МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ЖУРНАЛ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Журнал Молодежной Культуры/Статьи/Лица
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Статьи
      - Тема
      - Лица
      - Спорт
      - Стиль
      - Кино
      - Клубы
      - Путешествия
      - Новинки
Новости
Фото блог
О проекте
Игры
Проект Ахей

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Журнал Молодежной Культуры
Журнал Молодежной Культуры
17.11.2003 (19:00)
Версия для печати
ХАРУКИ МУРАКАМИ: «НЕ КАЖДОМУ ДАНО НАЧАТЬ ЧТО-ТО С НУЛЯ»

В последние годы он стал одним из самых продаваемых авторов на Земле. Его романы и рассказы захватывают и пронизывают все живое. Он стал первым, кто показал реальную и сказочную, далекую, от того и наиболее интересную Японию.

Став самым загадочным автором, самых загадочных произведений на непродолжительный срок Харуки Мураками смог покинуть свою резиденцию и в конце лета приехать в Москву, где ему и задали вопросы все желающие.

Есть ли в мировой литературе книги, которые, на ваш взгляд, не нужно было публиковать?

Харуки Мураками: Очень интересный вопрос. Такой вопрос родился впервые. Хочется немного поразмышлять.
Среди прочитанного мной мне не приходит в голову ни одна книга, о которой можно сказать: ‘Она не должна издаваться’.
Конечно, есть немало книг, о которых думаешь, что они бесполезные, пустяковые, не представляющие никакой ценности, но такие со временем позабудутся.
Не беру на себя смелость даже подумать ‘не надо издавать’. Если совсем исчезнут все пустяковые, не представляющие ценности книги, в мире станет нечем дышать. Мир существует, имея и погрешности, и бесполезные вещи, и ошибки.

Есть ли темы, о которых стоит писать сейчас, после великой литературы XX века?

Х. М.: После того, как появились Бах, Моцарт, Бетховен, был ли смысл сочинять музыку? С тех пор была ли музыка, которая превзошла созданную ими? Это вызывает большие сомнения. В некотором смысле оправданные сомнения.
Возможно, здесь есть разные ответы.
Только позвольте мне сказать, что сочинять музыку и писать романы - это замечательное право, подаренное человеку, и в то же время великий долг.


О том, что было в прошлом, и о том, что будет в будущем, обязаны написать люди, живущие в настоящем. Мы должны обратиться к миру через сочинительство.
Это не то, что ‘есть смысл - буду делать’ или ‘нет смысла - не буду делать’. У человечества нет выбора, мы должны это делать.
Есть ли смысл в ряде романов, написанных мною в конце XX и начале XXI века, нет ли, оценят последующие поколения. Надо только подождать, чтобы прошло время.

Ваши книги балансируют на границе коммерческой и интеллектуальной литературы. Многие говорят, что сочетать коммерческий успех и серьезную работу невозможно. Что вы им ответите?

Х. М.: Я с молодых лет читал всевозможные книги: от лихо закрученных мистерий и научной фантастики до так называемой ‘чистой литературы’. Читал все подряд.
Из различных видов романов научился разным важным вещам - так растения через корни получают питание.
Мои романы реализовались естественно, путем постижения важных романических элементов различных жанров. Конечная цель, которой я добиваюсь в романах, кроется в романе Достоевского ‘Братья Карамазовы’. Он просто напичкан всякими важными элементами, характерными для романа. Все эти элементы, соединенные в единое целое, формируются в прекрасную вселенную.
Думаю, что и я, взяв за основу такую же форму, хочу в настоящее время написать ‘всеобщий роман’. Наверное, это довольно трудно.
В этом смысле, то к чему я стремлюсь во что бы то ни стало, - это приблизиться к ‘чистой литературе’.
Я люблю лихо закрученные мистерии и научную фантастику, но то, что я хотел бы написать, - это не роман подобного рода. Я хотел бы написать мой роман, роман, который напишу я. Не чей-либо, а мой.

Следует ли сверхъестественные события, о которых вы пишете в своих книгах, воспринимать как метафоры, как отсылки к событиям из реальной жизни?

Х. М.: Сверхъестественные, непонятные явления, появляющиеся в моих романах, я уже писал в ответе на предыдущий вопрос - это до конца метафора. На самом деле, в моей жизни этого не случалось.
Но как только я начинаю писать об этом, метафора обретает реальные формы. Перед моими глазами и внутри меня это действительно происходит. Я чувствую это кожей. Я описываю это как очевидец.
Иначе говоря, вместе с автором романа люди, пробуждаясь, могут видеть сон. Я думаю, что именно в этом талант автора, именно так проявляются его исключительные способности.

Сюжеты ваших произведений основаны на вашем личном опыте? Или все это плод вашего воображения?

Х. М.: В 90 из 100 случаев это то, что я сам в действительности на себе не испытал. Моя собственная жизнь - довольно скучная и спокойная вещь.
Однако я думаю, что работа писателя в том и заключается, чтобы из мелкой повседневной жизни извлечь большую, глубокую драму. Выбрать из мелких, будничных вещей суть и переместить ее в нечто особенное, более яркое по цвету. Это все иллюзии.
Затем я страстно прислушиваюсь к рассказам других людей. Люблю следить за происходящим в моем окружении. Одна из задач писателей - не просто наблюдать за людьми, но и избегать давать свою оценку.
Они должны, комбинируя различные важные элементы, создавать свои истории.

Вы когда-нибудь сталкивались с вещами, которые не поддаются логическому осмыслению?

Х. М.: Я не придаю большого значения логическому анализу. Скорее, люблю различные вещи, которые невозможно объяснить или проанализировать.
Но я не любитель каких-то сверхъестественных или оккультных вещей.
Меня совершенно не интересуют гадания, вещие сны, привидения, призраки, аномальные явления, НЛО и религиозные чудеса. Возможно, они и есть на самом деле, но лично у меня к ним интереса нет.
То, что интересует меня - это некая живая тема темноты внутри человека. В ней возникают всевозможные процессы. Я всесторонне исследую и повествую, так как оно есть, реально. Ничего не анализируя и не объясняя.

Я живу в маленьком городе на севере России, и каким-то образом ваши книги оказались в нашей местной библиотеке. Мне очень нравится, как вы пишете - неторопливо, основательно. Вы наверняка знаете, что сейчас вы - один из самых популярных писателей в России. Чем вы это объясняете?

Х. М.: По правде говоря, мне не совсем понятно, почему в России так популярны мои произведения. И не моя обязанность размышлять над причинами и объяснять, почему это происходит. Это сделают другие. Например, критики, ученые или журналисты.
Я человек, который просто пишет за столом романы. Но так как я очень давно, с молодых лет люблю русскую литературу, мне очень приятно думать, что мои произведения получили одобрение в России.
В настоящее время Россия переживает большие перемены: и в обществе, и в культуре. Возможно, что в пору быстрой смены ценностей написанное мною случайно пришлось по душе многим читателям. Одно из того, что я описываю в своих произведениях, - это позиция человека как индивида, живущего в глубоком хаосе.

Расскажите о своей первой публикации в России.

Х. М.: Я не знаю, какой роман первым издали в России. Может быть, ‘Охоту на овец’, не так ли?
Что в действительности происходит в России, честно говоря, я почти не знаю. Было бы хорошо, если бы вы мне рассказали.

Вы работаете из-за денег? Или у вас достаточно средств, чтобы позволить себе работать просто ради работы? Почему вы пишете?

Х. М.: Самое большое мое желание - написать произведение еще больше и еще лучше.
Время и свобода - куда лучше того, что можно купить за деньги.
Это мое убеждение не меняется с давних пор. Если есть время и свобода, все остальное не может помешать, и можно сосредоточиться и приступить к следующему роману.
В некоторой степени, свободу и время можно приобрести, даже если нет денег.
Я думаю, что самое важное не то, есть деньги или нет, а то, до каких пор можно держать дух в ‘состоянии голода’. Так или иначе, меня не интересует само по себе получение денег.
Лично для себя я нахожу удовольствие в занятиях спортом каждый день и в коллекционировании старых джазовых пластинок. Во всяком случае, это не требует так уж много денег.
Хочу повториться, моя первая цель - написать доступный роман.

Я начинающий писатель и очень люблю ваши книги. Самая большая моя проблема в том, что я не верю в себя и в свой талант. Вы сталкивались с этой проблемой? Если да, то как вы с ней справились?

Х. М.: Я до 29 лет не писал романов. Большую часть XX века провел, занимаясь физическим трудом.
И однажды, внезапно решив написать рассказ, начал писать и продолжаю до сих пор.
У меня не было сомнений в своих литературных способностях. Но не было и доказательств того, что я не могу писать.
Я стал писать так же естественно, как дышать.
Но это не обязательно должно стать примером для вас.
Я думал только: ‘уметь писать истории - это замечательно’. Это как хорошо играть на музыкальных инструментах, или уметь летать по небу (на самом деле, людей, умеющих летать, почти нет), или переплыть пролив, или быть прирожденной красавицей.
Приблизительно такая же замечательная способность.
Если вы сможете написать роман, независимо от того, есть в вас уверенность в своих силах или нет, в первую очередь вы должны почувствовать радость от того, что вы можете писать.
Не каждому дано начать что-то с нуля.

    

Русская Служба BBC - "Журнал Молодежной Культуры"
Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Журнал Молодежной Культуры"


Средняя оценка:  4  /  Число голосов:  1  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=24&article=92    /    Просмотров: 5131

Последние статьи раздела
ЭЙ, БОББИ МАРЛИ! СПОЙ МНЕ ЧТО-НИБУДЬ ХОРОШЕЕ

ХАРУКИ МУРАКАМИ: «НЕ КАЖДОМУ ДАНО НАЧАТЬ ЧТО-ТО С НУЛЯ»

СЕРГЕЙ ТОНКОВ: «МОЯ ЖИЗНЬ – ЭТО РАБОТА, МОЯ РАБОТА – ЭТО ЖИЗНЬ…»

МЕЧТА – БЫТЬ КУРИЦЕЙ

КОМИК ВРЕМЕН



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"