МУЛЬТИ МЕДИА ЖУРНАЛ  /  ПРОЕКТ АХЕЙ
Мульти медиа журнал
/
сделать домашней страницей Обратная связь Карта сайта
Главная Издания>Проект Ахей/Наука/Образование, Педагогика
Издания

ZAART
Журнал Молодежной Культуры
Проект Ахей
Новости
Наука
      - Издательское дело
      - Образование, Педагогика
      - Теория истории
      - Древняя история
      - История средних веков
      - Новая история
      - Новейшая история
      - История Урала
      - Археология
      - Японоведение
      - География
      - Психология
      - Политология
      - Филология
      - Экономика
      - Путешествия
Путешествия
О проекте

Поиск по сайту

Расширенный поиск    Помощь

Авторизация

Регистрация
Забыли пароль?

Ссылки



Проект Ахей
22.04.2005 (06:38)
Версия для печати
ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ МОНИТОРИНГ?

Каргополова А.Г. - "Проект Ахей"

В последнее десятилетие понятие «мониторинг» достаточно прочно обосновалось в педагогической науке. В трудах педагогов научной школы А.С.Белкина определены основные методологические подходы к образовательному мониторингу, однако в практической деятельности учителей его грамотное применение носит пока единичный характер.

                Беглый анализ публикаций журнала «Преподавание истории в школе» за последние 5 лет показывает, что слово «мониторинг» не встречается практически ни разу ни в названиях статей, ни в их содержании. Между тем, опубликованные материалы свидетельствуют о бесценном преподавательском опыте, который, возможно, именно без мониторинга не был бы обобщен. А сколько учителей не только никогда не пишут статей в методические журналы, но и не делают попыток обобщить свой опыт даже для самооценки своей деятельности. По образному выражению авторов учебного пособия «Мониторинг образовательного процесса в педагогическом вузе» (В.Д. Жаворонков, А.С. Белкин, В.Г. Горб, Е.В. Коротаева), эти педагоги «умирают» от жажды, сидя у полноводного родника. Этот родник – педагогический опыт. Рискнем высказать предположение: чтобы начать заниматься мониторингом, нужна «жажда» (потребность) и нужен «родник» (опыт).

                Сначала об опыте. Пройдем вместе с выпускником вуза по ступенькам учительского мастерства.

Ступенька первая: «Молодой специалист» - учит «чему-нибудь и как-нибудь».

        Плюсы: полон сил; «пробует на зуб» разные формы и методы обучения.

        Минусы: разочарования.

        Альтернатива: уход в другую профессию.

Ступенька вторая: «Молодой учитель» начинает понимать, что делает. Плюсы: намечается свой стиль.

        Минусы: не хватает опыта.

        Альтернатива: уход в другую профессию.

Ступенька третья: «Опытный учитель» есть педагогическое кредо.

        Плюсы: свой стиль, опыт, авторитет.

        Минусы: усталость, разочарование от «бега по кругу».

        Альтернатива: уход в творчество.

Ступенька четвертая: «Учитель- методист» - обобщение своего опыта, разработка авторской технологии обучения.

        Плюсы: «второе дыхание», творчество.

        Минусы: «муки творчества».

        Альтернатива: нет.

                Осознанная потребность самооценки результатов своей деятельности, эффективности применяемых методов обучения приходит к учителю (если приходит вообще), думается, не ранее второй из отмеченных выше ступенек.

Исходя из определения мониторинга образовательного, попробуем сформулировать определение мониторинга, осуществляемого учителем истории: это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, педагогически корректное слежение за развитием процесса обучения истории в целях получения достоверной информации и своевременной коррекции педагогических действий.

                Насколько реально для учителя осуществление отслеживания своей деятельности в соответствии с этими принципами? Вполне реально, если учитель может сначала ответить «да» на 3 «простых» вопроса: нравится ли мне преподавать? знаю ли я, чему хочу научить своих учеников? нужна ли мне достоверная информация о качестве моей работы? Короче говоря, есть ли у него «жажда пить из родника» собственного опыта.

Конечно, потребуется трезво оценить собственные силы и возможности, прежде всего - степень организованности и самодисциплины. Но, думается, больше всего учителю нужна уверенность в уникальности своего преподавательского опыта. Именно в нем он будет искать методологические основы будущего мониторингового исследования: его цель, задачи, объект, характер отбираемой для измерения педагогической информации, систему показателей измерения, предполагаемые средства и контрольные точки измерения. …Так начинается авторская педагогическая технология.



Использование материалов только с согласия редакции интернет издания "Проект Ахей"


Средняя оценка:  0  /  Число голосов:  0  /  проголосовать


Постоянный адрес статьи: http://mmj.ru/index.php?id=123&article=528    /    Просмотров: 9012

Последние статьи раздела
150 ТЫСЯЧ РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОШЛИ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ INTELâ “ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА ДИАГНОСТИКУ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



обратная связьназад  наверх

  

Copyright ©2002-2010 MMJ.RU
All rights reserved. Создание сайта:all2biz.ru
Наша кнопка:
Как поставить?
Рейтинг ресурсов "УралWeb"