МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ЖУРНАЛ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Журнал Молодежной Культуры/Статьи/Лица
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Статьи
      - Тема
      - Лица
      - Спорт
      - Стиль
      - Кино
      - Клубы
      - Путешествия
      - Новинки
Новости
Фото блог
О проекте
Игры
Проект Ахей

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Журнал Молодежной Культуры
Журнал Молодежной Культуры
22.05.2003 (18:00)
Версия для печати
СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС: ИСТОРИЯ МЯТЕЖНИКА

Очень непросто писать о такой колоритной личности, избегая навязчивых штампов. Слишком много противоречий. Да собственно говоря этот человек – сплошное ходячее противоречие. Кто он, тот, который стал известен всему миру под именем Субкоманданте Маркос? Что мы знаем о нём? Мифы? Легенды? Правду?

Кем он был прежде, чем стал Субкоманданте Маркосом? Выходец из семьи среднего класса. «Отец, глава семьи, учитель сельской школы в период карденизма. Мать тоже сельская учительница». Он постигал жизнь через книги Габриэля Гарсиа Маркеса, Варгаса Льоса, Сервантеса, Шекспира, выглядывая в мир «не через кабель новостей, а через роман, эссе стихотворение». «Сто лет одиночества» стала лучшим учебником.

В начале 80-х годов окончил философский факультет университета в Мехико, печатался как прозаик, переводчик. Несколько лет работал в Сан-Франциско программистом. Но ему не суждено было сделать карьеру ни переводчика, ни философа, ни программиста. Та профессия, которую он избрал, пройдя нелёгкий жизненный путь, объединила в себе все эти умения. Эта профессия – Мятежник. Да, это определение очень подходит.

Мятежник – это человек, разбивающийся о стены лабиринта истории. И не то, чтобы он сам разбивался в поисках Истины. Его жизнь, на первый взгляд, схожа с жизнями многих других людей, но в то же время очевидна огромная разница. Мятежник тем и отличается, что выбирает путь самый трудный и опасный, но при этом и самый верный. И он обязательно побеждает, потому что знает: лабиринт – это ловушка. Он знает, что нет иного пути, чем путь разрушения стен.

Он смог пробить стену молчания и равнодушия, увлекая за собой и привлекая внимание всего мира к проблемам индейцев Лакандонской сельвы – коренным жителям Мексики. Мятежник забыл своё имя, забыл своё прошлое. Он начал свою жизнь заново, назвавшись Субкоманданте Маркосом – именем погибшего товарища. Он стал идеологом, пропагандистом – голосом, умом и слухом индейцев. Сапатистами они назвали себя в честь народного героя Эмилиано Сапаты. Это движение известно ещё под аббревиатурой САНО (EZLN) – Сапатистская Армия Национального Освобождения. Мир узнал о них 1 января 1994 года: в день подписания Мексикой торгового соглашения НАФТА из леса вышли эти самые сапатисты в чёрных масках, захватили столицу штата Чьяпас – Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас. У них не было оружия, они не хотели смерти. Но так уж получилось, что этот договор, подписанный правительствами Мексики, США и Канадой, предусматривающий неограниченное освоение нефтяных промыслов и древесины на территории проживания индейских общин, был для последних окончательным смертным приговором. Пора было заставить правительство выслушать и мнение индейцев. Все переговоры между восставшими и представителями властей проводил человек в чёрной маске «пасамонтаньяс», ставший в этот день символом и звездой. Мятежник вновь родился 1 января 1994 года.

Так Чьяпас превратился в автономную зону. В настоящее время штат фактически не контролируется и живёт по собственным правилам. Честно говоря, очень даже неплохо живёт. Нет, Мятежник Субкоманданте Маркос не считает себя вождём, потому что среди сапатистов нет таковых. Глупо приклеивать несуществующие этикетки. Однако то, как называют его сами индейцы говорит о многом. Тата – предок. «Мне 518 лет», - с усмешкой говорит Маркос. Невозможно? Очень даже возможно, если учесть, что он рождается «каждый день и каждый час и каждую минуту и каждую секунду». Чёрная маска, которую он никогда не снимает при посторонних вызывает особое отношение. Потёртый красный платок на шее, изношенная фуражка, фонарик, непонятно для каких целей необходимый, сотовый телефон и на каждой руке по часам. Что всё это значит? Символы? Необходимость? Сам Маркос поясняет: «Фонарь, потому что нас держат в дыре, где нет света, телефон для того, чтобы мои консультанты по имиджу диктовали мне ответы на вопросы журналистов. Палиакате (платок), когда мы взяли Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас был новым и красным. А фуражка эта – та, с которой я попал в Лакандонскую сельву. И с одними из этих часов тоже. Другие часы – с тех пор, когда начало действовать прекращение огня. Когда время на этих двух часах совпадёт, это будет значить, что сапатизм в виде армии закончился и наступает новый этап, новые часы и новое время». Ну а то, что касается чёрной маски, так это «такой штришок кокетства. Никто не знает, кто я, да и никого это не волнует. Здесь важно лишь чем является Субкоманданте Маркос, а не чем он был».

Когда восстание вдохновляет человек-знак, любой, одевающий чёрную маску, берущий автомат и начинающий освобождение своей страны, сам становится похожим на Субкоманданте Маркоса, как две капли воды.

Естественно, что о таком парне ходят легенды. Одна из них: под маской скрываются разные, хотя и очень похожие люди. По другой – воспитанник тайного индейского общества, членам которого вообще запрещено показывать лицо чужакам. Третьи подозревают Маркоса в тайном оккультизме и кровожадности, четвёртые называют его аферистом и мексиканским сепаратистом. Столь же естественно, что Маркос в ответ смеётся и советует каждому жить в той реальности, которая ему больше всего подходит. О себе он рассказывает мало и неохотно. Да и к чему? Кем бы он ни был, «Суб», «Субкоманданте», «Суп», «Супко», «Маркитос», «Красавчик Суп», «Супкин сын» и прочие, становится совсем неважно кто он такой. Гораздо важнее что он думает и делает. Ещё до своего рождения, вместо того чтобы иметь всё, чтобы не иметь ничего, он решил не иметь ничего, чтобы иметь, таким образом, всё. Для него Мексика нечто большее, чем просто семь букв, а мексиканские индейцы – больше, чем просто мятежники. Он всю свою жизнь до предпоследней секунды посвятит борьбе за то, во что верит.

Маркос и сапатисты стали кумирами левой молодёжи Запада. Письма Маркоса, написанные в джунглях и распространяемые в интернете, способствуют политизации и радикализации многих молодых людей. В России вышел его сборник текстов – «Другая революция» - в переводе Олега Ясинского. О чём он? Прочитайте сами и поймёте. Мятежник свято хранит верность своим идеалам и ведёт за собой не только индейцев. Впереди ещё очень много трудностей. Но стоп! Какие трудности?! О чём это я?! Для Мятежников нет никаких преград, особенно для таких Мятежников как Маркос. И размышляя над всем этим, поневоле задумаешься о тех вопросах, которые каждый день задаёт нам жизнь, требуя своевременных ответов. Кто же ты, Мятежник Субкоманданте Маркос?!... А это я, это ты, это все мы.

p.s.
В статье были использованы материалы интервью Субкоманданте Маркоса с писателем Габриэлем Гарсиа Маркесом. Перевод О.Ясинского.

Ксения БЕЛЯЕВА  - "Журнал Молодежной Культуры"
Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Журнал Молодежной Культуры"


Средняя оценка:  4.5  /  Число голосов:  2  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=24&article=85    /    Просмотров: 7616

Последние статьи раздела
ЭЙ, БОББИ МАРЛИ! СПОЙ МНЕ ЧТО-НИБУДЬ ХОРОШЕЕ

ХАРУКИ МУРАКАМИ: «НЕ КАЖДОМУ ДАНО НАЧАТЬ ЧТО-ТО С НУЛЯ»

СЕРГЕЙ ТОНКОВ: «МОЯ ЖИЗНЬ – ЭТО РАБОТА, МОЯ РАБОТА – ЭТО ЖИЗНЬ…»

МЕЧТА – БЫТЬ КУРИЦЕЙ

КОМИК ВРЕМЕН



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"