЬ - ПРИРОДА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

ИСТОРИЯ, НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДА



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"